ARTBAT: как строился самый масштабный фестиваль современного искусства

ARTBAT: как строился самый масштабный фестиваль современного искусства

Фестиваль современного искусства ARTBAT FEST проводится в этом году в 11-й раз после двухлетнего перерыва. Впервые фестиваль прошёл в 2010 году под кураторством Баян Барманкуловой, в 2011 году организацию «АртБата» взял под своё крыло Евразийский Культурный Альянс.

За 13 лет «АртБат» стал самым крупным международным фестивалем современного искусства в Казахстане. В разное время он спонсировался как частными структурами, так и государственными, и стал примером здорового многовекторного финансирования.

Мы поговорили с арт-директором ARTBAT FEST Владиславом Слудским о том, с чего всё начиналось, о поддержке или её отсутствии со стороны государства и планах фестиваля в этом году. 

На обложке: кадры с выставки «Пища для ума», прошедшей в рамках ARTBAT FEST 2020
Все используемые фото – cultura.kz

Как пришла идея создать ARTBAT Fest? С чего всё началось?

В общем-то со случайности. В 2008-2009 годах после мирового финансового кризиса рекламный рынок в Казахстане сжался на 70%, а у компании моего отца было разное производственное оборудование. Поскольку перед этим мы проводили много времени в самых разных музеях мира, появилась мысль как-то поработать с искусством в публичном пространстве.

Баян Барманкулова подсказала нам художников, которые работают с городской скульптурой и помогла сделать первый фестиваль на улице Жибек Жолы. Уже на следующий год нас поддержал акимат, что позволило расширить формат события до выставок, а список участников до художников из близлежащих стран. 

Какие цели были у ARTBAT Fest в 2010 году? Поменялись ли они за 13 лет?

Наверное, главной и всё ещё актуальной целью является создание события, которое бы помогало поставить Алматы на мировую культурную карту. Для нас важно создавать коммуникационные мосты между локальным и международным сообществами, формировать среду для рефлексии, чтобы у художников была возможность взаимодействовать с городом и его жителями. Пусть это может прозвучать наивно, но для нас важно помогать создавать какое-то знание, рассказывать истории и критично всматриваться в существующие процессы и нарративы. Всё это делают художники, наша задача – давать им инструменты. 

Из десяти прошедших фестивалей какой ваш самый любимый? Почему?

Мои два любимых – это ARTBAT 5 и ARTBAT 6, прошедшие в 2014 и 2015 году.

В 2015 году Сергей Ковалевский придумал концепцию «воздуха земли» и у нас была работа Тацу Ниши на вокзале – такая в воздухе архитектура, которая парила над залом ожидания, как замок Миядзаки, в Ходячем Замке (изображена на фото).

Фестиваль получился хорошим, потому что это был тот редкий случай, когда то, что куратор пишет на бумаге, потом действительно воплощается в реальности. Зачастую это слишком разные вещи, к сожалению.

Второй любимый – это 2014 год, когда Кристина Штейнбрехер-Пфанд курировала концепцию Smart City – у нас тогда было много проектов, тогда случился Art Point, семь муралов в семи районах Алматы, выставки. Наверное, эти два – самые самые.

Может ли любой художник выставиться на фестивале? Как проходит отбор?

Нет, не любой. Поскольку речь идёт о работе с городским пространством, должен быть накоплен определённый опыт и понимание, как с этим пространством работать. Мы пробовали разные форматы от Open Call до приглашённых кураторов, которые приходят со своим пулом художников. Из-за сжатости сроков в этом году мы попросили разных кураторов предложить свои проекты или, в отдельных случаях, находили кураторов уже после обсуждения идей с художниками.

Концепцию фестиваля мы разработали коллективно, на базе наших семинаров в пространстве Egin, и пришли к общему заключению, что хотели бы развернуть тему антропоцена и критично разобрать это понятие. В общем, разные теоретики и практики показывают разные проекты, объединённые темой критики антропоцена. Это уже отсекает определённых художников, поскольку не все они исследуют именно эту тему.

В целом, мы скрупулёзно относимся к голосам наших художников и стараемся соблюдать интересы всех внутри сообщества. Думаю, не найдётся ни одного художника современного искусства в Казахстане, произведения которого мы бы не выставляли на фестивале за последние 13 лет. 

Почему ARTBAT FEST не проводился последние два года?

Поскольку мы придерживаемся принципа прямого взаимодействия с городским пространством, во время пандемии было невозможно привозить художников и выставлять их произведения. Город жил в другом ритме, само слово «фестиваль», происходящее от латинского festivus (праздничный), казалось неуместным − ничего праздничного в мире не происходило в 2021 году. Потом был «Қаңтар» и фестиваль вновь оказался на паузе, потому что это был год тишины и осмысления. Сейчас мы чувствуем в себе силы и уверенность сделать выставку, которая была бы своевременной и нужной городу. 

 Как часто государство поддерживает ARTBAT?

В разное время по-разному. Из одиннадцати фестивалей акимат поддерживал нас примерно пять раз, Министерство культуры и спорта – ни разу. В этом году мы являемся частью программы дня города и для меня важно проговорить, что в этот раз нас поддерживает акимат Алматы, а так же компания InDrive, будут проекты, финансируемые компанией Chevron и дипломатической миссией США, с образовательной программой нам помогает Фонд Розы Люксембург.

В целом, события такого масштаба и организации требуют самых разных источников финансирования от некоммерческих фондов до бизнеса, власти и частного патронажа. За 13 лет мы научились соединять в фестивале самых разных игроков с разными задачами. Но это как раз пример здорового многовекторного финансирования, где уход одного спонсора не означает конец всего мероприятия. Но хочу проговорить, что без системной поддержки государства создавать большие амбициозные проекты невозможно.

Правительство Италии – прямой бенефициар Венецианской Биеннале, правительство Германии только что потратило около 20 миллионов евро из общего бюджета примерно в 44 миллионов на выставку Documenta в небольшом городе Кассель. Южная Корея системно поддерживает свой креативный сектор с конца 1990-х, поэтому «Паразиты» выигрывают «Оскар», а в плеере любого подростка есть K-Pop. Это круто, этим знанием надо пользоваться и отстраивать механизмы системной поддержки у нас. Напоминаю, что это прямая обязанность Министерства культуры и спорта. 

Чем отличается ARTBAT Fest 2023 от всех предыдущих?

У нас новая молодая и прекрасная команда, много сильных партнёров в этом году, мы хотим задействовать разные институции и галереи, то есть как-то интегрировать нашу программу в программы коллег. Фестиваль в этом году размашистый, первые образовательные проекты стартуют 19 августа, а 24 августа открываем в пространстве Egin персональную выставку берлинской художницы Ренаты Каминска, курируемую Юлией Сорокиной. Последний проект фестиваля случится аж в начале ноября − в музее Кастеева будет персональная выставка южно-корейской художницы Оксун Ким, у которой за плечами выставка в MoMA. P.S. 1 в Нью-Йорке, что для меня является важным музеем. При этом будет много казахстанских художников: Саид Атабеков, Сауле Сулейменова, Сауле Дюссенбина, Елена и Виктор Воробьёвы.

Мы уделяем особое внимание образовательным инициативам − среди участников программы у нас такие имена, как антрополог Зарина Муканова, исследователь Галым Жусипбек, политолог Бхавна Даве, социолог Диана Кудайберген и другие. Мы поддерживаем серию кинопоказов документального кино Jetiqaraqshy с работами, в том числе, казахстанских режиссёров, а также театральный проект «Шахмардан выходит из колодца».

Будет две фотовыставки в старом центре, работу над которыми мы сейчас ведём. Благодаря поддержке наших партнёров, все мероприятия фестиваля бесплатные, как это и было с первого дня его основания. В организацию события в этом году вовлечено около 100 человек: дизайнеры, молодые арт-менеджеры, художники, архитекторы, исследователи, перформансисты и режиссеры, логисты, производственники. Я вижу это ещё и как некий экономический стимул. Каждый привлечённый тенге возвращается в экономику через оплату всего этого труда. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Город
#события
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Ликбез
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Ликбез
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
Культура
#кино
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему
Культура
#кино
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему