«Ядовитая почва»: о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах

«Ядовитая почва»: о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах

В центре современной культуры «Целинный» в сентябре прошла персональная выставка фотографий «Ядовитая почва» мультидисциплинарной художницы Алины Бобровой.
Искусствовед Ирина Ларина рассказывает на какие детали стоило обратить внимание в экспозиции «Ядовитая почва».

Выставка Алины Бобровой включает порядка 19 фотографий, сделанных в Алматы и Нью-Йорке, одна из работ имеет гармонично вписавшееся музыкальное сопровождение – композицию Алисы Четрик. Через повседневные кадры художница обращается к серьёзным проблемам современного общества. Экспозиция «Ядовитая почва» о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах.

В своих работах Алина Боброва стирает разницу между Алматы и Нью-Йорком. Она подчеркивает, что жители городов, располагающихся на противоположных сторонах планеты, испытывают одинаковые чувства. В процессе исследования автор общалась с молодыми людьми, которые открыли ей себя в период уязвимых состояний. Фотографии рассказывают о реальных эмоциях, о чувствах стыда, отчаяния, одиночества и страха, которые проживают люди.

 

В детстве не учат переживать эмоции. Отчаяние и одиночество вообще не принято обсуждать с детьми. Поэтому, когда человек в осознанном возрасте с этим сталкивается, чувствует себя неполноценным, еще более уязвимым, больше закрывается от общества. Современная психология стремится избежать этих ошибок, но, если рассматривать картину в целом, изменения требуют гораздо больших усилий и времени, чтобы продемонстрировать заметный результат.

В своих фотографиях Алина Боброва также поднимает вопросы, связанные с патриархальным обществом, влияние которого, по мнению автора, и формирует проблемы воспитания. Стереотипы о том, что мальчикам никогда не должно быть страшно (они же будущие мужчины!), и что сила их, в первую очередь, в физической силе, знакомы, если не лично, то хотя бы понаслышке каждому. Раны душевные фотограф изображает ранами физическими: отсюда шрам на голове молодого человека на открывающей экспозицию фотографии, кровь на покрытой листвой почве и кровавые ссадины на руках парней.

На выставке большинство портретов объединены с пейзажами в диптихи. Городские и сельские виды запечатлены фрагментарно и крупным планом; представляют собой метафоричные образы, аллюзии на соседствующих мужских или женских персонажей.

Разбитое стекло машины глубже отражает состояние полного отчаяния закрывающей ладонями лицо и сидящей спиной девушки. В другой фотографии свежая заплатка на асфальте поверх пешеходной зебры выглядит словно пластырь, приклеенный на рану.

Для Алины Бобровой важно также подчеркнуть фактурность: гладкость, шероховатость, колкость – эти качества являются неотъемлемой частью состояния героев. Так, например, рельефные следы от шин на снегу резонируют с эмоциями сидящего на земле парня с разбитой рукой.

Но и в самих портретах пейзаж играет важную роль, дополнительно характеризуя персонажа или выступая аллегорией его чувств. Для прочтения образа нужно уделить внимание деталям: голые деревья, опавшая листва, заросший пруд, хрупкие белые цветочки и другие растения, интерьер ванной комнаты или мастерской с мужскими атрибутами.

В настоящее время огромное количество социологических исследований посвящено теме феминизма и тому, как это направление меняет роль женщины в обществе. Однако крайне мало тех, кто говорит о меняющемся положении мужчины в новых реалиях. При этом большинство процессов до сир пор носит патриархальный характер, и как следствие, накладывает определённые ожидания-стереотипы на мужчин. Художница предлагает отойти от архаических ожиданий от гендерных ролей.

В своем проекте Алина Боброва не стремится противопоставить мужчину и женщину, наоборот, она видит мир в их гармоничном сосуществовании. С наибольшей силой ей удаётся показать баланс мужского и женского, чувственного и сильного, ранимого и надёжного в фотографиях пар.

Перечисленные понятия совершенно не соответствуют стереотипам маскулинности и женственности. Сочетание нестандартных образов притягивает к себе внимание: хрупкая девушка, обнимающая парня, чья поза говорит об абсолютном доверии и открытости перед ней, или невероятное спокойствие мужчины во время стрижки. Мужчина брутальной внешности выглядит абсолютно расслабленным, а девушка – очень уверенной в себе. Соседствующий с ними натюрморт с состриженными волосами на полу ванной комнаты задает немой вопрос: кто их будет подметать?

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дэдпул и Росомаха»: кризис супергеройского кино 
Культура
#кино
«Дэдпул и Росомаха»: кризис супергеройского кино 
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом