Творчество Аружан Жумабек и Меруерт Кунаковой можно рассматривать как одну из центральных траекторий развития современного казахстанского искусства, поэтому их совместная выставка «Tüs», проходящая в галерее Oner Corner до 5 января, безусловно заслуживает внимания зрителей и профессионального сообщества.
Молодые художницы объединились для работы над выставкой, название которой отсылает к эфемерному пространству — чему-то между светом и сновидением. Цель статьи — не сопоставление творчества авторок: в экспозиции все работы воспринимаются как гармоничный союз, при этом чётко прослеживаются два самостоятельных пути, что иногда провоцирует на некую форму сравнительного анализа.
Дуальность
Прежде чем, говорить про новые представленные работы, стоит вспомнить персональные выставки художниц, прошедшие в 2024 году («Сны в подземном мире: о выставке Меруерт Кунаковой», «Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?»).
На выставке «Auyspaly küï» у Кунаковой прослеживалось довольно чёткое разделение на мир земной жизни и загробной. Художница работала с многогранными образами казахской культуры и древних кочевых традиций. Герои её полотен и инсталляций существовали в одном из миров, но смыслами были связаны и с другим. Например, одним из центральных образов на её персональной выставке была белая змея — символ, который мы встречаем в новых работах в иных цветах. Змея связана как с реальностью, так и с миром предков.
Подобное миропонимание сохранилось в новых произведениях Кунаковой: корпе, серии текстильных работ и особенно в работах «Без названия» (с перевёрнутым изображением деревьев). Однако в живописном сюрреалистическом пейзаже, представленном в виде триптиха, художница приближается к потустороннему — пространству, с которым работает Жумабек. Однако, эта связь с параллельным миром косвенна. Её можно объяснить через форму складного триптиха, прототипом которого, по словам художницы, послужило трёхстворчатое зеркало. Возможно, по этой причине левая и правая створки служат своеобразным симметричным отражением, но не ломающим цельность пейзажа и не ломающим плоскости, как это происходило бы с реальным перекрёстным отражением в зеркале.
Итак, зеркало в семиотике — это портал, переход между мирами. Чёрное пятно изначально может показаться изображением земли и отражением подземного мира, но круги от падающих капель дают понять, что это поверхность воды. Чёрная вода в пейзаже изображена как вертикальный элемент, и она словно затягивает вглубь, становясь проводником в потустороннее.
И всё же дуальность восприятия мира Кунаковой основана на одновременном изображении двух пространств, и переход между ними скорее духовный. Двойственность миропонимания Жумабек выражена иначе: она подразумевает физическую метаморфозу, связанную одновременным существованием в параллельном искажённом пространстве. Поэтому вы практически никогда не встретите в её работах линию горизонта, которая в изобразительном искусстве обладает невероятной силой притяжения во всех смыслах. Именно линия горизонта позволяет зрителю почувствовать ориентацию в пространстве холста.

Концепция сюрреализма
Описанная выше двойственность приводит нас к концепции, близкой сюрреалистическому миропониманию. Направление, отголоски которого прочно лежат в основе воспроизведения современной действительности, в 20-30-е годы прошлого столетия зародилось в контексте фрейдистской теории о бессознательном — отсюда все возможные потусторонние и параллельные миры, пространство снов, памяти и т. д. Сюрреализм стал финальной точкой эстетических поисков модернизма, объединив последствия ужасов Первой мировой войны и художественные практики, в том числе абстрактное искусство, антиискусство дадаизма, кинематограф. Погружение в бессознательное стало способом пережить ту действительность.
Сюрреализм позволил обрести художественную форму страхам и самым страстным желаниям, порой объединяющимся во вневременном пространстве. С момента своего официального появления это направление стало в широком смысле концепцией, противоположной реализму. В современном искусстве сюрреализм имеет огромнейший спектр проявления: от незначительных деталей до художественного пространства и концептуальных идей.

Творчество Жумабек и Кунаковой отражает два сюрреалистических видения. У первой — в основе работ прочно лежит сюрреалистическое восприятие мира, вторая работает с некоторыми сюрреалистическими приёмами, сочетая их с символическими и абстрактными элементами. Если нанести их произведения на карту первородного сюрреализма, то можем рассмотреть метод Жумабек как близкий Магритту своим повторением образов, минимализмом, лаконичностью цветового решения; работы Кунаковой больше перекликаются с миром Ремедиос Варо или Элеоноры Каррингтон своей утончённостью, изящной линией, детализацией, декоративностью.
Однако, при всей схожести методов и приёмов с классическим сюрреализмом современные работы делают актуальными их смыслы. Жумабек сосредоточена на вопросах общества, включая быт и традиции, гендерный вопрос, материнство, страхи. Используя повтор образов, авторка непрерывно развивает затронутые ей вопросы. И уже в своих новых работах она исследует тему союза и отношений, цикличности жизни от зарождения до невесомости души, а также ритуалы и закономерности сил природы.
Кунакова работает с темами духовности, коллективной и личной памяти, связи с предками, объединяя все эти мотивы глубоким символизмом. Её новая серия с вышивкой и живописью в розовом цвете будто бы сильно связана с методом бессознательного. Абстрактно-хаотичное расположение принципиально важных для неё объектов сложно подчинить какой-либо логике.
В качестве фона художница оставляет светлый цвет самой ткани, в некоторых случаях частично обрамляя рабочее пространство. Такая декоративная игра во фрагментарность служит приёмом спутанности сознания — зритель не видит полной картинки, перед ним словно обрывки сновидений или воспоминаний.
Что привлекло внимание?
Среди многочисленных завораживающих персонажей Аружан Жумабек больше всего зацепило взгляд, как ни странно, круглое красное солнце.
Художница уверенно работает с локальными пятнами цвета, поэтому появление однотонного насыщенного фрагмента не удивляет. Однако его воздействие трудно объяснить логически — он словно магнит, который не отпускает взгляд. Восхищение подпитывает и техника исполнения этого плотного насыщенного диска. В итоге, красный круг является доминантой не одного полотна, но и соседних. Он объединяет, питает энергией, концентрирует, успокаивает, гармонизирует всё вокруг. Он наполнен различными смыслами: от энергии японского восходящего солнца до испепеляющей красной планеты.
Творчество Меруерт Кунаковой отличается разнообразием медиумов, в каждом художница по-своему интересна. Но в новой экспозиции обращает на себя внимание висящая отдельно живопись. Она выделяется тем, что является чистой живописной абстракцией, где все тонкие намёки на фигуративность разбиваются о соседние пастозные мазки. В этой работе изменилась живописная техника Кунаковой, если сравнивать с прошлой персональной выставке. В новой одинокой, но самодостаточной работе мы видим, что ушла некая неловкость, художница отдала предпочтение жирному удару путешествующей по холсту кисти, нежели многочисленным полупрозрачным подтёкам.

В заключение хочется отметить, что диалог художниц состоялся. Да, это банальное выражение часто используют в аннотациях ради красивого риторического жеста, но на выставке «Tüs» это действительно произошло; даже принимая во внимание классическое пространство галереи, периодически перетягивающее на себя внимание. Художниц сильно объединяет материал и техники, с которыми они работают. Забавно, что каждая из авторок сделала комплимент другой в виде определённого узнаваемого образа. Так, в одной из текстильных работ Жумабек мы видим пару змей, а новая живописно-текстильная серия Кунаковой просто пестрит каплями.
В статье мы много говорили о сюрреализме, вспоминая условия его появления. Возможно, подобный своеобразный уход от прямолинейности, язык символов, тайн и визуальных пауз, который наблюдается на выставке «Tüs» — это также способ жить в современной действительности. Возможно, наше время как никогда близко к эпохе модернизма — времени стремительных перемен, безумных решений, высокой тревожности и неопределённости. Однако, на всё это накладывает огромный след цифровая эпоха, где человечество проживает несколько жизней: реальную и множество виртуальных.
Обо всех этих параллелях и говорят современные художники и художницы, различными медиумами, различными методами, в разной степени силы своего голоса. Аружан Жумабек и Меруерт Кунакова среди них.