«Туареги»: спектакль о власти, свободе и понимании

«Туареги»: спектакль о власти, свободе и понимании

В арт-пространстве ArtLab 1 и 2 мая впервые будет поставлен спектакль «Туареги» по пьесе Светланы Петрийчук, в последние годы ставшей одной из самых значительных представительниц театрального искусства. 

Мы пообщались с командой спектакля о том, как они видят постановку, что хотят в ней пережить и чего ожидают от зрителя. 

Контекст

«Туареги» — это пьеса Светланы Петрийчук. Сама Светлана лишена возможности поставить спектакль: на сегодняшний день она находится в российской колонии, её осудили за профессиональную деятельность. С точки зрения российских властей, спектакль Петрийчук «Финист Ясный Сокол» якобы оправдывает терроризм. В нём рассказывалось о женщинах, которые уезжают в Сирию и выходят замуж за представителей террористических организаций, а в основу легли материалы реальных уголовных дел, допросов и приговоров.

К сожалению, терапевтический характер постановки, престижные награды и даже положительный отзыв от органов российской пенитенциарной системы за вклад в профилактику экстремизма не спасли Светлану от политически мотивированного давления со стороны государства.  «Туареги» — это текст, опубликованный уже после попадания Светланы Петрийчук в тюремное заключение. Он вышел в сборнике летом 2023 года. Спектакль по тексту будет поставлен впервые.

О чём пьеса?

В спектакле будет показано, как женщины поднимают бунт против патриархальных устоев в некотором селе. Первым их требованием становится запрет на продажу водки в местном магазине, но очень быстро одно требование перерастает в создание некоего «женсовета», захватывающего власть. Название пьесы, «Туареги», тоже сразу наводит на мысль о структуре власти и неких фундаментальных изменениях. Туареги — редкие племена, у которых на протяжении веков сохраняется уклад, близкий к матриархальному.

В текст пьесы замешаны и мифология племён, и вообще значительный элемент сказки — этот фон потусторонней реальности помогает разбавить жёсткий социальный контекст, и, возможно, посмотреть на людей без него. История начинается с женского бунта, но она совершенно не про войну полов. Команда спектакля рассказала, что одна из их основных задач состоит в том, чтобы показать людей друг другу без оппозиции мужчина-женщина, ребёнок-взрослый и всего прочего, что скрывает возможность коммуницировать за грузными масками стереотипов.

В то же время текст произведения будто полностью лишён морализаторства и каких-то однозначных выводов — изначально вынужденный бунт героинь против алкоголизма и насилия оказывается тяжёлым, трагичным и бессмысленным, потому что не приводит маленькое общество к значительным изменениям. Власть оказывается властью даже тогда, когда её структура полностью поменялась, и из этого циклического равновесия выйти не удаётся. Угнетённый становится угнетателем, жертва тирана выстраивает собственную тиранию — правда, это лишь одна из интерпретаций, поскольку финал остаётся открытым.

Почему всё это важно?

У пьесы много контекстов, которые тесно в ней переплетаются. Структура власти, осмысленность бунта, борьба с личными утратами, одиночество в социуме, насилие физическое и насилие психологическое и даже любовь без доступа к объекту любви Последнее, кстати, одна из любимых тем авторки оригинального произведения — она затрагивает её по касательной и в «Туарегах», и в «ЗАОчницах», и в пьесе «Финист Ясный Сокол». А ещё — контекст Казахстана, в котором Петрийчук долгие годы работала телевизионным сценаристом и в котором всё ещё сохраняется патриархальный уклад. При сохранении оригинального текста без изменений, часть его была переведена на казахский для лучшей локальной адаптации.

С Казахстаном спектакль связан во многом и потому, что туареги — это тоже кочевой народ. Одна из актрис будущего спектакля рассказала о том, что ей интересно, как абсолютно русский текст пьесы будет откликаться в ней во время игры. Она же отметила важность использования этнической музыки в постановке. Режиссёрка и художница-постановщица спектакля поделилась другими ожиданиями — спектакль может дать зрителю возможность посмотреть на людей вокруг себя без социальных масок, быть рядом и не рушить друг друга, а учиться слушать.

Для кого?

Пьеса «Туареги» даже в виде текста однозначно один из лучших опытов для всех тех, кто хочет не только быть открытым, но и открывать для себя других. Например, через взаимодействие с нестандартными для себя нарративами — спектакль умело смешивает почти программный феминистский мотив свержения патриархата вместе с демонстрацией того, что насилие исходит не от власти конкретных групп, а от власти как таковой. За последнюю мысль пьеса сталкивалась с критикой за провокационный характер и недостаточность социального посыла, но в этом и состоит её главная положительная черта — сложность и многослойность.

Разнообразие интерпретаций, сложность для восприятия из-за многих уровней повествования, смешение гиперреалистской социальной критики с мифологическими и почти магическими и разговор на табуированные темы — всё это в тексте «Туарегов», которые первого и второго мая будут впервые поставлены в ArtLab коллективом Ös Acting Collective.

Фото: Ирина Дмитровская и Тео Фрост.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика