Спектакль «Животное»: как театр сбрасывает зрителя до базовых настроек

Театр «Трансформа» и «Проект Искусство» 17 и 18 апреля сыграют спектакль «Животное» — сейчас это одна из самых популярных и интересных постановок независимых театров Алматы. Билеты на «Животное» можно приобрести уже сейчас — а наш автор успел посетить его на этой неделе и делится своими впечатлениями и рассказывает, чем примечателен спектакль. 

«Хотите заржать — заржите, хотите орать — орите». Таким правилом во вступительной сцене зрителей встречают актёры спектакля «Животное». Сразу ясно, что центральной темой повествования станет проявление эмоций, и если коллектив даёт полный карт-бланш на выражение чувств, то и сам ответит взаимностью.

Однако главной темой выступит именно агрессия. Спектакль будет заигрывать с ней, то подливая масла в огонь, то оставляя её затухать.

Контроль

Во время исполнения «Животного» зритель сталкивается с большим количеством эмоциональных переходов. Он начинается со сцены драки между несколькими парнями, хаотично бьющими друг друга в импровизированном круге из сторонних наблюдателей (одним из которых будете и вы). Между делом они зачитывают отрывки стихов, а иногда просто кричат и угрожают друг другу.Уже в самом начале происходит столкновение разумной и осознанной речи с чистой, бурлящей злостью, которая реализуется в действии.

Затем будет спокойная, на первый взгляд, сцена в спальне супружеской пары, и вдруг выяснится, что и здесь находится место взрывной энергии. Такие американские горки и эмоциональные качели, которые все так любят, имеют цель — спровоцировать зрителя на агрессию.

На протяжении почти всего спектакля сохраняется ощущение, что кто-то из актёров вот-вот схватит вас за руку и вытащит из комфортного противопоставления между зрителями и действующими лицами на сцене.

Почему агрессия

Спектакль, не в лице его коллектива, а как самостоятельный организм явно видит в человеческой агрессии нерешаемую проблему. В одной из интерактивных сцен зрителям предлагается провести дискуссию о том, стоит ли искоренять её полностью из человеческой природы.

В этом обсуждении действительно рождается что-то интересное — полемика перескакивает то с мысли о бессмысленности этого чувства, то о его необходимости, то о пагубности методов и чрезмерного вмешательства в естественный ход вещей.

У вас тоже будет возможность высказаться (не бойтесь, заставлять не будут), а заодно и подумать, не было ли любое ваше высказывание об агрессивной природе человека само по себе актом агрессивного поведения.

Рациональность, речь, самоконтроль и натянутое спокойствие цивилизованного жителя современного города, находящегося в театре — воплощении культуры — вдруг разбиваются о противоречивые чувства под шумную и угрожающую электронную музыку.

Всё ещё театр

Если спектакль не привлекает вас как интеллектуальное мероприятие, то у него есть и совершенно обратная сторона — он не просто так называется «Животное». Своего зверя тоже нужно высвободить прямо в зале театра.

В какой-то момент действие прерывается и превращается в полноценный рейв, в котором есть всё необходимое: светомузыка, диджейский сет, танцы актёров и зрителей, задымлённое помещение и темнота, в которой инстинктивная и дорациональная составляющая каждого может спрятаться от посторонних глаз. Но после — схлопнется и это.

 

Свобода интерпретаций

Режиссёр спектакля Дмитрий Гомзяков рассказал нам, что не любит, когда театр даёт ответы — он должен ставить новые вопросы. Может быть, это удалось лучше всего. Во всём этом разговоре об агрессии, помещённом в цикл спокойствия и эмоциональных всплесков, очень сложно понять, что мы имеем в итоге. Нужна агрессия или нет? Есть ли у неё положительные черты? Верно ли, что ты либо хищник, либо добыча, и дано ли третье?

Множественные реализации агрессии — крики, танцы, драки, провокации и даже половое влечение, о котором в процессе обсуждения обязательно упоминает кто-то из зрителей — происходят из чего-то глубокого, сидящего в человеке изначально. Агрессия вытесняется в человеке посредством его социализации — единственная девушка из актёрской группы даже проводит два интересно перекликающихся между собой монолога об общественной роли агрессии.

Может быть, проблему агрессии, насилия и других связанных вещей действительно можно решить — например, сбросившись до заводских настроек в эмоциональном шуме. Дать его может что угодно, будь это спектакль или логический предел агрессии в виде ядерной войны, которая отправит человечество вновь в доцивилизационные пасторальные пейзажи. А может быть, агрессия — это то, с чем стоит уловить внутреннюю связь и использовать просто как способ быть.

Подумать об этом и пережить яркий эмоциональный экспириенс можно будет 17 и 18 апреля на показах спектакля «Животное» в театре «Трансформа».

*Фото: Дмитрий Поваляев.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика