С 31 мая по 9 июня в 101 Dump Gallery проходила выставка Kitchen Conversations, в которой приняли участие художницы: Адиба, Катипа Апай, Нара Бейбіт, Жанар Каир, Фэй Ли, Руна, Саша Б, Назира Садвакасова, хани ти, Свенья Тигер. Кураторка Rabiga Marx больше года работала над проектом, от первоначального замысла он постепенно обрастал новыми смыслами, что считывается при просмотре выставки.
Мы часто находимся внутри дискурса коллективной памяти, регулярно обращаясь к масштабным событиям (национальные и государственные праздники, дни памяти). Порой переживаем новые. Rabiga Marx в проекте Kitchen Conversations сосредоточилась на индивидуальных историях и тому, как внутри семьи проживаются личные или те же глобальные трагедии. Для этого кураторка обратилась к понятию «постпамяти» Марианны Хирш:
Этот термин описывает опыт наследования воспоминаний и эмоциональных переживаний, которые не являются непосредственно собственными, но глубоко формируют личность и понимание мира».
Таким образом Rabiga Marx выбрала кухню, как пространство пересечения нескольких поколений.
Первое ощущение после посещения Kitchen Conversations — выставка кажется живой. В это слово здесь вкладывается много смыслов: представленные работы находятся в диалоге между собой, тесное расположение их только сближает; одна из работ включает кровь художницы, то есть это физическое её присутствие; текстильные инсталляции движутся от потока воздуха, вызванного мимо проходящим зрителем, видео-арт динамичен сам по себе, а крупа, рассыпанная на столе в работе Катипы Апай и вовсе постоянно меняет своё положение. Сквозь объекты и изображения скользят разговоры, истории, воспоминания. Вся экспозиция дышит, а значит она живая, настоящая.
Определённая атмосфера создаётся начиная с самого названия выставки. Абсолютно у каждого человека есть свои ассоциации с кухней (где бы она ни была). У кого-то травматичные, у кого-то счастливые — Rabiga Marx с ходу предлагает зрителю не только познакомиться с работами художниц, но и обратиться к собственной памяти. Особое чувство уюта, которое авторка проекта ассоциирует с безопасностью, достигается с помощью освещения. Поразительного очарования удалось добиться в маленьком помещении с работами Нары Бейбіт и Жанары Каир — мягкий старинный жёлтый свет напольного софита «вырывает» эти произведения из темноты.
Особенно выразительно выглядят надвигающиеся на зрителя хрустальные фигуры из серии «Хрустальные мечты» Жанары Каир. Несмотря на то, художница представила не объёмные композиции, а, скажем так, репродукции большого формата, в них ощутимы частые, тонкие, острые грани хрусталя. Собранные из нескольких предметов объекты парадоксально смотрятся разбитыми. Вероятно, этот визуальный разрыв и заложен художницей как метафорическое осмысление самого материала. Изящный, строгий, дорогой — молчаливый свидетель множества событий не одного поколения.
Орнаментальность, свойственная хрусталю, перекликается с работами Назиры Садвакасовой. Приём осмысления бытового орнамента лежит в основе её текстильных работ. Рисуя собственные линии, спирали, художница отталкивается от процессов приготовления национальных блюд (лепка буйреков, выпечка бауырсаков, раскатывание теста на бешбармак). Получившиеся образы медитативны, символичны, многослойны, цикличны. Садвакасова закладывает в свои работы память движения, память общения и молчания — все эти ритмы отражены художественно.
Проект Kitchen Conversations базируется на нескольких понятиях: архив, память, безопасность, общение. Некоторые из них мы уже упомянули, теперь же хочется остановиться на том, как в экспозиции раскрывается концепция архива.
По словам Rabiga Marx, именно переосмысления этого понятия и привело её к данному проекту. Архив — это свидетельства человеческой деятельности, результаты, которые собраны, классифицированы, архивированы. Однако кураторка пришла к выводу, что подобное коллекционирование — субъективно, поэтому для неё было так важно взаимодействие зрителя с выставкой и работами. Одним из результатов этого подхода стала коллективная работа зрителей, собрвшая их эмоции, фотографии, воспоминания, мысли и пожелания. Вербальной и незримой частью архива выставки стали истории, рассказанные во время интерактивной перформативной практики Катипы Апай.
Если рассматривать понятие архива в более узком значении, то особенно показательной становится работа Адибы «Голод как наследие». Художница представила предметные стёкла, на которых запечатлены следы её крови, словно архивные данные.
Метод архивирования, а также тиражирования образов или предметов характерен для всех представленных работ: эволюция национального орнамента у Нары Бейбіт, серия хрустальных фигур Жанары Каир, диптих Саши Б, серия метафизических размышлений о жизни и смерти Свеньи Тигер, рассыпанные на столе зёрна Катипы Апай, орнаментальный текстиль Назиры Садвакасовой, инсталляция, состоящая из трёх предметов и записи диалогов хани ти и крайне выразительная, близкая к магическим движениям пластика видео-перформанса Фэй Ли.
Приготовление еды на кухне можно рассматривать как ритуал, связанный не только с поддержанием жизненных сил, но иногда и духовных. Через систематические действия, будь то лепка, помешивание, болтовня, порезы, художницы превращают повседневные жесты в своего рода обряд.
Такие повторения элементов или процессов визуально складываются в ритмическое высказывание. Динамика этих произведений по амплитуде невелика — они колышутся в ограниченном диапазоне. Смыслы, заложенные авторками, передаются не только визуально, но и посредством звука, дополняются разговорами посетителей. Всё это объединяется в единый мелодичный нарратив. Музыкальность здесь следует понимать не в прямом значении, а как способность чувствовать гармонию, ритмику, потоки энергии, историю, как абсолютное чувство жизни, традиций, циклических процессов, времени.
Rabiga Marx в разговоре о выставке отмечает:
Никто не романтизировал место кухни».
И мы в данной статье этого не делаем. Под музыкальностью хочется подчеркнуть единый язык, на котором говорят и художницы, и кураторка, и зрители — язык, отражающий общность и глубину поднятой темы.