Открывая «Стихию»: мой опыт на фестивале в Каракалпакстане

«Стихия» – фестиваль электронной музыки, искусства и науки. Совсем недавно он прошёл в шестой раз в Муйнаке – на берегу высохшего Арала среди песков и скелетов брошенных кораблей. 

Наша авторка, Жанар Шакиева, в этом году попала на «Стихию» в первый раз и рассказала, как прямо посреди пустыни проходит самый крупный фестиваль в Центральной Азии.  

«Стихия» уже давно находилась в моём списке must visit events. И вот наконец все обстоятельства сложились, и я смогла попасть на этот фестиваль. «Стихию» сложно описать одним определением: это и фестиваль, где кто-то находит свободу в вечеринке вдали от суеты мегаполиса, это и ретрит, и летний, немного экстремальный лагерь для взрослых, а ещё семейный досуг, музыкальное вдохновение и место для исследований.

Здесь можно поучаствовать в интересных беседах об экологии, науке, обществе и культуре, насладиться обволакивающим эмбиентом под звёздным небом, послушать камерный и уютный концерт местных поп-исполнителей и шаманические звуки техно-музыки, поучаствовать в создании инсталляции с художниками, понаблюдать за восходящей луной и заходящим солнцем под этническую музыку, поплакать на фильм-скринингах и просто отдохнуть на топчане. «Стихия» предоставляет самые разные варианты времяпрепровождения, а ты просто выбираешь интересные для себя опции и, как пазл, складываешь свой идеальный фестиваль. 

Как добраться и где жить

Приключения начались ещё тогда, когда я решилась ехать на фестиваль и стала уговаривать друзей присоединиться ко мне. За два дня до фестиваля я поняла, что еду одна. Плана, где жить и как возвращаться, у меня всё ещё не было, а помимо прочего, это была первая поездка в Каракалпакстан — абсолютно новое для меня место. Так что вначале ощущалась тревога.

Сам путь до фестиваля длится от 1 до 3 суток (Алматы-Ташкент-Нукус-Мунайк), в зависимости от плана маршрута и способа передвижения. Мне повезло: я случайно узнала, что недавно открылись авиарейсы напрямую из Алматы до Нукуса, и успела поймать дешёвый авиабилет, значительно сократив время своего пути. В дороге, ещё не добравшись до фестиваля, я нашла себе компанию и смогла полностью отпустить тревогу и погрузиться в атмосферу путешествия.

В Нукусе мы собрались нашей компанией одиночек, которая образовалась в аэропорту, и поймали такси до Мунайка за 450 000 сумов за салон (примерно 16 200 тенге). В городе я узнала, что это в два раза дороже, чем в обычные дни, но мне кажется естественным, что цены поднимаются в дни фестиваля.

Я очень переживала за жильё, но оказалось, что тут легко можно договориться на месте или в общем Telegram-чате стихийцев. Местные жители сдают квартиры и дома, также есть немного гостиниц и хостелов. В целом, стоимость за место на человека, судя по чату, варьируется от 100 000 до 400 000 сумов (от 3600 до 14 400 тенге). Тут стоит понимать, что на время фестиваля редко сдаётся отдельная комната – легче найти место на человека. Например, я жила в двухкомнатном номере с шестью незнакомцами, но, как заметила моя соседка, в этом есть некая фестивальная магия, когда ты буквально на каждом этапе находишь новых интересных людей.

Ещё есть вариант поселиться в палаточном лагере, только места там разошлись за минуты в день анонса, так что экспириенс полного погружения в лагерную жизнь попробую в следующем году. Теперь, когда общий экскурс по дороге и жилью пройден, самое время поделиться впечатлениями.

 

Как проходит фестиваль днём

Фестиваль длится несколько дней. Помимо вечерней программы на разных сценах, организаторы подготовили разнообразную дневную программу: мастер-классы, йогу, показы документальных фильмов, лекции об экономике, культуре и экологии. Посетить всё у меня не было сил, да и кажется, это невозможно. Но могу точно сказать, что если днём вы не умрёте от жары, то найти чем заняться будет легко.

Своим дневным досугом я выбрала лекции конференции N+1, на которых мы обсудили таяние ледников, биоразнообразие региона и проблему дефицита воды в странах Центральной Азии. Конечно, каждый из нас так или иначе знаком с этими проблемами, но лично для меня они часто остаются чем-то далёким. А тут, когда ты оказываешься в центре некогда живого моря и глубже узнаешь об антропоценности этого кризиса, то особенно чувствуешь сопричастность с проблемой. Хотя, как заметил один из спикеров, эти лекции всё равно остаются тезисами огромных тем, которые работают на вовлечённость слушателей. Возможно, со временем вовлечённых станет достаточно много, и мы сможем начать проактивные действия для решения проблем. А пока наша миссия и миссия спикеров — рассказывать и показывать. «Стихия» берёт на себя важную миссию по просвещению, за что огромное спасибо. Помимо прочего, лекции ещё несли некий терапевтический эффект, ведь обсуждение проблем помогает принять и отпустить тревогу о настоящем и будущем, рассматривать их уже более рационально.

Лекции были не только экологического характера: мы также обсудили развитие индустрии электронной музыки и попробовали поиграть на терменвоксе — предшественнике современной электронной музыки. Честно говоря, в процессе мне даже самой захотелось попробовать себя в качестве исполнительницы электронной музыки. Эта часть была очень вдохновляющей.

Фестиваль вечером

Часов в восемь вечера, когда жара начинала спадать, открывались сцены. Всего их было четыре, на каждой царили разные настроение и музыка. Такое разделение подчёркивало, что на фестивале каждый найдёт что-то для себя.

Для меня наиболее интересными сценами оказались I’m still waiting for you, jonim и Aq keme. В первой меня привлекло более разнообразное и экспериментальное звучание электронной музыки: техно, драм энд бейс, этно уносили стихицев в такие дикие танцы, что временами становилось тяжело дышать. Вместо дым-машин мы поднимали пустынную пыль. Особенно запомнился сет Edigee – казахстанский диджей покорил сердца не только приезжих любителей вечеринок, но и всех мунайкцев. Настоящий рокстар электронной музыки. Открытием для меня была также магический сет Deena Abdelwahed. Я лишь отдалённо слышала о ней от своих друзей, и поэтому познакомиться с её сетом под звёздным небом было чем-то прекрасным.

А ещё важными для меня хедлайнерами на этой сцене были Stihia Gen — первое поколение мунайкских диджеев. Ежегодно в рамках фестиваля организаторы проводят образовательные программы для детей — в этот раз они вместе с Edigee и Josef Tumari изучали основы электронной музыки и даже выступали на сцене. Кто знает, может через пару лет эти ребята станут хедлайнерами и на других международных фестивалях.

На третий день открылась сцена Aq keme. Это первая «Стихия», когда организаторы смогли договориться и согласовать все технические аспекты для открытия сцены на кладбище кораблей. Тут играло много разной музыки — эмбиент, поп, этно, экспериментал. Последние два дня мне не хотелось уходить от этой сцены и я с наслаждением слушала каждого исполнителя.

 

Самое яркое выступление принадлежало композиторке Галие Бисенгалиевой. До «Стихии» я впервые услышала её произведения на Ui kuii. Перформанс на сцене «Артишока» и её музыка вызвала во мне тогда бесконечную тревожность. Я не успевала за ней и её историями, но я определённо что-то почувствовала, и это осело на сердце тяжестью. Здесь же, на кладбище кораблей Аральского моря, под звёздным небом и скользящими лучами света по пустыни, которые так напоминали волны, музыка ощущалась абсолютно иначе. Сердце переполняло спокойствие, в которое заливалась её музыка и нагоняла грусть. Другим ярким открытием сцены были Tenger. До «Стихии» я не представляла, что люблю эмбиент музыку, но слушать её вживую, лёжа на песке на открытой площадке, а не в наушниках, – это настолько иное ощущение, что ты словно растворяешься в этой музыке.

Не хочу оставлять без внимания и другие сцены Lighthouse и BackToMunayk, которые просто оказались мне не так близки, а может я просто не успела поймать «своих» артистов. Всё-таки они все играли одновременно и поймать всех было просто невозможно. Lighthouse по атмосфере мне напомнил пляжный клуб с хорошей музыкой, где ты легко мог потанцевать и пообщаться с другими гостями фестиваля. А вот BackToMunauk была открытой площадкой, на которую свободно мог попасть каждый, не покупая билета. Сложно определить какой-то общий вайб диджеев на этой сцене, но что определённо мне запомнилось в ней — это смешение нашей привычной рейв культуры и местных жителей, включая детей и стариков. Мне вообще кажется, что если на твоём фестивале танцуют разные поколения, то он уже априори хороший.

Меня вдохновляет такое разнообразие и многогранность фестиваля, а главное, насколько он важен для всех. И то, как много людей ежегодно находят время в графиках, чтобы отправиться на пару дней в пустыню и стать частью «Стихии», лишь подтверждает: каким бы ни был фестиваль для каждого, он точно оставит след в вашем сердце.

А я надеюсь, что «Стихия» теперь станет моей ежегодной традицией.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
Культура
#музыка
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Город
#события
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Город
#события
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Ликбез
#общество
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?
Культура
#кино
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?