Как проходит вторая выставка премии Бубикановой?

Как проходит вторая выставка премии Бубикановой?

Финалистами конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE 2.0. в этом году стали: Мунара Абдукахарова, Алина Арыстанбаева, Рахат Асангулова-Kызы, Заманбап искусство, Роман Захаров, Меруерт Кунакова, Интизор Отаниёзова, Лёша Павлов, Соната Райымкулова и Зоя Фалькова. Первая выставка 2024 года имела большой успех и вызвала широкий резонанс, что породило высокие ожидания от выставки 2025 года. Насколько она оправдала — рассмотрим ниже.

Немного о творчестве Бахи Бубикановой

Бахыт Бубиканова (1985–2023) оставила богатое художественное наследие, которое ещё только подлежит тщательному исследованию. В творческой среде современного казахстанского искусства она занимает необычное положение. Известно, что Бубиканова обучалась у Молдакула Нарымбетова (1948–2012) и многое переняла из его художественного опыта. Будучи ученицей, она являлась представительницей более молодого поколения художников.

Спустя какое-то время сама Баха стала вдохновением для молодёжи. Те, кому удавалось с ней пообщаться, отзываются о ней исключительно в положительном ключе и отмечают её простые, но очень действенные советы. Таким образом, Бубиканова занимает промежуточное положение между первооткрывателями и многочисленными молодыми художниками, имеющими больше доступа к мировому современному искусству.

Мы понимаем, что самые тяжёлые, наощупь сделанные первые шаги выпали не ей, но многое она делала интуитивно  — и делала это великолепно. Кажется, что ей удалось избежать давления некоего завышенного ожидания. У неё не было потребности нравиться и угождать, поэтому её работы такие настоящие.

… а есть вставить обнажённую бабу — все хватаются этот образ причислить в ряды феминисток. А мне это не по душе», — подобные высказывания Бубикановой всё и объясняют.

Обладая невероятным чутьём жизни и искусства, возможно для неё эти понятия были неразделимы, Бахыт заняла исключительное место в становлении современного казахстанского искусства. Её влияние продолжает распространяться, и вряд ли этот процесс прекратится в ближайшие годы. На данном этапе отголоски художественных приёмов и методов Бубикановой мы наблюдаем на выставке финалистов конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE 2.0., проходящей в Aspan Gallery.

О представленных работах

Одной из финалисток стала Интизор Отаниёзова — молодая уйгурская художница, за плечами которой пока лишь одна персональная выставка. Именно там экспонировался видео-арт «Уйгурская рождественская песня», представленный на конкурс. Работа отражает многоуровневый художественный подход, сближающий Интизор с Бахой Бубикановой.

Художнице удалось создать одновременно лёгкий и многослойный образ, основанный на её размышлениях об идентичности. Переплетая слова, изображения и музыку, она соединяет разные культуры, близкие ей и формирует метафору принятия. Интизор будто осознаёт себя частью чего-то большего — древнего, масштабного, выходящего за пределы человеческой жизни. Посредством весёлой мелодии рождественской песни она бережно приглашает зрителя разделить с ней этот опыт.

Подобной силой взаимодействия с чувствами зрителей обладает полотно «Без названия» Меруерт Кунаковой. Эта работа продолжает её эксперименты с техникой вышивки по шёлку и отличается сбалансированностью между насыщенностью выбранного материала и повествовательностью линии. В изображении считываются характерные для творчества Меруерт образы-символы (змеи, деревья, архитектура) и пространства (небесный и подземный миры). Однако, в отличие от живописных полотен, здесь они существуют в монотонном, почти эфемерном измерении.

В текстильной работе Кунаковой хочется ещё раз подчеркнуть выразительность техники, чьим средством служит линия, созданная мелкими стежками нити, рьяно пронзающая нежный шёлк мягко-розового цвета.

Здесь сложно избавиться от пронзающего чувства насильственного воздействия на материал — словно душевные переживания художницы скручиваются так, что они ощущаются физически. Объём на полотне, создаваемый вышивкой, усиливает это впечатление:  работа приобретает ещё более телесный осязаемый характер.

Тема идентичности, одна из заявленных в условиях конкурса и поднятая у вышеупомянутых художниц, раскрывается и в других работах, например, в серии полотен «menu» Алины Арыстанбаевой. Подвешенные в хаотичном порядке клеёнки с двусторонней вышивкой образуют пространственную инсталляцию, где вполне лаконичные образы навевают приятные воспоминания. Коллаж, графичность, связь с семьёй — всё это отсылает к приёмам Бубикановой.

О семье, доме, связях с предками рассказывает инсталляция «Иҥнэҕэ сапта ук» Лёши Павлова. Его художественный метод менее схож с практикой Бахыт. Он использует исследовательский, методичный подход. Изображённая история длится годами, переосмысляется. Павлов очень чуток и аккуратен в обращении с образами и готовыми изображениями, он избегает коллажа. Бубиканова же знакома нам большей спонтанностью и экспромтом. Эти характеристики, наряду с юмором и артистизмом лежат в основе перформансов группы «Заманбап искусство». В этом году они представили видео-перформанс «Мизансцены» — название, которое выбрал Чынгыз Айдаров для сцен, описанных им в 2022 году.

Кажется, мастерство этой группы уже выходит за рамки конкурса для молодых художников. Учитывая, что некоторые участники «Заманбап искусства» работали с Бубикановой, было бы интересно их видеть в качестве жюри конкурса.

Проблемы экспонирования

В этом году выставка столкнулась с рядом проблем, связанных с размещением произведений и общей экспозицией. Все работы — индивидуальны, но у многих есть потенциал для смысловых и эстетических точек пересечения. Разнообразие форматов от видео-арта до вышивки открывает возможности для сочетания и распределения выставочного пространства. Однако, почему-то в этот раз не сложилось.

Выставка начинается с уверенной позиции работы Рахат Асангулова-Кызы. «Кыргыз тили — дене тили» включает пять фотоизображений и видео с комментариями художницы. Работа размещена на ярком цветном простенке и сама по себе отличается колористической интенсивностью и выразительностью — она как бы задаёт тон выставке. Но в реальности зритель обманывается её изолированным положением и, переходя к другим произведениям, уже не чувствует никакой связи.

Центральная часть воспринимается вполне цельно и гармонично. Комфортно переходить от одной работы к другой, не задумываясь о последовательности. Например, двусторонняя вышивка Арыстанбаевой перекликается с инсталляцией Павлова. Обе работы уравновешиваются полотном Кунаковой в другой части зала.

Однако в других частях выставки экспозиционные связи разрываются. Так, инсталляция «Оставлено без рассмотрения» Зои Фальковой сильно выпадает из общего восприятия. Сама работа несёт чересчур очевидный посыл и требует тщательного выбора экспозиционного места, а сильно удалённое и тёмное расположение никак не подчеркнули её художественные качества.

Совсем неожиданно на выставке проявились проблемы с соседством видео-арта, включающего звуковое сопровождение. Задорная мелодия из работы Отаниёзовой стала экспозиционной аудио-доминантой. Она вполне органично уживается с остальными произведениями, но затмевает монументальный видео-арт «Заманбап искусства», несмотря на то, что для него выделено отдельное, отгороженное пространство.

Конкурс проводится второй год и уже имеет огромнейшее значение для молодого современного искусства Центральной Азии. Тем не менее, сложно не задуматься о его будущем. Один из главных вопросов — будут ли организаторы и дальше придерживаться концепции связи участников с художественным видением Бахи Бубикановой? Это довольно важный вопрос: если да, конкурс рискует превратиться в «междусобойчик» для художников с определённой системой координат. В другом случае — будет заставлять молодых художников подгонять свои произведения под заданный вектор, чтобы вписаться и выйти в число финалистов.

Вторая выставка пока не демонстрирует строгих рамок, но выбор некоторых работ вызывает вопросы в силу их декоративности или обыденности. К сожалению, впечатление этих произведений усугубила и разбитая экспозиция. Тем не менее, мы ещё раз хотим подчеркнуть важность и актуальность конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE. Рекомендуем посетить выставку финалистов лично, чтобы составить собственное мнение.

 

Фотографии работ Б.Бубикановой предоставлены Aspan Gallery
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Культура
#интернет
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
Ликбез
#истории
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
Город
#события
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
Город
#события
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN
Культура
#музыка
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN