Финалистами конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE 2.0. в этом году стали: Мунара Абдукахарова, Алина Арыстанбаева, Рахат Асангулова-Kызы, Заманбап искусство, Роман Захаров, Меруерт Кунакова, Интизор Отаниёзова, Лёша Павлов, Соната Райымкулова и Зоя Фалькова. Первая выставка 2024 года имела большой успех и вызвала широкий резонанс, что породило высокие ожидания от выставки 2025 года. Насколько она оправдала — рассмотрим ниже.
Немного о творчестве Бахи Бубикановой
Бахыт Бубиканова (1985–2023) оставила богатое художественное наследие, которое ещё только подлежит тщательному исследованию. В творческой среде современного казахстанского искусства она занимает необычное положение. Известно, что Бубиканова обучалась у Молдакула Нарымбетова (1948–2012) и многое переняла из его художественного опыта. Будучи ученицей, она являлась представительницей более молодого поколения художников.
Спустя какое-то время сама Баха стала вдохновением для молодёжи. Те, кому удавалось с ней пообщаться, отзываются о ней исключительно в положительном ключе и отмечают её простые, но очень действенные советы. Таким образом, Бубиканова занимает промежуточное положение между первооткрывателями и многочисленными молодыми художниками, имеющими больше доступа к мировому современному искусству.
Мы понимаем, что самые тяжёлые, наощупь сделанные первые шаги выпали не ей, но многое она делала интуитивно — и делала это великолепно. Кажется, что ей удалось избежать давления некоего завышенного ожидания. У неё не было потребности нравиться и угождать, поэтому её работы такие настоящие.
… а есть вставить обнажённую бабу — все хватаются этот образ причислить в ряды феминисток. А мне это не по душе», — подобные высказывания Бубикановой всё и объясняют.
Обладая невероятным чутьём жизни и искусства, возможно для неё эти понятия были неразделимы, Бахыт заняла исключительное место в становлении современного казахстанского искусства. Её влияние продолжает распространяться, и вряд ли этот процесс прекратится в ближайшие годы. На данном этапе отголоски художественных приёмов и методов Бубикановой мы наблюдаем на выставке финалистов конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE 2.0., проходящей в Aspan Gallery.
О представленных работах
Одной из финалисток стала Интизор Отаниёзова — молодая уйгурская художница, за плечами которой пока лишь одна персональная выставка. Именно там экспонировался видео-арт «Уйгурская рождественская песня», представленный на конкурс. Работа отражает многоуровневый художественный подход, сближающий Интизор с Бахой Бубикановой.
Художнице удалось создать одновременно лёгкий и многослойный образ, основанный на её размышлениях об идентичности. Переплетая слова, изображения и музыку, она соединяет разные культуры, близкие ей и формирует метафору принятия. Интизор будто осознаёт себя частью чего-то большего — древнего, масштабного, выходящего за пределы человеческой жизни. Посредством весёлой мелодии рождественской песни она бережно приглашает зрителя разделить с ней этот опыт.
Подобной силой взаимодействия с чувствами зрителей обладает полотно «Без названия» Меруерт Кунаковой. Эта работа продолжает её эксперименты с техникой вышивки по шёлку и отличается сбалансированностью между насыщенностью выбранного материала и повествовательностью линии. В изображении считываются характерные для творчества Меруерт образы-символы (змеи, деревья, архитектура) и пространства (небесный и подземный миры). Однако, в отличие от живописных полотен, здесь они существуют в монотонном, почти эфемерном измерении.
В текстильной работе Кунаковой хочется ещё раз подчеркнуть выразительность техники, чьим средством служит линия, созданная мелкими стежками нити, рьяно пронзающая нежный шёлк мягко-розового цвета.
Здесь сложно избавиться от пронзающего чувства насильственного воздействия на материал — словно душевные переживания художницы скручиваются так, что они ощущаются физически. Объём на полотне, создаваемый вышивкой, усиливает это впечатление: работа приобретает ещё более телесный осязаемый характер.
Тема идентичности, одна из заявленных в условиях конкурса и поднятая у вышеупомянутых художниц, раскрывается и в других работах, например, в серии полотен «menu» Алины Арыстанбаевой. Подвешенные в хаотичном порядке клеёнки с двусторонней вышивкой образуют пространственную инсталляцию, где вполне лаконичные образы навевают приятные воспоминания. Коллаж, графичность, связь с семьёй — всё это отсылает к приёмам Бубикановой.
О семье, доме, связях с предками рассказывает инсталляция «Иҥнэҕэ сапта ук» Лёши Павлова. Его художественный метод менее схож с практикой Бахыт. Он использует исследовательский, методичный подход. Изображённая история длится годами, переосмысляется. Павлов очень чуток и аккуратен в обращении с образами и готовыми изображениями, он избегает коллажа. Бубиканова же знакома нам большей спонтанностью и экспромтом. Эти характеристики, наряду с юмором и артистизмом лежат в основе перформансов группы «Заманбап искусство». В этом году они представили видео-перформанс «Мизансцены» — название, которое выбрал Чынгыз Айдаров для сцен, описанных им в 2022 году.
Кажется, мастерство этой группы уже выходит за рамки конкурса для молодых художников. Учитывая, что некоторые участники «Заманбап искусства» работали с Бубикановой, было бы интересно их видеть в качестве жюри конкурса.
Проблемы экспонирования
В этом году выставка столкнулась с рядом проблем, связанных с размещением произведений и общей экспозицией. Все работы — индивидуальны, но у многих есть потенциал для смысловых и эстетических точек пересечения. Разнообразие форматов от видео-арта до вышивки открывает возможности для сочетания и распределения выставочного пространства. Однако, почему-то в этот раз не сложилось.
Выставка начинается с уверенной позиции работы Рахат Асангулова-Кызы. «Кыргыз тили — дене тили» включает пять фотоизображений и видео с комментариями художницы. Работа размещена на ярком цветном простенке и сама по себе отличается колористической интенсивностью и выразительностью — она как бы задаёт тон выставке. Но в реальности зритель обманывается её изолированным положением и, переходя к другим произведениям, уже не чувствует никакой связи.
Центральная часть воспринимается вполне цельно и гармонично. Комфортно переходить от одной работы к другой, не задумываясь о последовательности. Например, двусторонняя вышивка Арыстанбаевой перекликается с инсталляцией Павлова. Обе работы уравновешиваются полотном Кунаковой в другой части зала.
Однако в других частях выставки экспозиционные связи разрываются. Так, инсталляция «Оставлено без рассмотрения» Зои Фальковой сильно выпадает из общего восприятия. Сама работа несёт чересчур очевидный посыл и требует тщательного выбора экспозиционного места, а сильно удалённое и тёмное расположение никак не подчеркнули её художественные качества.
Совсем неожиданно на выставке проявились проблемы с соседством видео-арта, включающего звуковое сопровождение. Задорная мелодия из работы Отаниёзовой стала экспозиционной аудио-доминантой. Она вполне органично уживается с остальными произведениями, но затмевает монументальный видео-арт «Заманбап искусства», несмотря на то, что для него выделено отдельное, отгороженное пространство.
Конкурс проводится второй год и уже имеет огромнейшее значение для молодого современного искусства Центральной Азии. Тем не менее, сложно не задуматься о его будущем. Один из главных вопросов — будут ли организаторы и дальше придерживаться концепции связи участников с художественным видением Бахи Бубикановой? Это довольно важный вопрос: если да, конкурс рискует превратиться в «междусобойчик» для художников с определённой системой координат. В другом случае — будет заставлять молодых художников подгонять свои произведения под заданный вектор, чтобы вписаться и выйти в число финалистов.
Вторая выставка пока не демонстрирует строгих рамок, но выбор некоторых работ вызывает вопросы в силу их декоративности или обыденности. К сожалению, впечатление этих произведений усугубила и разбитая экспозиция. Тем не менее, мы ещё раз хотим подчеркнуть важность и актуальность конкурса B.BUBIKANOVA ART PRIZE. Рекомендуем посетить выставку финалистов лично, чтобы составить собственное мнение.