В пространстве Otz alt по Барибаева, 36 проходит персональная выставка Олега Эхо «01», которая продлится до 28 сентября.
Олег Эхо — мультидисциплинарный художник, обращающийся к site-specific art, аудио- и видеоинсталляции, перформансу и хеппенингу. С 2022 года художник живёт в Алматы и уже известен участием в международных групповых проектах (выпускник лаборатории Re-practice, 2023; участник международного проекта Ancient Futures), а также монументальной инсталляцией «РАҚМЕТ», надписью, выложенной 90 рюкзаками и чемоданами релокантов в знак огромной благодарности за гостеприимство.
Персональная выставка «01» Олега Эхо представляет собой тотальную инсталляцию, которая полностью занимает большой зал пространства Otz alt. Несмотря на то, что фактически художник представил одно произведение, выставка включает множество отсылок к его предыдущим работам и, таким образом, объединяет его творчество в наполненный смыслами нарратив, раскрывающийся поэтапно по мере продвижения по экспозиции.

Путь. Сотворение МИРа
Зритель сразу попадает в чёрное помещение, где видит структурированное расположение геометрических объектов. Смотрящий воспринимает эту последовательность слева направо, так как симметрично выстроенный свет и подвешенные блоки-трафареты с надписями обрамляют неосязаемый путь к первой смысловой кульминации. Олег Эхо с самого начала своего творчества работает с текстами, и в данной композиции он предлагает зрителю преодолеть некое расстояние к ключевому слову МИР. Слово подсвечивается видео-артом, издалека оно кажется ясным и близким, но по мере приближения текстура волн видеоряда увеличивается, создавая помехи и размывая контуры.
Путь к МИРу оказывается не таким простым, как может думаться. Художник помещает зрителя между религиозными, мифологическими, физическими, эстетическими и философскими понятиями и категориями. Все слова существуют парами: БОГ – ПУСТОТА, СВЕТ – ТЕМНОТА, ЗВУК – ТИШИНА, ХАОС – РАВНОВЕСИЕ, МИФ – ИСТИНА.
Фото 1–4. Тотальная инсталляция «01». Фрагменты. 2025. Фото редакции
Невозможно не обратить внимание на то, что первое двуединство, с которым сталкивается зритель, это БОГ и ПУСТОТА. Отталкиваясь от понятия ПУСТОТЫ, смеем предположить, что под БОГом автор подразумевает нечто осязаемое и существующее, близкое понятию бытия. Но в каком бы широком смысле художник не рассматривал БОГа, он тем самым погружает нас в религиозно-мифологический контекст сотворения мира, где вступают в силу остальные категории.
Интересно, что Олег Эхо не разделяет эти понятия на положительные и отрицательные. Например, на одной стороне оказываются БОГ, ХАОС и ЗВУК или ПУСТОТА, ТЕМНОТА и РАВНОВЕСИЕ. Таким образом, автор поддерживает абсолютный баланс бытия — условия, в которых МИР зарождался и в которых продолжает существовать. А насколько реален этот МИР, художник предлагает порассуждать в следующих условно обособленных пространствах.
Дуальность. Слова. «Пляска теней»
Но прежде, чем мы перейдём к главному экзистенциальному вопросу, поднятому художником, рассмотрим приёмы и средства выразительности, используемые им в данной инсталляции. Почему пространство обрело способность захватить внимание погружённого в темноту зрителя и придать ему силы добраться до ИСТИНЫ, какой бы она не была?

Фото 5. Тотальная инсталляция «01». Фрагмент. 2025. Фотограф: Илья Денбров
Основное свойство тотальной инсталляции — физическое поглощение присутствующего посредством воздействия на чувственном уровне. Но в инсталляции «01» тьма, съедающая ориентацию в реальности и времени, словно уходит на второй план, а доминирующими остаются слова, которые здесь служат и ориентирами, и вопросами, и точечными источниками света.
Концептуально в основе работы лежит дуальность, которая проявляется абсолютно во всём: двойные тени, антонимы, резкий свет и темнота пространства, перегородки, выступающие скорее не как разделение, а как возможность посмотреть на что-то с двух сторон, и, конечно, двойственность смыслов. Последнее особенно важно для РЕАЛЬНОСТИ: это истина или симуляция? Каждый вопрос на этой выставке порождает новые вопросы. Что однозначно ясно? Это то, что художник не даёт ответов. В данном контексте выставку «01» можно рассматривать как продолжение первой персональной выставки «Что хотел сказать автор зритель?» (2022, Калуга, Россия), потому что Эхо вновь выводит зрителя на прямой диалог с самим собой.

Фото 6. Это (не) сон. 2022. Предоставлено автором
Слова, пожалуй, основной медиум Олега Эхо. Слова несут самостоятельное эстетическое и смысловое выражение. Тут следует упомянуть ранние работы Эхо такие, как «Душно» (2021), «Это (не) сон» (2022) и др., где мы наблюдаем узнаваемый шрифт с монотонными ритмами линий и пробелов. Усложнение прочтения слова художник, по всей видимости, вводит намеренно. Он будто даёт зрителю время сосредоточиться, подумать. Аналогично автор доносит художественное высказывание в новой экспозиции. Строгий геометризм образов дополняется направленным освещением, зеркалами, видео-текстурой или видео-фоном, звуковым сопровождением (автор: Олег Эхо, техническая часть: Марк Ратнер) и даже запахом.
Фото 7. Тотальная инсталляция «01». Фрагмент. 2025. Фотограф: Илья Денбров
В тотальной инсталляции «01» каждый элемент связан с другим. Звуковое сопровождение гармонично ложится на визуальный ряд, который состоит не только из света и видеокартинки, но и теней. И тени здесь принимают наибольшую смысловую нагрузку. С помощью направленного света художник управляет ими, и как следствие управляет зрителем. Выражение «пляска теней» было использовано Олегом Эхо при описании его работы «Пещера» (2022), где он делает отсылку к Платоновскому мифу о пещере. Тени, которыми художник утверждает: ОСОЗНАЙ ЭТО СНОВИДЕНИЕ, он рассматривает как «искажённую проекцию истины». В отличие от узников Платона, у зрителя есть выбор согласиться с отсутствием реальности или воспринять слова художника как вызов. Работа «Пещера» стала частью инсталляции «01», где она является предпоследней ступенью, но подробнее об этом в следующем разделе.
Пещера Платона
Итак, мы попали в пещеру Платона, где тени рассказывают об истине бытия. Тот факт, что Олег Эхо работает не с иллюстрациями, а с текстом, даёт ему возможность предложить зрителю усомниться в истинности знаний. Именно об этой доминирующей силе слов мы упоминали в начале ранее. Его слова и вопросительные конструкции здесь приобретают формат лозунгов. Таким образом, мы получаем пространство, где зритель может проявлять индивидуальность, размышлять и сам задавать вопросы. Несмотря на то, что художник отталкивается от бессмертной идеи великого философа, воплощает он её в современном контексте с помощью актуальных художественных форм и материалов, включающих визуал, аудио, свет, зеркала, запахи и само пространство. Подобный синкретизм довольно интересен. Автор умело, а главное аккуратно и дозированно, сочетает перечисленные медиумы, которые во второй половине прошлого столетия применялись по отдельности.
Не стоит также исключать политический подтекст инсталляции «01», который добавляет работе актуальности. МИР в современной геополитической ситуации воспринимается в разных значениях, и избавиться от нынешних ассоциаций просто невозможно. В этом же контексте следует рассматривать и идею о пещере, где одностороннее видение ситуации, манипуляции являются средствами управления государством.

Фото 8. Тотальная инсталляция «01». Фрагмент. 2025. Фото редакции
Сон – Реальность – Сон – Симуляции
Как мы обозначили в начале статьи, в экспозиции предполагается путь. После сотворения МИРа, зрителя продолжают отвлекать от реальности. Художник использует следующую конструкцию: Сон – Реальность – Сон – Симуляции. Сначала зритель находится на грани знания сна или действительности. Далее, что бы он не выбрал, ему придётся ответить на следующий вопрос: «А ты живёшь в этой реальности?». Вопрос, который художник задавал ранее в инсталляции «Комната ожидания» (2023), подразумевающей пространство между смертью и жизнью. Для Эхо это принципиально важное состояние, как состояние невесомости, как нечто абсолютно чистое, и он хочет, чтобы именно в этом состоянии зритель искал все ответы.
Здесь хотелось бы упомянуть размышления о тотальных инсталляциях историка и критика современного искусства Клэр Бишоп в её труде «Искусство инсталляции», где она упоминает спорную теорию Фрейда о влечении к смерти:
… другими словами, желание вернуться в наше первичное биологическое состояние неодушевлённого объекта».
Фото 9. Тотальная инсталляция «01». Фрагмент. 2025. Фото редакции
Этим специалистка объясняет стремление к миметическому поглощению, что открывает перед нами внушительный дискуссионный вопрос о пространствах тотальных инсталляций. Открытый и большой вопрос оставляет и завершающая часть инсталляции «01», которая состоит из уже упомянутого утверждения «ОСОЗНАЙ ЭТО СНОВИДЕНИЕ» и алтаря СИМУЛЯЦИЙ, имеющего довольно зловещий потусторонний вид, сопровождающийся нотами, слегка схожими с ладаном. Казалось бы, мы достигли главной кульминации нашего путешествия, но облегчения мы не почувствовали.
На протяжении всей выставки художник отправляет зрителя к первоистокам, будь то момент до сотворения мира или состояние между жизнью и смертью, или синкретический характер первобытной культуры. Всё это происходит в сопровождении мелодии, нарратив которой раскрывается по определённой цикличности, и в целом носит неспешный медитативный характер. Конечно, познать фундаментальные вопросы бытия, сакральности или истины нам не под силу, но у зрителя есть уникальная возможность пережить этот опыт поиска, став частью единого глобального процесса реальности или симуляции.
