В Aspan Gallery до 14 января 2024 года проходит выставка узбекистанских современных художников «PAXTA». Выставка основана на многолетнем исследовании о хлопковой промышленности Узбекистана и представляет собой документальную картину, дополненную художественным взглядом, разоблачающим культ «белого золота».
Важной составляющей выставки стали медиации с Тимуром Карповым – куратором этого проекта, ранее представленного в Ташкенте (январь, 2023, 139 Documentary Center), что стало первым шагом к привлечению широкого общественного мнения через искусство. Выставка позволила объединить не только исследовательские труды, но и художников, обращающихся к этой теме в своем творчестве.
Встречает и провожает зрителя доминанта экспозиции – «Cotton BOMB» (2022 г.) Александра Федорова. Фальшивая радость советских скульптур метафорично обыграна в образе детского хоровода вокруг возвышающегося облака формы ядерного гриба. Только вместо пыли, насыщенной радиоактивными веществами – белоснежный хлопок. Таким образом Александр Федоров напоминает о негативных последствиях хлопковой промышленности: распространении пестицидов, отравлении нескольких поколений жителей, распространении болезней и экологической катастрофе – высушенном Аральском море (потерю огромнейшего водного источника подробно рассмотрел Наби Агзамов в «Divided Waters: Disrupting the Sea», 2022).
Работая с архитектурой советского модернизма, Александр Федоров знал, как искусно вписать образ фонтана «Детский хоровод» в композицию своего мурала, созданную в стиле советских плакатов с лозунгами. В этой работе символично всё: текст, хлопковое облако, и, конечно, красный советский фон, растекающийся кровью на полу.
К теме незаконного детского труда также обращается художник Заза Захидов. В рамках выставки «PAXTA» в Ташкенте он сделал роспись «Дети хлопка» на одной из стен 139 Documentary Center (поэтому работу не удалось доставить в Алматы). Но созданное им художественное высказывание является важной частью выставки. Он создал сильный образ, заставляющий содрогнуться при осознании увиденного: дети, сидящие на детях, чьи тела масштабированы и сильно вытянуты. Точное повторение фигур и их зеркальное отражение говорят о безысходности и зацикленности процесса, в котором оказались несколько поколений узбекского народа. Изображение ребёнка на спине ребёнка показывает преемственность поколений. У женщин не было выбора, у детей не было выбора, что делает их одинаково «равными» в глазах государства. В основе композиции лежит принцип тиражирования, перекликающийся с методом пропагандирования.
Детям не удалось избежать участия в масштабном механизме хлопковой промышленности, о чём рассказывает работа Анны Ивановой «Дети собирают хлопок» (2021 г.). Через характерные для примитивизма формы она сочетает размеренный ритм хлопковых рядов с хаотичным расположением детей и рваных кровоточащих ран. Авторка отмечает сходство с видеоигрой 1980-х Super Mario, дети в её пространстве движутся по ровным пунктирным линиям, собирая хлопковые коробочки и избегая препятствий в виде ран. Только в реальности дети не играли в видеоигры.
На выставке представлена резиновая жутковатая игрушка в виде мальчика с веточкой хлопка в руке, производство которой было распространено в те же 1980-е годы в Узбекской ССР. Этот образ был использован Дилярой Каиповой как принт для телогрейки, также представленной на выставке.
Прообраз зарубежной видеоигры роднит работу Анны Ивановой с графикой Вячеслава Ахунова. На выставке представлена серия 1989 года, созданная на основе его размышлений, записанных в дневник «Консервы и консервация, пастеризация и стерилизация в домашних условиях» (1980–1987 гг.). Пропитанные романтизмом графические листы с надписями «Мы мечтаем о пепси», «Мы мечтаем о коке» соседствуют с композициями пропагандистских лозунгов «Держи хлопок сухим», «Хлопок – это одежда и ватники для нашей армии» как несбыточные мечты, растворившиеся в реальности».
Собирательство хлопка неразрывно связано с текстильным производством. Для Диляры Каиповой текстиль стал главным медиа в её творчестве. В серии телогреек «Большой хлопковый путь» она опирается на эстетическое наследие хлопковой промышленности. Изображение хлопка в мозаиках, росписях, посуде и других предметах быта поглощало каждого, независимо от возраста. Врезанный в память образ хлопковой коробочки на телогрейках выступает скорее как триггер, чем рефлексия.
Навязанный национальный символ присутствует в каждом произведении выставки. В совместной с Дилярой Каиповой работе «Великий хлопковый путь» объединение художников NoolOdin (Айрат и Зафар Налибаевы) используют реальные формы хлопковых коробочек в качестве языка кодирования. Как в Узбекистане, изображение хлопка проникло во все виды искусства и быта, во все материалы, включая бетон, мозаику, детские игрушки, так и на выставке художники внедрили этот образ в каждую работу, независимо от медиа.
Выставка «PAXTA» по большей части носит исследовательский и документальный характер. Работы Умиды Ахмедовой, Тимура Карпова, видео Олега Карпова основаны на документальной фотографии. Сделанные ими снимки отображают процесс сбора хлопка, условия жизни в бараках, жизнь узбекского народа последних нескольких десятилетий, включая окружающее пространство, наполненное мотивом хлопка. Кураторы выставки выбрали грамотный подход к такой сложной теме. Они начали с ознакомления с проблемой: рассказали зрителю, что было, указали на болевые точки и последствия. Поэтому работы характеризуются ясностью прочтения и конкретикой.
Представленные на «PAXTА» произведения схожи в орнаментальном восприятии пространства, с которым работает художник: будь то текстильное панно, поверхность стены или ковра (исключение составляет работа «Cotton BOMB» Александра Федорова и работы Александра Барковского на выставке в Ташкенте). Сложно сказать, ассоциативная специфика пространства хлопковых полей повлияла на создание подобных композиционных решений или же это укоренившиеся в сознании орнаментальные мотивы. Отсюда, вероятно, и невозможность отказаться от изображения хлопковой коробочки.
Однако использования в работе одного образа хлопковой коробочки недостаточно для обращения к остросоциальным проблемам, которые подразумевает выставка. «PAXTA» имеет действительно важнейшее социальное и политическое значение. Ранее история не позволяла поднимать тему хлопка. Но теперь, когда сделаны первые шаги, все больше узбекистанских художников может рассказать об этом, ведь семья абсолютно каждого связана с хлопковой промышленностью. Напрашивается продолжение переосмысления поднятой темы, ещё очень много образов не создано и не показано.