Что же общего можно выделить у таких разных государств как Казахстан и Италия? Сарра Есенбай смело заявляет – ничего. Каждая страна имеет крайне различные исторические контексты и художественную эстетику. Однако исследование художницы не было напрасным. Имея родственную связь с обеими странами, Сарру интересуют более глубокие связи. Осмыслять собственную идентичность для многих не является пустыми словами. Находя ответы, можно более прочно ощутить землю под ногами, осознать место в современном огромном молниеносно меняющемся мире. В своём исследовании Сарре удалось найти точки соприкосновения двух культур. Со слов художницы, она прочувствовала общность в отношении к базовым понятиям таким, как семья, любовь, забота, творение, духовность. Пусть звучит банально, но среди жестокости современного мира именно они не дают человечеству опускать руки. Именно гуманизм в своё время возродил итальянское общество, и именно уважение к предкам и семье делает культуру Казахстана уникальной, отражающей силу и таинство души человека.
Концепция выставки созвучна временному пространству, подразделяющемуся на прошлое, настоящее и будущее. Наблюдая за людьми, их привычками, их мимолётными действиями Сарра создала образ городской жизни Казахстана, представив серию фотографий «Stories» как отражение настоящего. Работы Сарры не только о ключевых моральных понятиях, они о государственности, о человечности, о гражданственности, о безопасности. Нарратив настоящего раскрывается через пейзаж: горный, степной и городской, иногда вмешивается образ человека в виде силуэта, тени или фрагментарно. Ускользающая неуловимость времени, изображающаяся присутствием человеческой жизни, чередуется с застывшей массивностью гор, степей, зданий.
Динамичное настоящее созвучно с «нестабильным прошлым» – таким оно видится художнице. Прошлое, возможно, ещё более изменчиво, чем настоящее. Переписанное, искажённое, правдивое, невероятное, поучающее, разжигающее войны и наносящее новые раны. У Сарры Есенбай прошлое представлено серией портретов «Songs without words». Часть фотографий, сделанных в движении, отражает вышеупомянутую нестабильность. Смазанность контуров, неясность форм и объёмов, полупрозрачные исчезающие образы присутствуют на выставке как воспоминания. Динамичности призрачных танцующих богинь противопоставляются портреты, вдохновлённые итальянскими образами мадонн. Есть в изображениях Есенбай что-то рафаэлевское. Его гармоничные образы, построенные на лиричности и глубокой эмоциональности, чувстве ритма, соразмерности пространственных интервалов, пропорциональности масс, объединили в себе античные традиции с тенденциями искусства Высокого Возрождения. Перечисленные особенности мы видим и в женских портретах казахстанской художницы. Она смогла создать обобщённые образы современной эпохи, раскрывающие при этом национальный колорит и вневременную одухотворённость.
Будущее Сарра Есенбай видит в творениях, созданных человеком. Поэтому руки символично стали центром внимания её объектива. Объединив, как цикл росписей средневековых соборов, фотографии, сделанные в разных местах, авторка делает отсылку к сакральности мироздания. В серии фотографий «Last supper» руки она рассматривает как символ действия: они держат чашку кофе, записывают наши мысли и планы, набирают номер телефона, держат оружие, перелистывают книгу. Человек не способен предсказывать будущее, но художница призывает задуматься о действиях в настоящем, всегда имеющим последствия. В серии «Last supper» Сарра будто бы хочет оставить свободную трактовку запечатлённых ею образов.
Выставка «Otken. Qazirgi. Bolashak» Сарры Есенбай цельная и комфортная, строится на фундаментальных понятиях миропонимания, но при этом представляет собой аналитическое и эмпирическое исследование культуры, местности, народности, личного пространства и отношения государства с его гражданином.
Фотографии любезно предоставлены автором.
Другие статьи авторской колонки искусствоведа Ирины Лариной: