Культуры Италии и Казахстана в фотографиях Сарры Есенбай

В Алматы продолжают открываться новые выставочные площадки, и это, безусловно, огромный плюс для художественной жизни богатого культурного центра. Персональная выставка «Otken. Qazirgi. Bolashak» Сарры Есенбай стала одной из первых выставок экспозиционного пространства Института Итальянской Культуры. «Otken. Qazirgi. Bolashak» об отношениях казахской и итальянской культур. Сарра Есенбай – молодая художница, занимающаяся художественной фотографией, видео-артом, работает с новыми медиа. Она также сотрудничает как фотограф с журналами Elle, Harper’s Bazaar, Esquire Kazakhstan.

Что же общего можно выделить у таких разных государств как Казахстан и Италия? Сарра Есенбай смело заявляет – ничего. Каждая страна имеет крайне различные исторические контексты и художественную эстетику. Однако исследование художницы не было напрасным. Имея родственную связь с обеими странами, Сарру интересуют более глубокие связи. Осмыслять собственную идентичность для многих не является пустыми словами. Находя ответы, можно более прочно ощутить землю под ногами, осознать место в современном огромном молниеносно меняющемся мире. В своём исследовании Сарре удалось найти точки соприкосновения двух культур. Со слов художницы, она прочувствовала общность в отношении к базовым понятиям таким, как семья, любовь, забота, творение, духовность. Пусть звучит банально, но среди жестокости современного мира именно они не дают человечеству опускать руки. Именно гуманизм в своё время возродил итальянское общество, и именно уважение к предкам и семье делает культуру Казахстана уникальной, отражающей силу и таинство души человека.

Концепция выставки созвучна временному пространству, подразделяющемуся на прошлое, настоящее и будущее. Наблюдая за людьми, их привычками, их мимолётными действиями Сарра создала образ городской жизни Казахстана, представив серию фотографий «Stories» как отражение настоящего. Работы Сарры не только о ключевых моральных понятиях, они о государственности, о человечности, о гражданственности, о безопасности. Нарратив настоящего раскрывается через пейзаж: горный, степной и городской, иногда вмешивается образ человека в виде силуэта, тени или фрагментарно. Ускользающая неуловимость времени, изображающаяся присутствием человеческой жизни, чередуется с застывшей массивностью гор, степей, зданий.

Динамичное настоящее созвучно с «нестабильным прошлым» – таким оно видится художнице. Прошлое, возможно, ещё более изменчиво, чем настоящее. Переписанное, искажённое, правдивое, невероятное, поучающее, разжигающее войны и наносящее новые раны. У Сарры Есенбай прошлое представлено серией портретов «Songs without words». Часть фотографий, сделанных в движении, отражает вышеупомянутую нестабильность. Смазанность контуров, неясность форм и объёмов, полупрозрачные исчезающие образы присутствуют на выставке как воспоминания. Динамичности призрачных танцующих богинь противопоставляются портреты, вдохновлённые итальянскими образами мадонн. Есть в изображениях Есенбай что-то рафаэлевское. Его гармоничные образы, построенные на лиричности и глубокой эмоциональности, чувстве ритма, соразмерности пространственных интервалов, пропорциональности масс, объединили в себе античные традиции с тенденциями искусства Высокого Возрождения. Перечисленные особенности мы видим и в женских портретах казахстанской художницы. Она смогла создать обобщённые образы современной эпохи, раскрывающие при этом национальный колорит и вневременную одухотворённость.

Будущее Сарра Есенбай видит в творениях, созданных человеком. Поэтому руки символично стали центром внимания её объектива. Объединив, как цикл росписей средневековых соборов, фотографии, сделанные в разных местах, авторка делает отсылку к сакральности мироздания. В серии фотографий «Last supper» руки она рассматривает как символ действия: они держат чашку кофе, записывают наши мысли и планы, набирают номер телефона, держат оружие, перелистывают книгу. Человек не способен предсказывать будущее, но художница призывает задуматься о действиях в настоящем, всегда имеющим последствия. В серии «Last supper» Сарра будто бы хочет оставить свободную трактовку запечатлённых ею образов.

 

Выставка «Otken. Qazirgi. Bolashak» Сарры Есенбай цельная и комфортная, строится на фундаментальных понятиях миропонимания, но при этом представляет собой аналитическое и эмпирическое исследование культуры, местности, народности, личного пространства и отношения государства с его гражданином.

 

 

Фотографии любезно предоставлены автором.

Другие статьи авторской колонки искусствоведа Ирины Лариной:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Город
#события
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Ликбез
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Ликбез
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
Культура
#кино
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему
Культура
#кино
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему