О выставке Еламан Муқтархан «It’s a full time job being non-binary»

В стенах Egin Art Space художница Еламан Муқтархан представила свою первую персональную выставку «It’s a full time job being non-binary», подготовка к которой шла около двух лет. Через своё творчество Еламан исследует собственную идентичность в контексте реальности и происходящих деколониальных процессов, не исключая культурно-исторические аспекты.

Собираясь на выставку, основанную на художественном и антропологическом исследовании небинарного и квир сопротивления, ожидаешь сложные запутанные инсталляции с многозначительными подтекстами, кричащими лозунгами или вопиюще-неординарные композиции. Оказавшись среди представленных работ Еламан Муқтархан, разрушаются абсолютно все иллюзии и предрассудки. Выставка обладает мягким сбалансированным вкусом, наполнена знакомыми образами, которые в индивидуальном изложении открываются для иного прочтения. Экспозиция включает живописные работы и инсталляцию – всего восемь произведений. Героем каждого является популярный персонаж гейм-культуры, мультипликации и кинематографа.

Первой и одной из наиболее значимых работ выставки стала «Teletubby» (2023 г.). Вышедшие в свет в 1997 году мультяшные герои гуманоидного вида воспринимаются как нечто инопланетное, непривычное. На холсте изображён фиолетовый телепузик (Тинки-Винки или его прообраз; любимым предметом Тинки-Винки была красная сумочка, которую он везде носил с собой). Этот герой выбран Еламан для работы неспроста. Квир-персоны воспринимаются обществом как «иные» или как «монстры» – как называл себя Поль Пресьядо в своей речи (в последствие книге «Я монстр, что говорит с вами. Отчёт для академии психоанализа») на выступлении перед психоаналитиками в рамках Международных дней Школы фрейдова дела в 2019 году. В работе «Teletubby» художница делает отсылку к этому манифесту. Однако образ телепузика наполнен символизмом и в других смыслах.

В живописи Еламан Муқтархан популярные персонажи обретают новые социальные роли. В «Teletubby» герой располагается перед управлением странного футуристического механизма, из которого прямо на пол вытекает розовая жидкость, символизирующая, по словам авторки, все биологические жидкости, которые присутствуют в организме человека. Заложенная идея контроля над собственным телом и жизнью имеет глубокие истоки и касается не только квир-сообщества.

Здесь нам предлагается поразмышлять о природе собственной силы воли, признать, что внутри нас заключена сила для формирования нашей реальности, для создания той субстанции, что необходима для того существования, которого желает наша душа. Но не стоит путать контроль с ригидностью, ибо истинное мастерство заключается не в доминировании, а в согласовании с естественными ритмами вселенной. В этом смысле Телепузик становится не только символом индивидуальной свободы воли, но и олицетворением коллективного сознания – напоминанием о том, что все мы все взаимосвязаны», – поясняет коллектив «Олар», курирующий выставку.

Интерес вызывает и футуристичный интерьер, окружающий телепузика, совместивший в себе стилизованные элементы существующих построек с обтекаемыми металлическими формами архитектуры классической научной фантастики. Окружение главного героя в работах Еламан дополняет образ героя, в чём мы не раз ещё убедимся.

Тема самопознания и обретения уверенности поднимается в серии работ «Yoshi» (2023 г.), включающая три живописных холста и арт объект. Еламан визуализировала процесс становления личности, подчёркивая тот факт, что внутренний рост и самоопределение напрямую связаны с внешним видом. Первое изображение выполнено в эскизной манере с использованием всего двух цветов, один из которых служит фоном. Намеренно изображая динозаврика в однотонном пространстве, лишённом конкретики места, художница показывает формирование индивидуальности в огромном мире. Следующий шаг – более насыщенные краски, добавляются другие цвета, можно уже считывать настроение и характер персонажа. Центральная работа крупнее и демонстрирует завершённый образ. Шорты с той же надписью «eat ass», как и на холстах, и в том же цветовом решении (зелёный с жёлтым) являются частью предметного мира и символом окончательного формирования личности, показателем той фазы, когда атрибуты, одежда, увлечения говорят сами за себя.

Чуть позднее, в 2024 году Еламан Муқтархан обращается к образу подруги Йоши – Бёрдо, также одной из известнейших героинь вселенной Mario. Довольно крупного формата живопись «Birdo» лаконична по содержанию и обладает приятным колоритом. Достоинство этой работы в её естественности и гармонии. Художница изобразила Бёрдо в позе тициановской Венеры, который можно уже считать шаблонным. Прообраз Венеры встречается у множества художников вне зависимости от времени создания и отражает актуальные тенденции эстетизации тела (Д. Веласкес, А. Матисс, А. Модильяни, Л. Фрейд и др.). Женственное пластичное положение фигуры Бёрдо затрагивает вопросы телесности, сексуальности, современной эстетики, в том числе и квир-эстетики. Последнее, а также понятие красоты и идеалов общественности поднимаются в диптихе «Big» (2023 г.).

Все произведения выставки «It’s a full time job being non-binary» связаны нитями единой концепции. Волнующие авторку проблемы зарождаются в одной работе, раскрываются в другой, в третьей могут быть дополнены новыми мыслями. Художественный язык живописных полотен однородный: лапидарный, с насыщенным   колоритом, основанным на контрастных цветах. В «King» (2024 г.) Еламан Муқтархан экспериментирует с техникой. Оригинал работы был переведён в негатив и воспроизведён живописью на холсте. Художница предлагает, используя приложение инстаграм, навести камеру и посмотреть преображение рестлера. Холодный скалистый белоснежный пейзаж с чёрной почвой становится зимним. В чёрной глубинной пропасти герой обретает землю под ногами. Живописно-монохромный пейзаж играет важную роль в преображении персонажа. Помимо идеи превращения, здесь, как и в «Spider-man» (2023 г.), заложена концепция дуальности мира квир-персон, вынужденных вести двойную жизнь, скрывая истинного себя.

Социальное давление может проявляться как пассивной агрессией, так и проявлением физической жестокости, стремлении взять под контроль (возвращаемся к рассуждениям Поля Пресьядо). Для инсталляции «King Kong» (2024 г.) Еламан Муқтархан выбрала персонажа популярного фильма в различных экранизациях Кинг Конга, изображённого в разных проекциях на каждой грани серебристого параллелепипеда высотой примерно с рост человека. Фигура Кинг Конга состоит из лего-частей, пространство между которыми усиливает эффект возможных трансформаций. Серебристый фон играет свою роль: помимо формирования абстрактного космического пространства, серебристое покрытие создаёт эффект зеркальности, хоть и искажённой, тем самым вовлекает зрителя в область существования Кинг Конга. Зритель может ощутить своё присутствие рядом с «монстром».

Еламан Муқтархан на примере личной истории рассказывает пройденный путь самоопределения, отмечая болезненные психологические точки, с которыми ей приходилось сталкиваться. Выставка «It’s a full time job being non-binary» через глубокие образы затрагивает фундаментальные противоречия современного общества: отношение к квир-сообществу, отношения внутри него, вопросы эстетизации, контроля, влияния патриархальных устоев.

 

Благодарим художницу и Egin Art Space за предоставленный фотоматериал

В рамках выставки также пройдёт публичная программа, почитать о которой можно тут.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
Культура
#музыка
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Город
#события
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Город
#события
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Ликбез
#общество
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?
Культура
#кино
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?