Живопись
Несмотря на то, что галерея делает акцент на работу с современным искусством, большое внимание на выставке уделено живописным полотнам — одному из самых традиционных видов искусства.
В настоящее время между специалистами ведутся горячие споры: жива ли живопись в XXI веке? Наш ответ: жива. Но не только, потому что мы часто встречаем её на различных выставках. В современном искусстве живопись обрела новые эстетические задачи и успешно их выполняет. К такого рода произведениям на выставке Summer Art Fair можно отнести полотна Толкын Сакбаевой, Молдир Сагындыковой и Фатимы Омир. В их представленных работах живёт цвет, ощутимо движение руки автора. Живопись ради живописности — демонстрация лучших качеств данной техники, в основе которых не кроются смысловые головоломки, а сами цвет и форма являются заявлением.
Работы Аскара Есдаулета и Куралай Аманжоловой живописны в той же степени, насколько они и графичны. Чётко выявленная структурность полотна, симметрия в сочетании со свободными ритмами (линеарными и цветовыми пятнами), динамика и орнаментальность — всё это лежит в основе произведений «Август», «Купальщицы» А. Есдаулета и диптих «Пряхи» К. Аманжоловой.
Смешанная техника
Отдельным условным блоком на выставке выступают произведения Катерины Никоноровой, с которыми гармонично соседствуют работы Ярослава Клочкова и Марии Песковой. В своих произведениях они используют так называемую смешанную технику. Это современный метод высказывания, включающий различные техники и не ограничивающий художника в самовыражении. Зачастую смешанная техника связана с графикой, коллажем и реди-мейд, что мы видим, например, в «Митохондриальной Еве» К. Никоноровой. Коллаж и реди-мейд позволяют авторам играть с художественным пространством, управлять им. Они здесь выступают как создатели собственных вселенных.
Реди-мейд также накладывает дополнительные смыслы. Использование предметов уже является само по себе высказыванием и выступает на стороне анти-искусства. У Я. Клочкова в «Гостиной» винтажную рамку следует рассматривать как часть работы, а не расходный вспомогательный материал для крепления фотографии к стене. Массивная рамка в данном случае не разрушает и не противоречит контексту фото-сцены, скорее, она усиливает эффект времени и атмосферу, которую хотел запечатлеть автор.
Неправильно выстроенный свет?
Даже в идеально продуманных и организованных экспозиционных работах бывают свои недочёты. Удивительно, но получилось так, что абстрактное полотно «Внутреннее безграничное» Дархана Рухолла освещено неравномерно по всей поверхности холста. Давайте разберёмся, почему это важно?
Всё дело в живописной технике, к которой обратился художник. Очевидно, вдохновившись абстрактной техникой разбрызгивания Джексона Поллока, он покрыл холст тонкими линиями красной, телесной, жёлтой красок. Подобные произведения принято относить к абстрактному экспрессионизму (направлению, одним из главных представителей которого был Поллок). Если говорить более конкретно, «Внутреннее безграничное» Д. Рухолла является чистой абстракцией. Художник довольно плотно заполняет пространство холста цветными нитями, что должно призывать зрителя на чистое созерцание, разрушение привычных понятий о границах и трёхмерном пространстве. Образованная неудачным направлением софитов, крупная тень разделяет цельно-бесконечное полотно на две части, что мешает восприятию живописи, включая полное погружение.
Выставка-ярмарка
Арт-рынок представляет собой сложную систему деловых, финансовых и культурных отношений. Развивать его является непростой задачей, ложащейся на плечи галеристов. Поэтому, пожалуй, самое важное на выставке Summer Art Fair — это её формат. Esentai Gallery старательно работает над разнообразными программами взаимодействия со зрителем, а также пропагандирует культуру коллекционирования. Регулярными выставками-ярмарками частная институция формирует привычку доступности искусства. Мы здесь не поднимаем щепетильный вопрос стоимости предметов искусства, каждая галерея выдерживает собственный баланс между тем, чтобы продать и при этом не обесценить работу художника. Речь идёт об открытости искусства для каждого зрителя. Esentai Gallery предлагает сделать первые шаги в коллекционировании и бережно знакомит зрителя с актуальными художественными смыслами.