«Санда»: Санта-Клаус спасает Японию от демографического кризиса

Завершился первый сезон аниме-экранизации «Санды» — новой манги Пару Итагаки, создательницы «Выдающихся зверей». Сюжет рассказывает о 14-летнем юноше Санде, который оказывается наследником великого рода Санта-Клауса. Действие происходит в альтернативной Японии будущего, в которой демографический кризис стал настоящей катастрофой.

Абулхаир Жусупов рассказывает, почему «Санда» стал главным аниме-сериалом минувшей осени и как Пару Итагаки решает демографический кризис Японии.

Сюжет

SANDA TV Anime Reveals Opening, Ending Theme Songs in Main Trailer -  Crunchyroll News

В 2080 году катастрофический кризис рождаемости в Японии привёл к тому, что государство начало усиленно гиперопекать детей. Их держат в школе-интернате, где позволяют творить любые бесчинства и даже за убийство взрослого человека они не получат наказания. Страна оберегает их от любых психологических и физических травм, а худшее, что может с ними случиться — взросление.

В одной из таких школ на 14-летнего Санду нападает его одноклассница Сиори Фуюмура. Оказалось, что так она хотела окрасить одежду своего одноклассника в красный цвет. Девочка подозревала, что её одноклассник — потомок Санта-Клауса и сможет исполнить её заветное желание — найти подругу, пропавшую без вести. Санда действительно превращается в большого мускулистого деда и в нём просыпается инстинкт заботы о детях: он решает помочь своей новой подруге расследовать таинственное исчезновение.

Санта-Клаус против гиперопеки

Пару Итагаки начала думать о концепте «Санды» почти десять лет назад, когда мечтала хоть раз написать мангу о людях, а не животных. Однако из-за успеха «Выдающихся зверей» и высокой занятости, первую «человеческую» историю ей пришлось отложить до своего приближающегося 30-летия. Как и многие, мангака начала рефлексировать о своём взрослении, ведь после тридцати она окончательно станет «взрослой. Поэтому Итагаки решила создать мангу, в которой отобразит этот разрыв между детством и взрослостью. Реализует она эту идею через метафорический диалог со своим родителем: не зря единственное мускулистое тело в манге принадлежит Санта-Клаусу — отцовской фигуре в манге.

Prime Video: SANDA

Именно Санта-Клаус призван заполнить этот разрыв между «детством» и «взрослой жизнью»: он наполняет жизнь местных детей надеждой и помогает им по-настоящему пережить детство. Не стоит забывать, что мир «Санды» — это мрачная антиутопия, в которой воспитанием детей занимается государство: они живут в золотой клетке, где их оберегают от любых травматичных событий в жизни. Под «травмой» мир сериала понимает как физические увечья, так и душевные терзания. Поэтому их не наказывают даже после убийства взрослого человека, но подобная вседозволенность обманчива: дети должны носить одинаковую одежду, чтобы не выделять гендерные различия, а гендерные различия им вовсе запрещены.

Prime Video: SANDA

Государство так гиперопекает детей, чтобы максимально отсрочить их физиологическое и психологическое созревание. Мир «Санды» — это диктатура молодости, в которой любое проявление инфантильности превозносится, а взрослость напротив подвергается осуждению. Адептом этой диктатуры выступает главный злодей сериала — 90-летний директор школы Хифуми Осибу, переживший несколько сотен пластических операций по омоложению. Осибу и Санда — две радикальные противоположности, которые отражают разный подход к воспитанию детей.

Sanda (TV Series 2025– ) - IMDb

Санта-Клаус продвигает ценность детской самостоятельности, которая выражена прежде всего в свободе совершать ошибки. При этом Итагаки наделяет «взрослость» ещё одной важной чертой — наличием надежды. Видна последовательность мысли её самой: если у человека нет надежды, то и нет смелости рисковать. Неслучайно в мире, где у детей отобрали веру в счастливое завтра, все забыли о бородатом дедушке в красном костюме. Также не зря его будущая жена произносит важную для всего аниме фразу:

«Если в юности чутка не рискнем, не вырастим в адекватных взрослых».

Бездетный мир — не антиутопия, а будущее

Japan says one in 10 residents are now octogenarians as nation turns gray |  CNN

Итагаки не зря такое большое значение уделяет страху перед взрослением: Япония действительно переживает глубокий демографический кризис. Начиная с 1973 года рождаемость японцев в основном падала, а последние девять лет и вовсе бьёт один антирекорд за другим. Из-за этого, начиная с 2008 года, население сократилось на 4 млн человек, а его треть составляют пожилые люди. Нет надежды, что ситуация улучшиться: согласно прогнозам ООН, к 2100 году в стране останется менее 50 млн человек — 42% от сегодняшней численности населения. 

Чтобы понять, насколько ситуация катастрофичная, стоит сравнить эти же показатели с Казахстаном. Средний возраст казахстанцев сегодня — 32,3 года, а доля пожилых граждан составила 14%. И хотя в стране доля пенсионеров растёт, её нивелирует высокий уровень рождаемости: дети  до 18 лет составляют 30% населения страны. Прогнозы тоже оптимистичные: к 2050 году численность населения достигнет 26,3 млн человек. Однако тревожные звоночки уже видны: с рекордно высоких показателей 2021 года — 446,5 тыс — количество новорождённых упало до 365,9 тыс в 2024 году.

Japan's Population Projected to Fall to 87 Million in 2070 | Nippon.com

Поэтому кажется, что мир «Санды» не так далёк от реальности: по сюжету в 2080 году дети составляют лишь 0,1% населения, в то время как сегодня их доля составляет уже 11%. Гиперболизируя проблему, Пару Итагаки точно подчёркивает социальные и культурные изменения в жизни японцев: пренебрежительное отношение к старшим и сакрализация детей как настоящего «сокровища нации». Эти проблемы как раз и олицетворяет Осибу: маниакальное помешательство на молодости, презрение к старости и гиперопека детей. 

Для Итагаки именно надежда и становится главным показателем взрослого человека. Также не менее важным этапом взросления в аниме становится способность принять смерть. Последнее особенно актуально в Японии, где люди чаще умирают, чем рождаются. Возможно, именно в таком взрослении Итагаки видит спасение для своей нации: не зря судьба Фуюмуры так туго переплетается со становлением Санды в роли Санта-Клауса.

Сумасшедший визуал

Мангу экранизировала студия Science Saru («Дандадан»), которой в своё время открыл Масааки Юасы вместе с продюсеркой Ынъён Чхве. И хотя самого режиссёра уже нет в компании, его наследие видно невооружённым глазом: аниме выделяется как анимацией, так и постановкой. Режиссёр аниме Томохиса Симояма, для которого сериал стал дебютом, наделил «Санду» ещё более угловатым визуалом, благодаря игре светотени, цветной палитры и резкой анимации. Например, в сцене с классом, в котором учатся только дети-убийцы, Симояма подчёркивает дискомфортную атмосферу резкими тенями и слегка аритмичным монтажом.

Большая часть сцен выполнена в блеклой палитре, но как только на экране появляется Санта Клаус, колористы добавляют ярких оттенков оранжевого и жёлтого. Особенно важную роль в этом играет цветовая сценаристка Софи Ли («Дандадан», «Скотт Пилигрим жмёт на газ»). В аниме-индустрии её должностью часто пренебрегают из-за экономии бюджета и жёстких временных рамок производства, однако она невероятна важна. Такие специалисты как Софи Ли создают раскадровки самых важных сцен, в которых указывают цветовые акценты для создания эмоциональной глубины и погружения в историю.

Main Visual, Promotional Video Released for 'SANDA' Anime Series |  Animation World Network

Однако главным достоинством «Санды» остаётся анимация, единый облик которой разработали Симояма и главный режиссёр анимации Масамити Исияма («Скотт Пилигрим жмёт на газ»). Они вдохновлялись Ёсинори Канадой — великим аниматором 70-х и 80-х годов, стиль которого отличался резкими движениями, грязными штрихами и неестественными позами. Он отлично подходит рисунку Итагаки, создавая настоящий праздник абсурда, гротеска и юности. Если красный — то колористы заливают его самым алым из возможных, если же нужно показать взрыв — то аниматоры включат туда максимальное количество импакт-фреймов.

Удивительно, как в этом урагане анимационных решений они смогли выдержать баланс с трепетной передачей микродвижений персонажей. Дело в том, что Симояма и Исияма отлично работают с физикой героев: персонажи обладают крайне диспропорциональными телами, поэтому аниматоры визуально акцентируют эту деталь стиля соответствующими движениями. Санта Клаус обладает богатырским телосложением, поэтому тяжёловат во взмахах и заваливается при ударах, а Фуюмора напротив — из-за тонких и длинных конечностей двигается резко, размашисто и с остаточной амплитудой.

Итог

Prime Video: SANDA

«Санда» отлично подытоживает этот аниме-год: оно отражает визуальные и тематические тенденции 2020-х, оставаясь при этом невероятно самобытным. Сериал не боится говорить о серьёзных темах дурашливо, таким образом лишь подчёркивая нелепость сегодняшнего положения Японии. При этом оно не отказывается от глобального чувства безысходности, а наоборот — ещё сильнее погружается в него, чтобы найти в нём хоть какой-то луч надежды. Произведение Пару Итагаки и Томохисы Симоямы не лишено проблем: оно оставляет большое количество вопросов по лору сериала и порой создаёт сильный дискомфорт своим театральным гротеском. Однако «Санда» дарит надежду на светлое будущее даже в том месте, где оно уже не наступит. Надо лишь повзрослеть.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Итоги казахстанского спорта — 2025
Ликбез
#общество
Итоги казахстанского спорта — 2025
Гибель Отрара: Как Мартин Скорсезе вернул казахский эпик в 4К
Культура
#кино
Гибель Отрара: Как Мартин Скорсезе вернул казахский эпик в 4К
XLOV: андрогинная K-Pop группа, меняющая индустрию
Культура
#музыка
XLOV: андрогинная K-Pop группа, меняющая индустрию
Лучшие уходовые средства года по версии Olive Young Beauty Awards
Стиль
#красота
Лучшие уходовые средства года по версии Olive Young Beauty Awards
«Астана» — чем живёт казахстанский баскетбол?
Ликбез
#общество
«Астана» — чем живёт казахстанский баскетбол?