Цензура, угнетение и преследования — главные кейсы года

Цензура, угнетение и преследования — главные кейсы года

Уходящий год принёс несколько значительных кейсов в вопросах свободы слова. В этом году произошли закрытие самого крупного сатирического медиа, несколько атак на журналистов, а также принятие нового законодательства, дополнительно ограничивающего возможность публичных высказываний.

Вспоминаем главные события года, связанные с цензурой, угнетением и преследованием.

QazNews24

Год начался с задержания Темирлана Есенбека — создателя сатирического издания QazNews24. Его обвинили в разжигании межнациональной розни. В ходе суда, который был то открытым, то закрытым, Темирлана приговорили к пяти годам ограничения свободы с запретом на общественно-политическую деятельность и журналистскую деятельность.

Результатом давления стало закрытие издания — 13 августа вышел пост о прекращении работы QazNews24. С тех пор не вышло ни одной публикации.

Фото: QazNews24

«Сатира – қылмыс емес»

Задержание и дальнейшее давление на Есенбека вызвало волну возмущений и одиночных пикетов, а главным лозунгом общественного недовольства стало высказывание «Сатира – қылмыс емес». Участники пикетов также были задержаны.

Среди них наибольшее внимание привлекли Рус Бикетов, известный в Алматы активист и журналист, а также главная редакторка издания The Village Kazakhstan Асем Жапишева. И Рус, и Асем были арестованы на 15 суток.

Фото: Ольга Логинова

ORDA

В мае одно из наиболее политически значимых медиа — Orda.kz — столкнулось с рядом блокировок. Пострадали аккаунты в социальных сетях Meta, они были временно заблокированы из-за массовых жалоб от неизвестных лиц.

Примерно за полторы недели до этого с блокировкой столкнулся сайт издания — ровно сутки он был недоступен исключительно для пользователей из Казахстана, в то время как из любой точки мира к нему можно было получить доступ.

А в конце года против главного редактора издания Гульнары Бажкеновой было возбуждено уголовное дело о распространении заведомо ложных сведений. Представители исполнительной власти провели обыски в её квартире и офисе.

В первой половине декабря стало известно, что глава ORDA.kz отправлена под домашний арест. Как заявляет её адвокат Мурат Адам, других журналистов при обвинении по той же статье оставляли на свободе до решения суда.

Фото: Instagram-аккаунт Гульнары Бажкеновой

Правозащитница Торегожина

В июле текущего года суд вынес приговор в отношении известной правозащитницы Бахытжан Торегожиной, её оштрафовали за пост в социальных сетях о состоянии здоровья политактивиста Марата Жыланбаева, который находится в тюремном заключении.

Менее чем через месяц Торегожина вновь сообщила о задержании. Её доставили в отделение полиции, допросили, не задав ни одного вопроса по содержанию дела. Затем вывезли через двор и вновь доставили домой, чтобы правозащитница не встретилась с теми, кто пришёл её поддержать.

Фото: Facebook-аккаунт Бахытжан Торегожиной

ФБРК

В распространении ложной информации был обвинён также известный журналист-расследователь Кирилл Павлов — создатель и руководитель Фонда-бюро расследования коррупции. Во время поездки в Костанай полиция задержала журналиста и доставила его в отделение, где Павлова продержали несколько часов без составления каких-либо процессуальных документов.

В декабре прошёл суд о распространении заведомо ложной информации, которой власти посчитали цитату с сайта госзакупок. Дело прекратили из-за истечения срока давности.

Фото: Фонд-бюро расследования коррупции

Кино

В этом году цензуре в значительной степени подвергся кинематограф. В ‘98mag выходило несколько материалов о вырезанных сценах. Например, в фильмах «Носферату» и «Плохая девочка». Удаляли и редактировали постельные сцены или фрагменты, в которых демонстрировались ЛГБТ-отношения.

Пострадал и казахстанский кинематограф: значительно отцензурирован фильм Айторе Жолдаскали «Ауру», а «Руың кім?» Асета Жумакана и вовсе был снят с проката. Последний, правда, по заявлению студии ушёл с экранов добровольно, но сделал это «во избежание двойных толкований» после критики со стороны депутата Ерлана Саирова.

Закон против ЛГБТК+

Самой массовой новостью, касающейся цензуры, стало принятие поправок против ЛГБТК+. Поправки были приняты парламентом 18 декабря. Закон в размытом виде запретил так называемую «пропаганду ЛГБТ», от чего в ближайшем будущем могут пострадать не только представители сообщества, но и многие создатели контента, так или иначе затрагивающие тему сексуальных, гендерных и романтических отношений.

Правозащитники считают закон дискриминационным. В наступающем году он, с большой вероятностью, станет одним из главных инструментов для давления на журналистов, киностудии, художников и других авторов.


Это подборка основных событий, рекомендуем ознакомиться с содержательным материалом о цензуре, который вышел весной.

Год цензуры в Казахстане

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Главные фильмы 2025 года
Культура
#кино
Главные фильмы 2025 года
«Санда»: Санта-Клаус спасает Японию от демографического кризиса
Культура
#кино
«Санда»: Санта-Клаус спасает Японию от демографического кризиса
Итоги казахстанского спорта — 2025
Ликбез
#общество
Итоги казахстанского спорта — 2025
Гибель Отрара: Как Мартин Скорсезе вернул казахский эпик в 4К
Культура
#кино
Гибель Отрара: Как Мартин Скорсезе вернул казахский эпик в 4К
XLOV: андрогинная K-Pop группа, меняющая индустрию
Культура
#музыка
XLOV: андрогинная K-Pop группа, меняющая индустрию