В конце ноября на стриминг-платформе Freedom Media состоялась премьера сериала MŪNAI о борьбе за нефть на западе Казахстана в 90-е. Серии набирают миллионы просмотров, а соцсети заполнены отзывами, обсуждениями и мемами о сериале.
Рассказываем, как проекту удаётся то, что редко под силу отечественным криминальным драмам: вернуть жанру свежесть. Авторы переносят зрителя в непривычный для казахстанского экрана регион и предлагают историю, в которой знакомые архетипы обретают неожиданную глубину.
Оригинальный сериал от Freedom Media доступен к просмотру в приложении Freedom SuperApp.
Оригинальный сеттинг

Бандитское кино, вероятно, главный жанр казахстанского кинематографа. Эпохе 90-х посвящено немало отечественных фильмов и сериалов: от комедий до фестивального кино. Современного зрителя уже сложно удивить историями о «доблестных рыцарях» в спортивных трико, от тяжёлой жизни ударившихся в блатную романтику.
Однако в последнее время бандитское кино начало расширять географию, что не может не радовать. MŪNAI переносит зрителя на запад Казахстана, за несколько тысяч километров от набившей оскомину Алматы. Нам показывают регион со своим жаргоном, понятиями и менталитетом. Такая неординарная работа с сеттингом идёт на пользу проекту, освежает закостенелый жанр.
Неназванный город, в котором происходит действие, утопает в безработице, коррупции и преступности. Он одновременно похож на любое другое постсоветское захолустье и радикально от него отличается. Хотя бы тем, что серьезные мужчины в кожаных куртках делят не просто районы или лотки на базаре, а целые нефтяные месторождения.
Сюжет
За нефть здесь борются сразу несколько преступных группировок – каждая со своими особенностями. Несмотря на то, что все герои и события в сериале вымышлены, уличные банды выглядят натуралистично, в них несложно поверить и кинуться искать их исторические прототипы.
Боксер Аман в исполнении Данияра Алшинова возглавляет группировку «спортиков», которая получает предложение от нефтяников о нелегальной торговле нефтью. Эта внезапная удача нарушает хрупкий мир между бандами города, ведь теперь все хотят получить свою долю чёрного золота: и враждебные группировки, и «крышующие» их полицейские. Сюжетная петля всё крепче сжимается вокруг Амана, ведь помимо бандитских разборок у него хватает и личных проблем: он мечется между женой и беременной любовницей, а из армии возвращается повзрослевший и изменившийся младший брат.
Герои

Оригинальность сериала заключается не только в сеттинге, но и в персонажах. Судя по первым сериям, Аман – типичный главный герой нашего бандитского кино. Храбрый спортсмен с понятиями, который вынужден крутиться, чтобы прокормить семью. Даже к жестокости он прибегает скорее для того, чтобы не растерять авторитет, нежели ради удовольствия или из убеждений.
Но куда любопытнее другие персонажи. Взять хотя бы младшего брата Амана Султана, роль которого исполнил звезда «Чёрного двора» Айбар Салы. Ушедший в армию совсем пацаном, он возвращается в изменившийся мир жестоким, агрессивным и эмоционально закрытым. В его поведении отчётливо проступают следы психологической травмы, пережитой на службе, о которой нам, вероятно, предстоит узнать в следующих сериях.
Ещё один запоминающийся образ – Сабыр в исполнении Нышанбека Жубанаева. Жестокий психопат и глава враждебной группировки, привыкший решать все вопросы насилием. Но за бронёй агрессии скрывается собственная уязвимость: герой страдает от импотенции, которая лежит в основе его неуверенности и показной маскулинности.
Это «второе дно» в сочетании с сильной актёрской игрой добавляет персонажам MŪNAI глубины, выгодно выделяя их на фоне одномерных героев, заполонивших декорации криминальных драм.
Форма

Сериал безупречно выдержан по форме. Прежде всего бросается в глаза выверенная работа кыргызского оператора Каныбека Калматова – настолько выразительная, что ей становится немного тесно в рамках экрана ноутбука или телевизора. Не последнюю роль в этом играет работа художника-постановщика Еламана Айнабекова, которому удаётся погрузить зрителя в убедительный бандитский мир 90-х. Живописные кадры точно передают дух и настроение региона, а контрастные и грязные цвета задают тон всей истории.
Всё это дополняет грамотный монтаж и сторителлинг, которые позволяют провести нам достаточно времени с персонажами, чтобы понять и привыкнуть к ним прежде, чем история начнёт стремительно набирать обороты. Крепкая режиссура Дархана Тулегенова, известного по криминальным драмам «Братья» и «SHEKER. Последний шанс», раскрывает талантливый сценарий мастера жанра Сергея Литовченко. Автор идеи и генеральный продюсер – «крёстный отец» казахстанского сериала – Алишер Утев, поставившего «5:32» и «Сержан Братан».
Вывод

Таким образом, MŪNAI – это не просто очередная вариация на тему 90-х. Это уверенная заявка на обновление всего жанра, где уникальный сеттинг, сильные актёрские работы и тщательно выстроенная форма складываются в цельный, притягательный проект. Даже если вы устали от бандитских историй, этот сериал способен напомнить, что криминальная драма может быть живой, осмысленной и по-настоящему захватывающей.
#партнёрский