Как Кэнсукэ Усио стал главным аниме-композитором современности

Главным аниме-фильмом 2020 года уже точно можно назвать «Человека-Бензопилу: Историю Резе» — продолжение-экранизации одноимённой манги Тацуки Фудзимото. Одно из самых больших достоинств картины — многогранный и пронзительный саундтрек, который написал Кэнсукэ Усио. Композитор работал также над первым сезоном аниме, однако его слава пришла задолго до «Человека-бензопилы». За свою продолжительную карьеру он сочинил саундтреки для «Пинг-понга», «Формы голоса», «Человека-дьявола: Плакса» и множества других громких и самобытных тайтлов.

Абулхаир Жусупов рассказывает, как Кэнсукэ Усио стал главным аниме-композитором, чем уникальны его саундтреки и почему он почти не работает с игровыми фильмами.

Кто такой

Кэнсукэ Усио родился в 1983 году в Токио. Жители его района, включая его родителей, организовали музыкальную школу у него дома. Благодаря этому у будущего композитора дома появилось пианино и электронный орган, на которых Усио и начал учится играть. Однако позже он полюбил электронную музыку за авторством Тэцуи Комуро и Дайсукэ Асакуры, что вдохновило его пересесть за синтезатор. Так как у семьи не было денег на покупку софта для создания музыки, Усио приходилось только читать о нём. Поэтому, когда в старшей школе молодой музыкант наконец-то получил своё первое оборудование, он уже знал всё о Pro Tools и Cubase. Во время учёбы в университете, на одном из рейвов будущий композитор встретил Таккю Исино — известного техно-диджея и продюсера.

 

По итогам этой встречи 20-летний Кэнсукэ получил предложение стать ассистентом своего кумира. За годы работы Усио успел дорасти до технического инженера Исино, насыщая его музыку свежими идеями. Тот же в свою очередь помог своему протеже запустить сольную карьеру: включил его дебютный трек в свой сборник «Gathering Traxx Vol.1». Благодаря этому Кэнсукэ выпустил дебютный альбом «A Day, Phases» под псевдонимом Agraph. В 2011 году, после выхода второго сольного альбома, Усио вошёл в состав супергруппы Lama вместе с экс-гитаристкой Number Girl Хисако Табути и экс-вокалистами Supercar — ритм-гитаристом Кодзи Накамурой и бассисткой Мики Фурукавой.

Из-за игры в группе и сочинения саундтреков, у Усио не было времени работать над своей сольной карьерой. Поэтому его третий и пока последний альбом «The Shader» пришлось ждать целых шесть лет. Зато за это время он успел начать карьеру аниме-композитора: сначала его пригласил поработать Синъитиро Ватанабэ над сериалом «Космический Дэнди», а позже Масааки Юаса на спокон «Пинг-понг». Так он сумел заявить о себе как талантливый музыкант-хамелеон, который может сделать саундтрек как для космокомедии, так и для повседневной спортивной драмы.

 

С каждым годом имя Усио было всё громче слышно в аниме-индустрии: он успел поработать над каждым режиссёрским проектом Наоко Ямады, в том числе над «Формой голоса» и «Повестью о доме Тайра», а также стать штатным композитором франшиз «Дандадан» и «Человек-бензопила». Тщательный отбор проектов, узнаваемые приёмы и универсальность композиций помогли ему закрепиться в статусе одного из главных современных аниме-композиторов. Постоянная работа с новыми технологиями выгодно отличает его от более консервативного Эвана Колла («Вайолет Эвергарден», «Провожающая в последний путь Фрирен»), а минималистичный стиль — от более помпезного Кевина Пенкина («Монолог фармацевта», «Созданный в бездне»).

Технический гик

Основное отличие Кэнсукэ Усио от других композиторов — постоянный симбиоз классических, народных и современных инструментов. Даже его изначальный псевдоним agraph намекает на это: он одновременно значит «graphic» и аграф — фиксатор струны в рояле и пианино. Первое намекает на его привычку искать звуковое вдохновение в визуальных образах, а второе отсылает к его основному инструменту в творчестве — фортепиано. Композитор постоянно играет с его звучанием в угоду выразительности: то заглушает, то наоборот — усиливает, то и вовсе совершенно меняет текстуру звука. Кэнсукэ постоянно находится в поиске новых решений и не боится обращаться за ними к технологиям.

Усио начинал своё техно-путешествие, учась на Yamaha EOS-B900 — культовом ретро-синтезаторе середины 90-х, созданном при участии Тэцуи Комуро — одного из самых влиятельных и успешных музыкальных продюсеров в истории японской музыкальной индустрии. Свои первые композиции он напишет под влиянием Kraftwerk в программах Pro Tools и Cubase, созданных прежде всего для звукорежиссёров, саунд-дизайнеров и создателей оркестровок. Опыт работы с ними помог Кэнсукэ существенно развиться в разнообразии и качестве звучания, а также лучше понимать электронную природу самых разных инструментов. Интересно, что несмотря на свою техно-школу, музыкант очень редко использует «прямую бочку».

 

При этом Усио не зацикливается на одних лишь клавишных. Для первого сезона «Человека-бензопилы» он разработал полноценный ИИ-инструмент ChainsawGAN, который преобразовывал музыкальные отрывки в звуки бензопилы, чтобы позже уже обработать их под саундтрек. Тем самым добился максимальной согласованности между визуалом и звучанием, опираясь только на сценарий: режиссёр Рю Накаяма рекомендовал композитору не читать мангу, а сам сериал не был даже в начале производственного процесса. Однако даже по нему видно, какое влияние на Усио оказал Aphex Twin и Рэй Хараками — электронные музыканты, исполнявшие техно и эмбиент в крайне минималистичной манере.

 

С другой стороны, ещё более сложной задачей было создать саундтрек для «Повести о доме Тайра» — экранизации великого военно-исторического эпоса. Изначально «Повесть» передавалась из уст в уста бива-хоси — слепыми монахами-песенниками, странствующими по стране. Поэтому она напрямую ассоциируется с инструментом бива и даже имеет собственные мотивы. Однако чтобы отразить чувства конкретных персонажей в саундтреке, Усио надо было использовать современные аранжировки. Поэтому, чтобы сохранить исторический контекст и актуальность для современного зрителя, Кэнсукэ совмещает традиционные и современные инструменты и аранжировки. Проблема в том, что японская традиционная музыка не соответствует западным музыкальным канонам. Поэтому Усио было особенно сложно создавать партитуры и полноценную гармонию между инструментами.

Музыка цвета и света

Главный акцент в музыке Усио построен на эмоциях самих персонажей. Композитор часто рассказывает, что считает своей целью погрузить зрителя во внутренние переживания героев и убедить аудиторию в том, что перед ней реальные люди. Для этого он не поскупится ни на разнообразие жанров в саундтреке, ни на обилие инструментов. Например, для четвёртого эпизода «Дандадана» он сэмплировал увертюру к опере «Вильгельм Телль», чтобы одновременно передать интенсивность сцены погони, погрузить в напряжённое состояние героев и создать комедийный абсурд, которым так насыщен тайтл. Поэтому его музыка настолько эмоциональная, если даже не патетичная: он надавливает на настроение сцены, выкручивая эмоциональные краски на максимум, будь то саспенс, трагизм и юмор.

 

С другой стороны, большое значение для Усио имеет визуальная составляющая. Например, когда он работает над саундтреками, то всегда запрашивает цветовую палитру проекта — набор используемых цветов и оттенков для всего сериала, которые подготавливливают дизайнеры персонажей, арт-директора и колористы ещё на стадии препродакшна. Так он понимает атмосферу произведения и конкретных сцен и задаёт правильное настроение своей музыкой. При этом, перед созданием самого саундтрека, он готовит альбом изображений — эдакий многостраничный мудборд с визуальными ассоциациями. Например, для саундтрека к фильму «Лиз и синяя птица» композитор ассоциировал музыку с декалькоманией — принципом литографии, который часто используют дети для создания абстрактных симметричных картин на бумаге.

 

При этом Усио пропускает через себя как через фильтр атмосферу и идею тайтлов, отталкиваясь от своего же бэкграунда в создании музыки. Для того же «Дандадан», чтобы передать дух молодости тайтла, композитор воссоздаёт музыку своей собственной юности. Поэтому саундтрек сериала так напоминает британский биг-бит — разновидность брейкбита, которая была крайне популярна в Японии 90-х. Поэтому его музыка зачастую анахроничная: в «Повести о доме Тайра» — эмбиент, в «Твоём цвете» — нью-вейв, а в «Человеке-дьяволе: Плакса» — техно. Конечно, это не значит, что Усио — «хамелеон без лица», то есть ремесленник без авторского почерка. Его саундтреки легко угадываемые во многом потому, что он остаётся редким аниме-композитором, который так часто использует техно и полуглухой стук клавишных в своих композициях.

Аниме, аниме и снова аниме

2010年末の「コミックマーケット79」でゲットした紙袋をかぶってご満悦の2 ANIMEny DJ's。 - 戸松遥&堀江由衣が電気カバー、トラックは2 ANIMEny DJ's [画像ギャラリー 2/2] - 音楽ナタリー

Кэнсукэ Усио — большой анимешник, причём с детства: в 1995 году он впервые посмотрел «Евангелион нового поколения», с которого и началась его аниме-обсессия. Дальше уже были «Юная революционерка Утэна» — до сих пор его любимое аниме, «Библиотека Кокоро» и «Легенда о героях Галактики». Аниме, а точнее саундтреки к ним, привели Усио в музыкальную индустрию: он был настолько заворожён синтами Дайсукэ Асакуры, что нацелился повторить успех продюсера ещё в средней школе. Его любовь к аниме настолько абсурдна, что у него даже есть диджейский отаку-проект 2ANIMENy DJs, где он вместе Мито — бассисткой из трио Clammbon — создаёт аниме-ремиксы.

Nachi-san 哪器 on X: "For whatever it's worth, here's Naoko Yamada posing  with Kensuke Ushio, composer of Koe no Katachi. https://t.co/9oQQZqt0oR" / X

Возможно именно поэтому в его дискографии всего три саундтрека к игровым фильмам и только один — к игре. Усио удобнее работать в знакомой индустрии с понятными, хоть порой и абсурдными правилами. При этом он кажется уже нашёл комфортный пул франшиз, над которыми будет работать следующие несколько лет карьеры: «Дандадан», «Опасность в моём сердце» и «Человек-бензопила». Однако это не мешает ему принимать участие и в разовых проектах: так, например, в прошлом году он успел в очередной раз поработать с Наоко Ямадой в «Твоём цвете» и сочинить саундтреки для «О движении Земли», а в позапрошлом — создать музыку для нового фильма по франшизе «Сэйлор Мун» и сериала «Иллюзия рая».

Interview with Toshimasa Ishii & Music Kensuke Ushio, a short animation  'Soba e' filled with beauty in 3 minutes - GIGAZINE

Сегодня Усио уже 42 года, а позади 19 аниме-проектов и статус одного из самых востребованных аниме-композиторов в индустрии. На сегодняшний день известно только о двух фильмах, для которых Кэнсукэ напишет саундтреки: экранизация манги «Дневник разных стран» и продолжение сериала «Опасность в моём сердце». Однако если брать в расчёт ежегодное количество проектов композитора, то вскоре можно ожидать как минимум ещё двух анонсов. Но даже без них Усио уже успел обогатить японскую электронную музыку своей самобытностью, многогранностью и гиковством. Возможно, он также вдохновит какого-нибудь ребёнка стать музыкантом, как когда-то его вдохновил Дайсукэ Асакура.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Al Nasr & Rafa тизерят трек «AUYLDYÑ BALASY»
Культура
#музыка
Al Nasr & Rafa тизерят трек «AUYLDYÑ BALASY»
Tyler, the Creator стал «Артистом года 2025» по версии Apple Music
Культура
#музыка
Tyler, the Creator стал «Артистом года 2025» по версии Apple Music
Дастан Акбаев — главный тренер в казахстанском киберспорте
Культура
#интернет
Дастан Акбаев — главный тренер в казахстанском киберспорте
В Казахстане могут запретить съёмку фото и видео без согласия граждан
Ликбез
#общество
В Казахстане могут запретить съёмку фото и видео без согласия граждан
Как справиться с тревожностью перед началом недели: 5 простых советов
Ликбез
#общество
Как справиться с тревожностью перед началом недели: 5 простых советов