Выставка о биоэтике в жанре art & science прошла в Астане

Выставка о биоэтике в жанре art & science прошла в Астане

В рамках прошедшего в столице научно-популярного фестиваля PRO.NRG Fest 2025, арт-гильдия Earthlings представила вниманию публики art & science выставку о биоэтике «Полевые заметки после терраформации».

Рассказываем, что хотели донести авторы экспозиции до зрителей.

В рамках научно-популярного фестиваля Pro NRG Fest, который 20 сентября прошёл в Астане, арт-гильдия Earthlings показала гостям выставку о биоэтике в жанре art & science «Полевые заметки после терраформации». Выставка стала итогом резиденции Caspian Artist Residence, организованной AMA Foundation.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от PRO.NRG FEST (@pro.nrg.fest)

Авторы работ — художница Лаура Родригес из Мексики, биолог и саунд-артист Даурен Калиаскар из Казахстана и исследовательница Дарья Тесто из Исландии — подчёркивают, что термин «терраформация» выбран не ради эффектности, а потому что он точнее всего отражает происходящее. Терраформация — это термин из научной фантастики, означающий преобразование окружающей среды с тем, чтобы сделать её пригодной для жизни людей. В ходе чрезмерного вмешательства, как отмечают авторы, могут исчезать целые экосистемы, традиционные практики и память. Кураторками проекта выступили Асель Ахметжанова и Асель Мукашева.

Посетители взаимодействовали с архивом звуков почвы, собранным с помощью геофона: первыми 3D-прототипами этих звуков, отлитыми в фарфоре — хрупкими белыми объектами, похожими то ли на морские раковины, то ли на артефакты из будущего. На столах лежали DIY-хроматограммы почвы, похожие на абстрактные акварели, ставшие своеобразными «портретами земли».

А самое главное — зин Earthlings. Он собран по образцу арт-книги, став собранием английского и казахского текстов, фрагментов дневников и фотографий. Отдельный раздел зина — «Code of Conduct for More-Than-Human Interrelation». Это манифест коллектива Earthlings, документ, напоминающий одновременно обет и этическое руководство. Он построен на принципах заботы, взаимности и смирения перед знанием земли. Зин завершается словами благодарности «почве, водам рек, выносливым растениям, птицам и насекомым Атырау, а также людям, сохраняющим истории и традиционные знания».

Проект строится на пересечении науки, искусства и традиционных знаний. Участники арт-гильдии Earthlings исследовали сакральные и промышленные ландшафты Атырауской области — от древнего мазара Карашунгул до заброшенных месторождений. На землях Атырау переплетаются два пласта: священное и индустриальное, память и модернизация. Работа Earthlings строилась как серия «полевых практик», в рамках которых художники собирали почву и воду, фиксировали звук работающих скважин и аэропорта, создавая хроматограммы — своего рода «рентген» почвы. Методология Earthlings сочетает эко-семиотику, традиционное экологическое знание и соматические практики.

Для нас важно было не просто взять образцы, а понять, как земля реагирует», — объясняет Даурен Калиаскар. — «Мы записывали её вибрации через геофоны, наблюдали за тем, как вода оживляет мох, как шум турбин смешивается с дыханием степи. Каждый эксперимент — это способ увидеть в почве и пространстве не ресурс, а собеседника».

Такой подход превращал процесс исследования в художественный жест: в аэропорту тело художника становилось «приёмником» звуков, на старых месторождениях — проводником памяти, а в степи — свидетелем возрождения.

Выставка заставляет задуматься о роли человека в мире, о его силе и воле трансформировать окружающую среду, а также обращает внимание на способы коммуникации: какими инструментами люди познают мир? В эпоху дофаминового перегруза, когда внимание рассеивается мгновенно, такой опыт требует предельного сосредоточения. Чтобы вступить в диалог с землёй, нужно усилие, которого невозможно добиться бессознательно.

«Я шла босиком и чувствовала землю иначе — мягче, ближе, живее. Мы должны входить в пространство босыми, чтобы хватать пальцами ног вытоптанные истории», — фиксировала Лаура в своём дневнике, который вела во время резиденции в Атырау.

Сами авторы считают главным не экспонаты, а новый язык работы — сотрудничество между искусством, наукой и «больше-чем-человеческим» миром. Главный смысл выставки — признать природу не «объектом исследования», а полноправным соавтором. Земля, растения, животные, ландшафт — все они включены в диалог. Пост-терраформация — это попытка выйти из антропоцентричного мышления и заново настроить язык общения с окружающим миром. Не романтизация прошлого, а поиск новых форм сосуществования.

Все образцы почвы, использованные в выставке, переданы в Ботанический сад Астаны. Таким образом проект становится не только художественным жестом, но и актом заботы.

Читайте ещё на ’98mag:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Кинофестиваль стран тюркского мира «Қорқыт ата» впервые пройдёт в Казахстане
Город
#события
Кинофестиваль стран тюркского мира «Қорқыт ата» впервые пройдёт в Казахстане
Алгоритмическая ностальгия: как цифровые платформы продают нам прошлое
Бизнес
#технологии
Алгоритмическая ностальгия: как цифровые платформы продают нам прошлое
Конференция о снижении вреда от курения прошла в Астане
Бизнес
#технологии
Конференция о снижении вреда от курения прошла в Астане
Оқырманнан қалып қойған қазақ прозасы
Ликбез
#общество
Оқырманнан қалып қойған қазақ прозасы
Джеки Чан посетил мероприятие в Алматы
Город
#события
Джеки Чан посетил мероприятие в Алматы