5 причин сходить на «Joqtau» в кино

На днях в казахстанский прокат вышел полнометражный дебют режиссёра Аруана Анартая «Joqtau» — поэтичное роуд-муви о скорби, потере идентичности и гибели традиционного уклада. Наш редактор Рамазан Малик собрал для вас пять причин сходить на него в кино!

Личная история

Тридцатилетний Дархан возвращается в родной аул спустя семь лет. С ним впервые приезжает и его девушка Елена, документирующая своё знакомство со степью на плёночный фотоаппарат. Вместе с дедом Дархана — Сагатом — они отправляются в путешествие по родным местам, раскиданным по бесконечной степи.

В главном герое легко угадывается сам режиссёр, о чём он напрямую признаётся в интервью. Персонажи в фильме вплоть до цвета волос похожи на своих прототипов, а сама история вдохновлена личным опытом Аруана Анартая. «Joqtau» — это терапевтическое кино, своеобразный способ заново пережить потерю ата, с которым он когда-то не успел попрощаться. 

Эта личная оптика, радикальное сокращение дистанции между реальностью и вымыслом одновременно идут фильму на пользу и вредят ему. С одной стороны, добавляют в кино реальности, с другой, создают ощущение ненароком подсмотренного сеанса психотерапии. Тем не менее, перед нами определённо честный автор, готовый говорить о собственных травмах и переживаниях.

 

Актуальная тема

Помимо скорби и утраты близкого человека, «Joqtau» говорит и об утрате идентичности. Ата для главного героя не просто родственник, он — проводник в постепенно исчезающий мир национальных традиций, верований и языка. Самое важное, что он хочет сделать перед уходом, это вручить ключи от этого мира внуку, зачем и отправляется с ним в путешествие, которое поначалу выглядит как каприз пожилого человека.

Неслучайно у фильма два нарратора — Дархан и Елена — одинаково внеположенных традиционному укладу. Но если для Дархана этот путь — возвращение, то для Елены это первое знакомство. В первую очередь фильм говорит с теми, кто тоже отчужден от родной культуры или только начинает своё знакомство с ней, порой превращаясь в энциклопедию казахских обычаев.

 

Форма

Двойственности главных героев вторит двойственность формальная — упомянутое слияние игрового и документального кино выражается в подчёркнуто длинных, статичных кадрах и разрушении четвёртой стены. Порой фильм даже позволяет себе прерываться на вставки с интервью главного героя — и тогда зритель окончательно теряет границу между персонажем и автором.

Во всём этом бесспорную роль играет живописная камера операторки Айгуль Нурболатовой, которую дополняет фотограф Бауыржан Сабитов.

Дуальность прослеживается и в том, как фотография соседствует с видеорядом в фильме. У неё здесь особенная роль — показать нам взгляд Елены, чьи ощущения и переживания от соприкосновения со степью занимают не последнее место в повествовании. Это тоже не всегда идёт фильму на пользу — создатели невольно конструируют в ней образ Другого, который оценивает культуру со стороны и тем самым неизменно её экзотиризует. Вероятно этим вызвано ощущение, что фильм снят извне и предназначен для сторонней оценки.

 

Исбек Абильмажинов

Самый трогательный и запоминающийся образ идеально воплотил на экране Исбек Абильмажинов. Его умудрёный жизнью ата, способный и на эмоциональную глубину, и на веселье в кадре выглядит наиболее лаконично и естественно. Его ненавязчивая актёрская игра помогает проникнуться к нему симпатией, несмотря на небольшое количество экранного времени и схематичные диалоги. 

Герой Исбека Абильмажинова — единственный по-настоящему оживает на экране, от этого его импровизированная песня в финале звучит так душераздирающе знакомо.

 

Поддержать авторское кино

Наконец, «Joqtau» — это редкий случай, когда авторское кино из Казахстана находит свою дорогу к широкому зрителю. Даже фильмы, снятые при поддержке государства, зачастую так и не попадают в казахстанские кинотеатры — отметившись на международных кинофестивалях они кладутся на полку или, в лучшем случае, получают скромную премьеру онлайн.

«Joqtau» же удалось добраться до кинотеатров, где картине предстоит бороться за внимание с международными франшизами и национальными хитами. Поэтому лучшим способом поддержать альтернативное авторское кино в Казахстане сегодня — это купить билет на показ и рассказать о премьере друзьям. 

Это безусловно не идеальное кино, которое есть за что ругать. Но оно требовательно к зрителю и способно рождать эмоции и обсуждения — а это качества, которых критически мало в современном национальном кинематографе.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Истребитель демонов» номинирован на «Золотой глобус»
Культура
#кино
«Истребитель демонов» номинирован на «Золотой глобус»
Димаш Кудайберген стал глобальным послом доброй воли МОМ ООН
Ликбез
#общество
Димаш Кудайберген стал глобальным послом доброй воли МОМ ООН
От BAIQONYR к международным фестивалям: история фильма Helios
Культура
#кино
От BAIQONYR к международным фестивалям: история фильма Helios
Любой ценой: подборка фильмов о карьеристах
Культура
#кино
Любой ценой: подборка фильмов о карьеристах
Say Mo завершила свой первый сольный тур 1 SHOT TOUR
Культура
#музыка
Say Mo завершила свой первый сольный тур 1 SHOT TOUR