Лучшие картины Бишкекского кинофестиваля

Уже в третий раз в этом году свои двери открыл Бишкекский международный кинофестиваль сразу с тремя программами — международной, центральноазиатской и кыргызской. Всего в конкурсе было представлено 27 картин.

Наш редактор Рамазан-Малик Елеусиз посетил фестиваль и выбрал самые интересные, запоминающиеся и ожидаемые — одним словом лучшие картины смотра.

«Әбіл»

Елзат Ескендір

Натуралистичная драма описывает крах казахского колхоза в начале 90-х. Стареющий пастух Әбіл много лет приумножал выданное ему стадо, а теперь его отару делят между собой вороватые чиновники, пытающиеся в спешке набить карманы, местные жители, желающие восстановить историческую справедливость, и непутёвый сын.

С первой же сцены, которая вводит нас в историю одним 13-минутным планом, в глаза бросается отстранённая камера, с документальной безразличностью фиксирующая происходящее. Неслучайно она вызывает в памяти «Тюльпан» Сергея Дворцевого — и там, и здесь за камерой польская операторка Йоланта Дылевска. 

Другая безусловная удача фильма — актёрские работы. Играют хорошо здесь все, от мала до велика, но особенно убедителен Ерлан Толеутай в роли вспыльчивого и немногословного Әбіля. Роль принесла ему приз за лучшую актёрскую работу в центральноазиатском конкурсе. 

 

Ma – Cry Of Silence

Те Мо Наинг

Удушливая социальная драма из Мьянмы погружает зрителя в будни работниц столичной текстильной фабрики, трудящихся в нечеловеческих условиях и месяцами дожидающихся обещанных выплат. Однажды они решают выйти на забастовку. Поначалу скромные и неуверенные их лозунги начинают звучать тем яростнее, чем чаще они сталкиваются с угрозами, манипуляциями и неприкрытым насилием.

Если бы не выдержанная форма, картину можно было бы легко принять за политический манифест: настолько ясно выражен здесь призыв бороться за свои права до конца. Наиболее зрелых как в идейном, так и в художественном смысле картина конкурса, заслуженно уехавшая из Бишкека с Гран-при международного конкурса.

MA - Cry of Silence (2024) - IMDb

 

Качкын

Дастан Жапар

Одна из самых красивых картин фестиваля — тягучая криминальная драма «Качкын». Условный сюжет, по тону скорее напоминающий притчу, рассказывает о двух друзьях, промышляющих контрабандой наркотиков на границе Кыргызстана. В один из таких рейдов они встречают девушку Назик, которой помогают бежать от работорговцев.

Довольно средняя драматургия остаётся лишь фоном для завораживающих пейзажей в объективе Болсунбека Таалайбека уулу и саундтрека Баласагына Мусаева, превращающих посредственный боевик в гипнотичный (гилт)трип по просторам Кыргызстана.

Кыргызстанский фильм «Качкын» участвует в Asian World Film Festival — Caravan-Info KG

 

Silent City Driver

Сэнгэдорж Жанчивдорж

Пожалуй самый необычный киноопыт фестиваля — медитативный неонуар из Монголии о водителе катафалка, в свободное время подрабатывающем на каменоломне и высекающем скульптуры. Оказавшись на свободе после долгих лет тюремного заключения, он с трудом встраивается обратно в общество, знакомясь с молодым буддистским монахом и дочерью слепого гробовщика.

Уникальный сеттинг картины, выверенный визуальный стиль и размышления о мести в рамках буддистской этики делают её желанным покемоном любого синефила. На фестивале фильм был отмечен сразу двумя наградами — за лучшую режиссуру и лучшую актёрскую работу.

Silent City Driver

 

Юнан

Амир Фахер Элдин

Амир Фахер Элдин — немецкий режиссёр родом из Киева. Его родители — сирийские беженцы, уехавшие в Украину, когда Израиль аннексировал их родину — деревню в Голанских высотах. Действие фильма разворачивается где-то между Сирийской пустыней и немецкой деревушкой, персонажи говорят на немецком и арабском, а в создании картины участвовали семь стран. Неудивительно, что заглавная тема этой экзистенциальной драмы — поиск родины, а точнее его невозможность в мире, где даже родная мать уже не помнит твоего имени. 

Главный герой «Юнана» — Мюнир — сирийский писатель из Гамбурга, страдающий не то от кризиса среднего возраста, не то от кризиса идентичности, а может от всего сразу. Мюнир живёт одиноко вдали от семьи, а его родная мать, страдающая от деменции, уже не узнаёт его по голосу из телефона. Решив покончить с собой, он отправляется на отдалённый остров Лангенес в Северном море, где неожиданно для себя находит причины жить дальше.

Yunan' Review: A Windblown, Homesick Mood Piece

 

Жоқтау

Аруан Анартай

Радикально личная картина режиссёра-дебютанта Аруана Анартая рассказывает о 30-летнем Дархане, который по просьбе деда возвращается в родной аул спустя семь лет. С ним приезжает и его девушка Елена, документирующая своё знакомство со степью на плёночный фотоаппарат. Вместе с дедом Дархана — Сагатом — они отправляются в путешествие по родным местам, раскиданным по бесконечной степи.

У фильма два протагониста, два нарратора — Дархан и Елена — одинаково внешних, внеположенных традиционному степному укладу. Но если Дархан стремится вернуться к своим корням, то Елена знакомится с ними впервые. Такая двойственность отражается и на форме фильма — режиссёр то и дело разрушает четвёртую стену, сшивает разные временные отрезки, а порой и вовсе превращает повествование в слайдшоу. В этом ему помогает живописная камера операторки Айгуль Нурбулатовой и фотографа Бауыржана Сабитова.

«Жоқтау» — это поэтичное роуд-муви о скорби, потере идентичности и гибели традиционного уклада.

 

Ашыгым

Манас Халдаров

Если бы на фестивале был приз зрительских симпатий, он точно отошёл бы картине Манаса Халдарова (посоревноваться с ним могли бы разве что «Кыргызы на Марсе»). Даже несмотря на то, что её кинотеатральный прокат отгремел ещё несколько месяцев назад, фестивальный показ всё равно собрал полный зал людей. «Ашыгым» — трогательный и до бесстыдства ностальгический краудплизер. История любви прямиком из 90-х с жвачками «Love is», пейджерами, лиловыми спортивками и цитатами из «Бригады». 

Продюсер и сценарист фильма — Руслан Акун — один из самых успешных народных режиссёров Кыргызстана. В «Ашыгым» они на пару с режиссёром давят на все доступные болевые точки в попытках довести зрителя до слёз: тут и сироты, и инвалиды, и даже онкобольные. И у них это получается, ведь фильм, несмотря на всю свою манипулятивность, трогает. Вполне заслуженное Гран-при национального конкурса.

Ашыгым 2025 | Киноафиша

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Казахстанский фильм «Дорога памяти» получил премию Red Sea Fund в Бишкеке
Культура
#кино
Казахстанский фильм «Дорога памяти» получил премию Red Sea Fund в Бишкеке
«Слово пацана» по-японски: как «Ветролом» исследует подростковую психологию
Культура
#кино
«Слово пацана» по-японски: как «Ветролом» исследует подростковую психологию
HONOR представляет в Казахстане серию AI-смартфонов HONOR 400
Бизнес
#технологии
HONOR представляет в Казахстане серию AI-смартфонов HONOR 400
Arco, ChaO и «Ночные сапоги» — победители фестиваля анимации в Анси 2025
Культура
#кино
Arco, ChaO и «Ночные сапоги» — победители фестиваля анимации в Анси 2025
Forever 29: стартовали съёмки нового сериала о женской дружбе
Культура
#кино
Forever 29: стартовали съёмки нового сериала о женской дружбе