Сюжет
В недалёком будущем молодая учёная хочет полететь на Марс, где пропала её мать. Провалив вступительный тест в НАСА, она возвращается в Корею, где сталкивается с Джеем — работником музыкальной мастерской. Постепенно они влюбляются друг в друга, но их счастью мешают старые травмы: Нан Ён всё ещё переживает потерю матери, а Джей не может вернуться на музыкальную сцену из-за конфликта со своей группой. Вместе они придают сил друг другу преодолеть эти препятствия, но встаёт другой вопрос: что они будут делать, если Нан Ён всё же улетит в космос?
Кто снимал
Режиссёркой и авторкой сценария выступила Хан Джи Вон, снявшая «То лето» и «Проще, чем ты думаешь». Это первая работа студии Climax и первый опыт в написании сценария для 36-летней аниматорки. Главные роли в фильме озвучили Ким Тхэ Ри, известная по фильму «Служанка», и Хон Гён, сыгравший в «Слабом герое». Прежде они уже играли вместе в дораме «Злой дух» в 2023 году.
Хан Джи Вон с детства обожала анимацию: её бабушка владела магазином комиксов, а сама будущая аниматорка в детстве смотрела культовый аниме-сериал «Шин-чан». Окончив Корейский национальный университет искусств, она дебютировала как режиссёрка полнометражного фильма в 2015 году в возрасте 26 лет, став самым молодым корейским анимационным режиссёром. С тех пор она работала над онлайн-сериалом «То лето» и его кинотеатральным продолжением, параллельно снимая рекламные ролики и клипы.
Идея истории о женщине-космонавте и её отношениях пришла Джи Вон во время работы над рекламным роликом для корейской ювелирной компании. После её выхода с ней связалась студия Climax и предоставила полный карт-бланш. Режиссёрка выжала из этой свободы всё, потратив более четырёх лет на производство: два года она писала сценарий, и ещё столько же анимировала.
Яркая обёртка
Главное преимущество «Затерявшись в звёздах» — визуальная выразительность. Она проявляется как в детализированном арт-дирекшне, так и в анимации. При этом основной движущей силой остаётся имитация игрового кино: камера то и дело дёргается вслед за персонажами, пытаясь постоянно зафиксировать их эмоции, созданные реалистичной прорисовкой мимики и жестикуляции. При этом Джи Вон постоянно использует блики, фильтры и даже капли на изображении, чтобы убедить зрителя в реальности происходящего.
Режиссёрка работает в индустрии уже более 15 лет, поэтому чётко орудует всеми рычагами, вызывающими эмоции у локального зрителя. В этом ей безусловно помогает музыка, навязывающая аудитории «правильные» чувства в конкретный момент. А благодаря универсальности истории, фильм может заинтересовать сразу три ключевые группы: мейнстримных аниме-зрителей, любителей дорам и случайных подписчиков Netflix, выбирающих одноразовый фильм на вечер.
Режиссура Джи Вон отлично сочетается с музыкальными вставками, тем самым делая из фильма один большой клип для целого музыкального альбома. Ближе к концу ей даже удаётся показать достойный уровень анимации, стоящий нескольких лет работы. Она сохраняет визуальную айдентику фильма, не нарушая стилистический баланс, при этом понятными символами показывает спектр переживаний героини.
Первый блин комом
Несмотря на большие надежды всей индустрии, «Затерявшись в звёздах» хоть и стала яркой вспышкой в рамках одной страны, но для мировой анимации пока выглядит слабым произведением. Главная её проблема — вторичность, прослеживающаяся как в сценарии, так и в анимации. Видно, как Джи Вон полагается на конспекты Макото Синкая: это прослеживается как в стиле, так и в наполнении. И хотя главные герои — взрослые, что чуждо японскому режиссёру, общее настроение всё равно сквозит мечтательной романтичностью «Дитя погоды» или «Твоего имени».
Полагаться на чужие наработки — нормально, однако у «Затерявшись в звёздах» нет чего-то своего, что фильм может предложить зрителю. История рассыпается на клипы под нежные корейские баллады и скорее пытается создать настроение, чем рассказать историю. Джи Вон не погружает зрителя в альтернативный Сеул, не пытается исследовать космос или разобраться в травмах героев. Для неё всё происходящее — инструмент для показа ярких сцен, поэтому за выразительностью визуала не следует смысловая оправданность.
Но ещё сильнее расстраивает общий уровень анимации: отдельными отрезками он выходит на действительно выдающийся уровень, однако большую часть времени чересчур полагается на лимитированную анимацию — приём понижения частоты кадров для экономии временных и трудовых ресурсов. Если Синкай оставался более сдержанным в этом плане, понимая различия между ожиданиями в телевизионном и полнометражном проектах, то Джи Вон оказалась раздавлена собственными амбициями и желанием преуспеть везде.
Корейская серость
Проблема «Затерявшись в звёздах» в амбициях создателей и всей индустрии: режиссёрка Хан Джи Вон и студия Climax будто хотели снять не цельную и самодостаточную историю, а демонстрацию возможностей корейской анимации. Поэтому фильм выглядит скорее как витрина, нежели готовый продукт. Это концепт-арт или даже студенческая работа для всей Кореи, долгое время находившейся в тени старших братьев: Японии и Китая.
Подобное положение корейской анимации легко объяснимо: мультипликация в стране начала планомерно развиваться лишь в 80-е годы и, не имея готовые кадры Японии или огромные ресурсы Китая, находясь в отстающей позиции на мировом рынке, Корея выбрала путь наименьшего сопротивления — субподряды. Таким образом корейские студии и выживали: они принимали работу на аутсорс из США и Японии. Поэтому, несмотря на популярность сериала «Кастлвания» или «Devil May Cry», мало зрителей могут назвать студию, создавшую оба сериала. У местной анимации нет своего лица.
«Затерявшись в звёздах» пытается переломить эту ситуацию и особенно интересно, что делает это женщина-режиссёр, учитывая, что даже в мировой анимации их количество значительно уступает мужчинам. Однако фильм выглядит ещё более неряшливой попыткой «fake it till you make it», чем китайские дунхуа. В нём нет не только авторской мысли, но даже внятной истории, а есть лишь имитация аниме-образов. И хотя фильму удаётся вызвать нужную эмоцию в финале и показать несколько интересных идей, ему настолько же далеко до статуса «спасителя Кореи», как его героям до Марса.