«Эддингтон»: как Хоакин Феникс и Педро Паскаль поругались из-за масок

Одной из самых ожидаемых картин 78-го Каннского кинофестиваля стала новая работа Ари Астера — «Эддингтон». Впервые громко заявив о себе с хоррором «Реинкарнация», а позже закрепив успех уже ставшим культовым «Солнцестоянием», репутация постановщика пошатнулась после выхода неоднозначного «Все страхи Бо». Теперь, собрав звёздный каст и обратившись к животрепещущей теме нарастающей поляризации в США, Астер предпринимает очередную попытку завоевать сердца зрителей и критиков. Однако, несмотря на семиминутные овации, лента не оправдала ожиданий, став масштабным, но сырым высказыванием о современной Америке.

О том, что именно пошло не так в «Эддингтоне» Ари Астера, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев, посмотревший фильм на Каннском фестивале. Поездка редакции в Канны стала возможной благодаря партнёрской поддержке Aviasales.kz.

Сюжет

События фильма происходят в мае 2020 года, в разгар пандемии коронавируса. Поляризация в США достигает апогея, выражаясь как в повседневных спорах на кухне, так и в вооружённых столкновениях между полицейскими и радикальными активистами. В новой работе Астера в эпицентре тотальной паранойи двадцатого года оказывается маленький городок Эддингтон, являющий собой микрокосм тогдашней Америки. 

Главный герой ленты — местный шериф Джо, выступающий против обязательного ношения масок. В оппозиции ему — мэр Тед Гарсия, активно внедряющий противоковидные ограничения. Они оба руководствуются законом, только у каждого он свой. И хотя их противостояние начинается с небольшой перепалки в баре, со временем оно перерастает в целую плеяду сумасшедших, но правдоподобных для США баталий.

Продолжение «Всех страхов Бо»

Для Ари Астера «Все страхи Бо» можно назвать переломным моментом в карьере. Если его первые работы воспринимались зрителями как новое дыхание жанра хорроров, то мегаломанская трёхчасовая лента с Хоакином Фениксом в главной роли не получила ожидаемого внимания, собрав лишь 12 миллионов в прокате при бюджете в 35. В то же время многие критики встретили картину холодно, упрекая её в перегруженности и незрелом авторском видении. 

Эти же проблемы перекочевали в «Эддингтон». Постановщик попробовал уместить в двух с половиной часах экранного времени все главные страхи США — даже те, что не имеют отношения к сюжету. В одной сцене мы говорим про чипирование, а в другой — шутим над фейковыми новостями. Всё это подаётся под соусом конспирологических теорий с добавлением сумасбродных персонажей и мемов двадцатого года. Проблема в том, что за грудой знакомых референсов и кричащих режиссёрских решений теряется внятный сюжет. Отдельные сцены запоминаются, веселят и вводят в приятный ступор, но связи между ними столь же условны, как и в «Бо». 

Астер говорит в «Эддингтоне» на уже избитые для него темы и использует для этого проверенные приёмы. Зрителей в очередной раз ждут разговоры о mommy issues, влиянии соцсетей на тревожность и таинственных культов. К сожалению, постановщик оказывается не в состоянии привнести что-то новое для раскрытия этих тем. Поэтому он просто добавляет новые — поляризацию в США и пандемию. А персонаж Феникса, хотя и отличается от Бо, столь же беспомощен и уязвим, стоит ему столкнуться с реальным миром. В итоге «Эддингтон» — это во всех смыслах второй «Все страхи Бо» со всеми его минусами и (для кого-то) плюсами. 

Конец демократии Эддингтона

Если абстрагироваться от качества фильма и говорить сугубо об основном посыле картины, Астер задевает важный нерв современной Америки. В 1992 году политолог Фрэнсис Фукуяма выпустил книгу The End of History, в которой утверждал, что с распадом СССР либеральная демократия стала финальной формой политического устройства мира и что каждая страна будет стремиться к достижению этой формы. Однако спустя более 30 лет стало ясно, что мир свернул не туда.

По словам Астера, озвученным на пресс-конференции, точкой кипения, после которой многие страны отвернулись от либеральной демократии и глобализации, стала пандемия. Всемирный локдаун и стремительное развитие соцсетей привели к всеобщему гипериндивидуализму, в котором у каждого своя правда. Именно поэтому, какими бы сумасшедшими не были жители Эддингтона, в онлайне они всё равно находят свою аудиторию, верящую в россказни о «реальном» сценарии 11 сентября и «истинных» причинах популяризации Zoom. 

Наблюдая за творящимся ужасом, который, по мнению Астера, продолжается в США по сей день, постановщик решил запечатлеть на большом экране начало конца демократии. Ради этого он отходит от привычного ему жанра хоррора и обращается к более традиционному для Америки вестерну. Переосмыслив классическое противостояние представителя власти и героя вне закона, в «Эддингтоне» он показывает борьбу двух формально легитимных героев, один из которых со временем переступает закон, ведомый собственной моралью. В итоге традиционный герой-одиночка вестернов в исполнении Феникса не вызывает никакой симпатии. 

Вывод

«Эддингтон» — это политически заряженное кино, в котором нет ценности за пределами его высказывания. Да и высказывание у Астера получилось крайне обтекаемое. Постановщик пытается зафиксировать время, но отказывается как-то его интерпретировать, оставляя зрителя со знакомыми образами, но не более. Поэтому говорить о темах, затронутых в фильме, оказывается куда интереснее, чем о самом фильме. 

#партнёрский

Другие рецензии Ораза Керейбаева:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
Культура
#кино
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Город
#события
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
Культура
#кино
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Ликбез
#общество
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане
Бизнес
#технологии
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане