Философия проигравшего: как аниме рефлексирует о Второй мировой войне

В этом году исполняется 80 лет с окончания Второй мировой войны. На постсоветском пространстве оно отмечается Днём Победы: люди восхваляют героизм своих предков и переживают утрату погибших на войне. Но в Японии всё иначе: страна была союзником нацистской Германии и фашистской Италии и в итоге проиграла, пережив две ядерные атаки — в Хиросиме и Нагасаки. Это переломило массовое сознание, создав новый слой метанарратива во всей японской культуре, в том числе в аниме и манге.

Абулхаир Жусупов рассказывает, как аниме по-разному рефлексирует о последствиях войны.

«Могила светлячков» (1988)

Осознание трагедии

Grave of the Fireflies | Film Review | Slant Magazine

Главный герой Сэйта — сын офицера флота, верящий в героизм не только своих родителей, но и всей Японии. Режиссёр фильма Исао Такахаши рисует комплексный портрет японского жителя, не осмысляющего действий своей родины. И поэтому финал картины настолько ужасает: это не только трагический конец невиновных детей, а ещё и предсказание, которое автор делает для всей нации. Чтобы доподлинно показать последствия войны, Такахата намеренно погружает зрителя в 40-е годы, запуская в него ракетами, пулями и бомбами. Так он показывает, что война не щадит даже тех, кто активно поддерживал милитаризацию японского общества.

«Завтрашний Джо» (1970)

Пессимистичный взгляд на будущее

Tomorrow's Joe • Absolute Anime

Авторы оригинальной манги — Икки Кадживара и Тэцуя Чиба — считали судьбу всего народа проклятой, чем в том числе косвенно подтверждали вину Японии во Второй мировой. Не зря они делают главным героем не просто обычного японца, а именно сироту без прошлого. Делая из Джо Ябуки символ мифического «завтра», создатели нарочито противопоставляют его благополучному «сегодня»: он не думает о будущем, не рефлексирует о прошлом и не живёт сегодняшним днём, а лишь самозабвенно плывёт по течению, а за ним и всё японское общество первого послевоенного десятилетия. Однако конец манги приводит не к морю возможностей, а к выгоранию, рисуя для Японии тёмное будущее.

«Босоногий Гэн» (1983)

Гнев на власть

hadashi no gen

Экранизация автобиографической манги Кэйджи Накадзавы, пережившего атомную бомбардировку в Хиросиме, исследует тему гнева японского народа на собственное правительство и в частности на императора, считавшегося божеством. Фильм начинается как изображение быта среднестатистического японца во время Второй мировой: детский голод, цензура критики власти, бессмысленная мобилизация молодых. Однако Накадзава заходит ещё дальше, детально иллюстрируя не только бомбардировку Хиросимы, но и лучевую болезнь. Главный герой Гэн символизирует собой ярость японской молодёжи тех лет, насильно вовлечённую в войну, навязанную императором. Именно Накадзава — один из немногих авторов, обвиняющих возвеличенного в божество правителя.

«Акира» (1988)

Предостережение катастрофы

'Akira' is all set for its Hollywood remake - The Japan Times

Кацухиро Отомо критикует как ультраправые настроения японского общества, так и милитаризм давно ушедших дней, и осмысляет тревогу 80-х из-за подозрительно быстрого роста экономики и технологического прогресса, проводя аналогии с предвоенной Японией 30-х. Фильм начинается со взрыва в Токио в 1988 году, вызывающего Третью мировую — это прямая аллюзия на атомную бомбардировку, с которой началась история современной Японии, восстановившейся внешне, но оставшейся разорванной и сломанной. Однако вместо того, чтобы делать из страны жертву, автор превращает её власть в аппарат подавления. Даже новый мир, образованный в финале, не обещает спасения, а лишь предлагает начать всё заново.

Манга Шигэру Мидзуки (1973, 1988)

Признание собственной вины

Onward toward our noble deaths shigeru mizuki - weschange

Единственным автором, прямо анализирующим и осуждающим Японию за ужасающий империализм, выступает Шигэру Мидзуки — автор манги «Дан приказ умереть!» и «Период Сёва в комиксах». В них мангака детально иллюстрирует не только наплевательское отношение властей Японии к собственным солдатам и гражданам, но наконец показывает зверства за границей японских островов. При этом манга поражает не только смелостью, учитывая, что ультраправые националисты открыто преследовали и запугивали подобных авторов, но и проработкой рисунка: целые поляны трупов прорисованы до мельчайших деталей.

«Повесть о доме Тайра» (2022)

Очеловечивание власти

The Heike Story (2021)

Сериал Наоко Ямады рассуждает о войне не как о преступлении японского народа, а как о трагедии, в которой виновата каждая из сторон. Конечно, в первую очередь режиссёрка подвергает критике чрезмерную амбициозность Японии, однако лейтмотивом произведения выступает очеловечивание обычно демонизируемой власти. Сюжет основан на одноимённом средневековом предании, рассказывающем о падении великого рода Тайра. Однако в то время, как оригинальное произведение придерживается буддийской идеи кармического возмездия, Ямада предпочитает создать ощущение неизбежности грядущих страданий, захлестнувших не столько алчных правителей, сколько простых людей.

«Ветер крепчает» (2013)

Моральный парадокс 

[REVIEW] 'The Wind Rises' is Elegant, Mature & Emotional Send Off for ...

Оглядываясь на историю аниме, можно сказать, что японцы в основном рефлексируют о войне как великой трагедии народа, но не как о собственной вине, в отличие, например, от послевоенной Германии. Хаяо Миядзаки лишь косвенно рассуждает о вине собственной страны во Второй мировой, ставя главного героя перед универсальной дилеммой Оппенгеймера: нужно ли создавать оружие, которое приведёт к гибели множества людей. Режиссёр фокусируется не на судьбах военных или обычных людей, а показывает человека, чьи изобретения одновременно исполняли мечту и разрушали жизни. Именно это чувство вины, раздирающее сознание авиаконструктора, показывает неоднозначность участия самих японцев во Второй мировой.

«Атака титанов» (2013)

Осмысление собственных ошибок

Attack on Titan – The Final Season: The Final Chapters Part 1 Review ...

Одно из главных антивоенных высказываний в аниме-мейнстриме последних лет. Оно наиболее точно показывает сложные механизмы пропаганды и её последствия, а также необычно смело рассуждает о природе исторической вины и справедливости. Но ещё более смелым шагом со стороны Хаджимэ Исаямы, автора манги, было привести своё произведение не к хэппи-энду, а показать цикличность войны как непрерывной спирали насилия. Он деконструирует типичный сёнэн-нарратив об избранном герое, победе дружбы и взаимопонимании, отчётливо показывая склонность человечества к саморазрушению.

«Наруто» (2002)

Оптимистичный взгляд на будущее

Naruto: How Nagato's Past Shaped the Akatsuki, Explained

Масаши Кишимото построил военно-центричный мир, внутри которого соблюдает реалия милитаристского общества. За основу сюжета Кишимото взял реальную историю Японии: те же мировые войны шиноби напоминают две реальные мировые войны. Будучи свидетелем национальной трагедии, к которой привела Вторая мировая, мангака видел, как японцы стремились к восстановлению и продолжительному миру. Поэтому Воля огня стала отражением реальной воли японского народа, в которой не оказалось места суровым убеждениям самурайской этики. Автор даёт своему главному герою и зрителям пройти путь от жаждущего внимания подростка, восхваляющего силу и склонного к насилию, к мудрому правителю, ценящего прежде всего мир, спокойствие и взаимопонимание.

«Сага о Винланде» (2019)

Принятие пацифизма

Is Vinland Saga based on a true story? Explained

Макото Юкимура реализует христианскую тему прощения и принятия в самой радикальной её форме. «Сага о Винланде» — история о викинге, решившем полностью отказаться от любой формы насилия. Торфинн с детства восхищался войной, а после убийства отца его главной целью в жизни стала месть. Но главный герой лишается смысла жизни, из-за чего встречается лицом к лицу с ПТСР: его мучает чувство вины за бесчисленные убийства, а в текущей жизни он не находит смысла. Лишь пережив травму и обретя друзей, он получает новый смысл жизни — создать мир без войн и насилия.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Sasyq» — семейная комедия про пришельца, живущего на дне деревенского туалета
Культура
#кино
«Sasyq» — семейная комедия про пришельца, живущего на дне деревенского туалета
На Медеу начал работать круглосуточный спасательный пункт
Город
#урбанистика
На Медеу начал работать круглосуточный спасательный пункт
Витамин С в косметике: полный гид по самому популярному антиоксиданту 
Стиль
#красота
Витамин С в косметике: полный гид по самому популярному антиоксиданту 
Студия А24 занялась экранизацией игры Elden Ring
Культура
#интернет
Студия А24 занялась экранизацией игры Elden Ring
«Хаски и Белый Кот» от казахстанского издательства: кто и как издаёт китайские BL-новеллы
Бизнес
#люди
«Хаски и Белый Кот» от казахстанского издательства: кто и как издаёт китайские BL-новеллы