Сюжет
Изначальный синопсис обещал, что команда злодеев отправится на задание правительства, а трейлер убеждал, что речь идёт об очередном вселенском зле, напавшем на Нью-Йорк. На деле всё запутаннее: злодеи, а скорее даже антигерои, собираются на военной базе, чтобы поймать загадочного вора секретных данных. Но оказывается, что правительственная организация решила сжечь их вместе с уликами об антигуманных экспериментах. Теперь им надо выбраться, разоблачить лживое руководство и спасти людей.
Кто снял
Чтобы выйти из кризиса, Кевин Файги — шоураннер киновселенной Marvel — провернул излюбленный трюк: пригласил инди-кинематографистов. Похожее он уже делал, наняв Тайку Вайтити и Райана Куглера — звёзд Санденса, Хлою Чжао — обладательницу «Оскара», и Джеймса Ганна — выходца из треш-студии Troma Entertainment. Почти всегда эти решения приводили к успеху: «Чёрная пантера» остаётся единственным номинантом на «Оскар» за лучший фильм года, совокупные сборы «Стражей галактики» дотягивают до 2,5 млн долларов, а «Тор: Рагнарёк» считается одной из лучших картин в киновселенной.
В «Громовержцах*» Файги насытил съёмочную команду выходцами студии A24. Режиссёром выступил Джейк Шрейер, а среди сценаристов затесались Джоэнна Кало и Ли Сон-джин. Все они работали над сериалом «Грызня», получившим «Золотой Глобус» и «Эмми». Более того, оператор «Громовержцев*» — Эндрю Дроз Палермо — снял «Легенду о Зелёном рыцаре», а музыку написал Сон Люкс — композитор «Всё, везде и сразу». Даже художники-постановщики и монтажёры до этого участвовали в фильмах A24: Грэйс Юн в «Прошлых жизнях», Майкл Хёрси в «Грызне», а Гарри Юн в «Минари».
Помимо этого, киновселенная заранее подготовилась снимать свой симулятор инди-фильма, пригласив Флоренс Пью, прославившуюся в «Солнцестоянии» Ари Астера, и Себастиана Стэна, сыгравшего в «Другом человеке» студии A24. В команду неудачников также попали Льюис Пуллман, Ханна Джон-Кэймен, Уайетт Рассел и Дэвид Харбор, чья карьера получила второе дыхание после «Очень странных дел». А вот с Ольгой Куриленко зрителей обманули: она заглянула лишь на пару минут, хотя трейлер обещал присутствие Таскмастера даже в тех сценах, где её в итоге нет.
Как выглядит
Такое количество инди-персоналий не могло не создать редкое ощущение надежды у фанатов, но создатели и маркетологи грамотно обыграли эти ожидания: они смонтировали отдельный трейлер под рейвовые биты и добавили ему самоиронии. Даже на обложке видео написано «Absolute cinema», отсылающее к мему с фотографией Мартина Скорсезе, который не раз негативно высказывался против супергеройского кино.
Сначала кажется, что зрителя не обманули: внутренний монолог Елены о пустоте внутри сопровождается впечатляющим падением Флоренс Пью с высокой башни, которое актриса сделала сама в реальных декорациях, а не на зелёном экране. Однако быстро выясняется, что Marvel снова выглядит как Marvel — то есть как усреднённое экшн-кино, где нет места экспериментам, идеям и прочим «странностям» студии A24. Даже саундтрек Сона Люкса вышел менее текстурным, чем обычно.
Иногда Джейк Шрайер позволяет себе шалости: снимает продолжительный гэг о выходе из трубы, устраивает погоню военных машин за старым лимузином, ловит камерой Зимнего солдата в образе Терминатора и чуть не пристреливает главную злодейку прежде, чем началась развязка. Но подобное режиссёры Marvel демонстрировали и до этого. Настоящее веселье наступает в финальном акте, когда появляется главная угроза — Часовой, внушающий страх своей суперспособностью оставлять от людей одни лишь тени. На самом деле он заключает их в измерении травматических эпизодов, и чтобы показать это ярко и доступно, Шрайер косплеит Спайка Джонса в «Быть Джоном Малковичем».
Что проработали
«Громовержцы*» удачно мимикрируют под типичное марвеловское кино, чтобы если не сломать шаблоны, то точно отойти от пафоса, накопившегося после «Мстителей: Финал»: бессмысленный экшн показывает уязвимость и даже слабость главных героев, а безопасные шутки удерживают зрителя от депрессии, вызванной рефлексией персонажей. При этом самая важная находка сценаристов — отказ от любых намёков на мультивселенную.
Шрайер сосредоточился на Елене Беловой и её переоценке собственного прошлого: она винит себя за кровь бесчисленных жертв и пытается сбежать от пустоты, которую оставила не только смерть приёмной сестры, но и работа наёмным убийцей. Из-за этого тимбилдинг второстепенных героев Марвел ощущается ближе к сердцу, чем любая из частей «Капитан Марвел». Создатели фильма устраивают двухчасовой сеанс психотерапии, буквально погружая зрителя в голову новой Чёрной вдовы.
Поэтому особенно важным кажется её взаимодействие с двумя фигурами: с отцом в лице Красного стража и с родственной душой, которой стал трагикомичный Часовой. С первым всё просто: большую часть хронометража Дэвид Харбор отыгрывает комик-релиф, заставляя Елену краснеть от вытворяемого им кринжа. Однако именно в нём она ищет поддержку не только как в единственном человеке, знающем о её ноше, но и как в отце, от которого она ждёт помощи в борьбе с собственными демонами.
Часового же, наоборот, она пытается опекать, видя в нём отражение своих мучений. Его финальная юнгианская борьба с собственной тенью позволяет ей самой найти силы противостоять страхам и самобичеванию. Конечно, из-за такой обсессии Шрайера Чёрной вдовой, времени раскрыть других персонажей у фильма нет, хотя намёки были: Агент США переживает распад своей семьи, а помощница главной злодейки мечется между желанием изменить мир и поступать правильно. Только вот ничего из этого не получает должного внимания, из-за чего герои кажутся функциональными болванчиками.
Что значит
Но важнее мета-психотерапия, которую устроили «Громовержцы*» киновселенной: они показали, как правильно сделать шаг назад, чтобы потом шагнуть на два шага вперёд. Фильм напоминает первую фазу киновселенной, когда сюжеты были сосредоточены на локальных историях конкретных героев: масштаб событий не выходит за рамки локального конфликта, внимание обращено на внутреннюю проблематику, а могущественные супергерои оказываются прежде всего людьми.
У фильма получается далеко не всё: помимо названных персонажей, все остальные кажутся поверхностными, от того и необязательными, включая главную злодейку — Валентину Аллегру де Фонтейн. Более того, попытки сбалансировать глубокие темы юмором не всегда кажутся уместными, а не самый яркий визуальный ряд заставляет сомневаться, стоило ли приглашать такое количество инди-персоналий в проект.
Но всё это не имеет большого значения, ведь от картины всё ещё можно получить удовольствие. Проект не вышел идеальным и вряд ли может претендовать на место среди лучших фильмов и сериалов киновселенной. Но учитывая минимальную популярность героев, упаднические настроения в студии и общий негативный фон блокбастерной части индустрии, «Громовержцы*» ощущаются как глоток если не свежего, то точно того воздуха, когда и трава была зеленее, и небо голубее.