Возвращение гладиаторов. Интерпретация античного костюма в кино

С выходом в мировой прокат сиквела картины «Гладиатор» зрители и критики снова погружаются в мир античных доспехов, драпировок и кожаных сандалий. 

Гоар Игитян рассказывает, что же носили в античные времена на самом деле и почему кинематограф, балансируя между исторической реконструкцией и стилизацией, то нарушает реальность, то изящно переосмысляет её. 

С выходом в мировой прокат сиквела картины «Гладиатор» зрители и критики снова погружаются в мир античных доспехов, драпировок и кожаных сандалий. В 2000 году Ридли Скотт не просто снял эпический фильм — он задал моду на кинематографическую античность, возродив жанр пеплумов.

Древнегреческая и древнеримская культура с их мифологией, философией и социальными структурами всегда были источником вдохновения для художников кино. Однако кино никогда не стремилось воспроизвести материальный мир исторически точным. Вместо этого, художники по костюмам и режиссёры часто ищут визуальные символы, которые будут работать на современного зрителя.

Что же носили в античные времена на самом деле и почему кинематограф, балансируя между исторической реконструкцией и стилизацией, то нарушает реальность, то изящно переосмысляет её. 

Историческая реконструкция: необходимость или каприз?

Вопрос исторической точности костюмов в кино часто вызывает споры, ведь зрители нередко ожидают, что каждая деталь будет соответствовать времени действия. Однако строгая историческая достоверность — это далеко не всегда цель кинематографистов. Кино находится в диалоге с современным зрителем, и, следовательно, исторические реалии часто адаптируются для лучшего восприятия в контексте сегодняшнего дня.

Когда художники по костюмам начинают работать над фильмом, они тщательно изучают эпоху, собирают материал, анализируют стиль, но редко стремятся создать абсолютно достоверную реконструкцию. 

Костюм в кино — это не просто элемент декора, а средство выражения персонажа, его внутреннего мира и эмоций. Если для этого нужно изменить форму, цвет или длину одежды, то художники делают это без раздумий, ведь их главная задача — не точная историческая реконструкция, а передача сути персонажа и драматургии сцены.

Таким образом исторический костюм в фильме — это инструмент рассказа, часть художественного мира. Стилизация помогает акцентировать внимание зрителя на ключевых аспектах истории: будь то величие, варварство или изысканность эпохи. Костюму в кино важно не только быть убедительным, но и говорить на языке сегодняшней визуальной культуры.

Быстро о главном: тезисно об античной моде

Древнегреческий и древнеримский костюмы имеют общие черты, так как римская культура складывалась под влиянием этрусской и древнегреческой. Однако между ними есть и значительные различия. 

Древняя Греция: лаконичные хитоны, пеплосы и гиматии. Натуральные ткани — шерсть и лён — в сочетании с гармоничными драпировками символизировали стремление к порядку и красоте. В V веке до н.э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку — умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (потому что нега и роскошь были чертами восточного быта). Греки ценили простоту, а одежда подчёркивала эти идеалы. 

Древнегреческий костюм развивался постепенно и включал два основных типа: дорийский у жителей материковой Греции (его появление связано с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н.э.) и ионийский у малоазиатских греков. 

Древний Рим: если греки стремились к идеальной простоте, то римляне — к роскоши и социальной иерархии.

С развитием империи костюм становился всё более экстравагантным. Основной одеждой римлян и символом гражданского достоинства была тога. Лишение права носить тогу означало утрату гражданских привилегий, что подчёркивает её значение как знака социального положения. Цвет, декор и способ драпировки служили индикаторами сословной принадлежности. Римляне использовали более широкий спектр тканей, чем греки, включая дорогие материалы, завезённые из завоёванных восточных территорий — например, шёлк. Богатые и избалованные роскошью римляне, вдохновляясь нарядами полководцев-триумфаторов, охотно носили вышитые туники и лёгкие плащи, уделяя особое внимание сочетаниям цветов и отделке.

Чертёж и рисунок древнеримской тоги и способы её драпировки. (М.Н. Мерцалова «Костюм разных времен и народов» том I) 

 

Несколько примеров фильмов, в которых дизайн костюма показал разный взгляд на античность: 

«Гладиатор» (2000) и «Гладиатор 2» (2024)

Художник по костюмам Дженти Йейтс получила «Оскар» за лучшие костюмы в фильме «Гладиатор» в 2001 году, и спустя 23 года она вернулась к этой теме в «Гладиаторе 2». Её стиль по-прежнему легко узнаваем.

Оба фильма полны анахронизмов, но эти исторические неточности не мешают достичь нужного художественного эффекта.

Так в фильме показаны кожаные панцири и сложные наплечники, которые выглядят эффектно, но исторически недостоверны. В действительности гладиаторы носили минимальную защиту (в зависимости от типа сражения), чтобы бои выглядели более зрелищными. Но это сознательный выбор: костюмы подчёркивают характеры героев и эмоциональное напряжение.

Как вспоминает сама Йейтс: «Когда я работала над “Гладиатором” (2000) и была в Риме, вся подготовка заключалась в том, что я ходила по городу и смотрела на статуи. Вся нужная мне информация нашлась на колонне Траяна, со всех сторон покрытой барельефами с изображением тысяч воинов в обмундировании и марширующих армий». Она также отмечает: «Все туники  в фильме мы удлинили, так как мне хотелось создать очень мужественные образы, напоминающие шотландцев в килтах. Все костюмы, тканые и кожаные, шили вручную стежок за стежком. В фильме у меня в штате состояли пять совершенно разных групп экспертов по спецэффектам, доспехам и костюмному реквизиту». Особого внимания в обоих фильмах заслуживают, на мой взгляд, костюмы антагонистов: Коммода и братьев Каракаллы и Гета. Костюмы этих персонажей создают яркий контраст с образами главных героев. 


Поединок гладиаторов. Рельеф из Тибра, Рим, I век н. э.

«Троя» (2004) 

Ещё один пеплум с номинацией на «Оскар» за лучший дизайн костюмов — это «Троя». Фильм так же, как и «Гладиатор» и даже ещё сильнее сознательно стилизует историю под эстетические ожидания зрителя, превращая персонажей в идеализированные архетипы: воин, царь, красавица.

Что касается доспехов, то в IX—XIII вв до н.э. доспехи были массивными, как, например, Дендрийский панцирь, который выглядел как жёсткий нагрудник с защитой для плеч. Однако в фильме персонажи носят лёгкие кожаные или металлические нагрудники, которые больше похожи на изделия эллинистической эпохи. А доспехи Ахиллеса явно предназначены для демонстрации физической формы Брэда Питта, чем для защиты. Впрочем, если отвлечься от Питта на экране (это сложно, я понимаю), то первое, что бросается в глаза — это довольно чёткая цветовая дифференциация. Греки в оттенках красного, троянцы — в синем.  

Ахилл перевязывает руку Патрокла. Краснофигурный килик. Аттика. Ок. 500 г. до н. э.

«Александр» (2004)

Если «Троя» ближе к голливудской глянцевости, то в «Александре» костюмы пытались отразить этническое разнообразие эпохи и сделать менее «сказочным», хотя фильм также полон анахранизмов. Яркие ткани, сложные причёски и украшения отражали многоликость империи. Заслуживает внимания и эволюция костюма главного героя, которая отражает его внутреннюю трансформацию: от юношеского белого хитона до роскошных, богато украшенных восточных халатов. 

«Сатирикон» Феллини (1969)

Феллини превратил античность в гротескный карнавал, где мир и костюмы кажутся порождением непристойного сна, а не истории. 

Создание костюмов доверили великому Данило Донати, который превратил работу в акт художественного эксперимента: «Феллини предоставил мне полную свободу действий, однако с первого дня я понимал, что он хочет увидеть нечто вечное и нереальное. Моей главной задачей было избавиться от любых ассоциаций с фабричной одеждой. Я придумал некоторую основную форму, которая подходила всем, но менял материалы и цвета, при этом сделал так, чтобы лица персонажей оставались доминирующим фактором. Сложнее всего было убрать всё лишнее, оставив лишь метафизику». 

Для создания сложных плиссированных тканей Донати и его команда разработали специальный пресс, который позволял работать с километрами хлопка и шёлка. 

Сам Донати называл сотрудничество с Феллини «хождением по лезвию ножа». Балансируя между визуальной вычурностью и ощущением вечности, в фильме поистине выдающаяся работа художника по костюмам. 

«Медея» Пазолини (1969)

Ещё один дуэт двух гигантов — режиссёра Пьер Паоло Пазолини и художника по костюмам Пьеро Този. Фильм «Медея» демонстрирует ещё один уникальный подход к интерпретации античности. Здесь нет привычных образов древней Греции: костюмы скорее напоминают калейдоскоп из элементов различных эпох и народов. Пазолини сразу обозначил своё видение, сказав Този: «Хочу коллаж из более древних вещей, более далёких культур, дальних времен и разных народных традиций». 

Эта установка дала Този полную свободу для экспериментов, что привело к созданию совершенно оригинальных образов. В воспоминаниях Този и Умберто Тирелли оживает процесс превращения обычных тканей в нечто удивительное: «Сотни метров ткани мы окрашивали природными красителями. Для жёлтых оттенков использовали цедру лимона и ромашку, для зелёных — крапиву. Чтобы создать плиссировку, мы отказывались от утюгов: ткань вымачивали, выжимали вручную, а затем сушили, плотно выкладывая на солнце. Получалось что-то, напоминающее старинное плиссе». Този также рассказывал о своих экспериментах с материалами: «Мы сшивали марлю с подкладкой, пропитывали их клеем ПВА, плиссировали вручную и сушили в печах. Это давало удивительный эффект — жёсткость формы при лёгкости самой ткани».

«Астерикс и Обеликс против Цезаря», 1999

Фильм «Астерикс и Обеликс против Цезаря» представляет пародийный взгляд на античность, где всё сильно утрировано, но узнаваемо.

Римляне в фильме показаны через призму карикатуры: их костюмы изобилуют элементами, которые иронизируют над властью, роскошью и военной мощи Римской империи. Здесь историческая достоверность уступает место веселью и культурной сатире.

 «300 спартанцев», 2006

С момента выхода в 2006 году фильм «300 спартанцев» стал не только культурным явлением, но и популярным мемом.

Одним из элементов, обеспечивших ему этот статус, стали костюмы. Они создали культ гипермаскулинности, где на первый план вышли обнажённые торсы, набедренные повязки и стилизованные доспехи. Фильм основан на графическом романе Фрэнка Миллера, чья стилистика явно повлияла на костюмы. Это объясняет гиперболизированные образы: от мускулатуры спартанцев экзотичной персидской армии. Реализм здесь не был целью — на первый план вышла эпичность и визуальная экспрессия.

 

Вывод: между историей и современностью

Исторический костюм в кино, в том числе и античный, — это поле бесконечных экспериментов. Он может быть точным, утрированным или полностью вымышленным, но его задача неизменна — погружать зрителя в мир прошлого, который, тем не менее, отзывается в настоящем. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
Культура
#кино
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
Культура
#кино
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
Бизнес
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
Город
#события
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
Культура
#кино
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»