В этом сезоне особую популярность среди инфлюенсеров сыскал messy макияж. От беспорядочно нанесённых теней до контрастных цветов и авангардной подводки для глаз — люди стремятся добиться искусно растрёпанного, идеально «неидеального» образа. Примечательно, что когда люди начинают экспериментировать на лице — это зачастую свидетельство того, что в обществе грядёт смена настроений и стоит ожидать экономическую нестабильность. Разбираемся в этом феномене подробнее.
Вызов общественным нормам
История «грязного макияжа» берёт своё начало ещё в 1920-х годах с движения флэпперов, которые отказались от идеалов красоты викторианской эпохи и по-другому смотрели на роль женщины в обществе. Молодые девушки начали использовать более смелый макияж, нанося слегка небрежно тёмную подводку для глаз.
Бурные 1970-е в США ознаменовались победой сексуальной революции. Стремительное развитие музыки и субкультур стали определяющими факторами влияния на тренды макияжа целой эпохи. Стиль диско породил любовь к шиммеру, ведь для нанесения перламутровых теней не требуются особые навыки, так как блёстки способны компенсировать недостатки текстуры, а самое главное — такой макияж эффектно выглядит в сумрачном свете клубов и баров. Косметику с мелкими блёстками в 1970-х выпускают все крупные бренды: Estée Lauder, Elizabeth Arden, Revlon.
Развитие панка и глэм-рока в 70-х дали новый виток контркультур. Группа The Cure своими экстра-образами популяризировали макияж с ярко подведёнными глазами, порой с размазанными угольными тенями до висков и тёмной помадой, стирая грань между беспорядком и искусством. Именно панк-культура стала прародителем всеми сейчас известного smokey eyes — одного из самых драматичных направлений макияжа.
1980-е для большей части мира стали временем экономической стабильности. Падение Берлинской стены и эпидемия СПИДа заставили людей сменить клубы с вечеринками на строгие офисы с деловыми костюмами. Психологи впоследствии назовут это десятилетие «эрой меланхолии». Возросло давление на женщин, так как общество обязывало их быть «сверхженжинами»: на работе быть деловой и серьёзной леди, а дома — мягкой и покорной. Подобный противоречивый подход к роли женщины в социуме отразился и в макияже, вобрав в себя всё безумие: подчёркивалось сразу всё: брови, глаза, скулы и губы. К примеру, бунтарка Мадонна небрежно подводила глаза, сочетая это с нарочито лохматыми широкими бровями и наносила тёмные румяна на бледное матовое лицо.
Однако за экономическим подъёмом всегда закономерно следует спад. Всеобщая усталость и страх перед новым тысячелетием вылились в тотальную отстранённость от реальности и нежелание вторить выдуманному идеальному образу.
Clean girl aesthetic vs Messy makeup
В 2020-е годы на арену выходит TikTok и сбивает всех с ног, показывая, кто здесь теперь главный лидер мнений и двигатель трендов. Эта площадка становится центром новых идей, где пользователи пытаются найти ответы на вопросы и повторить очередной туториал от инфлюенсера.
Именно в этот период формируется тренд на запуск бьюти-брендов звёздами — Хейли Бибер, Селена Гомес, Ариана Гранде и многие другие. Всех этих девушек объединяет естественный подход к красоте, но при этом всегда с отполированным и собранным видом: акцент на баночках с уходовой косметикой, с помощью которых и добивается эффект сияющей холёной кожи, заметный румянец на лице, ухоженные брови и неброские нюдовые тени — всё это типичные атрибуты clean girl.
Закономерно, что 2023 год прошёл под эгидой «тихой роскоши» — минималистичной эстетики, которая делает главный акцент на обдуманном потреблении. Конечно, за всей этой казалось бы «простотой» стоят и качественные процедуры у косметолога, и эффективный многоступенчатый уход, подобранный специалистом, и многие другие дорогостоящие процедуры.
Однако после нескольких лет пандемии и глобального экономического кризиса, когда стоимость на собственное жильё и аренду выросла до невозможности по всему миру, минимализм начал терять свою популярность: люди устали. Ты не можешь быть «old money», не имея при этом money.
В таких условиях продолжать убийственную 10-ступенчатую бьюти-рутину и делать вид, что тебе это по карману и доставляет удовольствие, стало невыносимо. На фоне всех этих перемен возник тренд на messy макияж. Визажисты и инфлюенсеры начали активно использовать этот стиль как противопоставление идеальной бежевой роскоши. Люди стали отдавать предпочтение более выраженным и смелым образам, и в 2024 году красота стала максималистской: «Больше значит больше» — новый девиз бьюти-индустрии.
Заспанные глаза Мейв из «Полового воспитания», гранжевые смоки Кэт из «Эйфории» и размазанная подводка Венеции из «Солтберна» стали символами этого тренда. Ирония заключается в том, что тренд, как и сама идея «неряшливости», родился как реакция на роскошную, подтянутую и минималистичную эстетику, до недавнего времени доминировавшую в культуре. В условиях экономической нестабильности, когда у людей нет времени, денег и энергии для стремления к идеалу, на первый план выходит так называемая «трушность», что делает «неряшливый» макияж одним из главных бьюти-трендов сейчас.
Его действительно легко воссоздать, даже не задействовав тонну продуктов, имея при этом нулевые навыки в визаже. Для образа достаточно будет нанести тональную основу и подвести глаза кремовой подводкой, затем кистью или лучше даже пальцами слегка небрежно растушевать пигмент. Завершающий этап — нюдовая помада, и образ готов.
@joherrstedt Babe wake up, grunge makeup is back in style according the trend experts (whoever they are)! What a time to be a grown up emo 💀 Anyway here’s a quickie look and technically it’s too modern looking but I was a literal child in the 90’s so I didn’t have the privilege to experience true grunge anyway. But as the French say, c’est la vie . Shoutout to the faux moles that kept rubbing off because I’m too lazy to cover up pimples with concealer (as per ushe) . #anticleangirlaesthetic #grungemakeup #makeuptrends2024 #messymakeup #messymakeuplook #rockstargirlfriendmakeup #rockstarmakeup #makeuptrend #fyp #fürdichseiteシ #fördigsidansverige #90sgrunge #grungeinspired ♬ Change (In the House of Flies) – Deftones
Дилемма красоты
Десятилетиями общество поощряло людей анализировать свою внешность. Поскольку средства массовой информации продолжают пропагандировать взаимосвязь между красотой и самоуважением, люди чувствуют необходимость следовать этим нереалистичным стандартам, надеясь добиться общественного признания и таким образом самоутвердиться.
Красота субъективна, и ощущение красоты для каждого значит разное. Однако существует тонкая грань между следованием советам по макияжу и чувством обязанности соответствовать какому-то определённому стандарту красоты, ещё большая грань, когда это становится вопросом токсичного перфекционизма. Люди устали соответствовать нереалистичным показателям. Сегодня искренность является ключом, а уникальность поощряется и с радостью принимается. После периода господства минимализма, возможно, эта эпоха самовыражения — именно то, что нужно обществу.