Письмо Алматы из Central Saint Martins: интервью с дизайнеркой Жамилёй Куанышевой

Письмо Алматы из Central Saint Martins: интервью с дизайнеркой Жамилёй Куанышевой

Летнее алматинское солнце, бетонный микрорайон, советская графика и сила войлока — всё это легло в основу магистерской коллекции Жамили Куанышевой, выпускницы Central Saint Martins. Она работает с войлоком, создаёт вещи без единого шва и верит, что одежда тоже может рассказывать истории.

Фото: Dmitrij Vasilenko
Фото: Zihan Miracle Liu

Как вы пришли в моду? Это было осознанное решение или цепочка случайностей?

Я всегда любила моду, с детства. Решение пойти на дизайнера одежды пришло в конце 10-го класса — долго сомневалась, стоит ли вообще выбирать такую нестабильную профессию. Но в итоге решила: если есть возможность идти за зовом души, нужно идти.

Вы работали моделью и стажировались в Poster Girl и Erdem. Что это дало вам как дизайнерке?

Работая в Erdem, я поняла, что мне нравится не только создавать одежду, но и разрабатывать принты и текстиль. Я помогала дизайнеру по принтам, и, несмотря на то, что их эстетика сильно отличается от моей, именно там я научилась не бояться смешивать элементы, которые на первый взгляд кажутся несочетаемыми.

Я также увидела, как работает большой, уже сложившийся бренд — это большая система, где у каждого чётко своя задача, и всё распланировано до мелочей. Если кто-то не справляется — рушится вся структура. Было очень интересно потом наблюдать, как коллекция, над которой ты работал, выходит на подиум.

Poster Girl — совсем другой опыт: я наблюдала, как живёт молодой бренд, который держится на одной энергии и оптимизме. Тогда у них даже не было других сотрудников, была только я и две девушки-основательницы. Мы работали в маленькой студии на окраине Лондона, где окно было только в потолке, и делали практически всё сами. Потом мы ездили в Париж на неделю моды и жили в одной комнате, где я спала на надувном матрасе, который к утру сдувался. Сейчас это уже достаточно большой бренд с целой командой, и я очень рада за девушек. Как говорится, терпение и труд всё перетрут.

Каково было учиться в Central Saint Martins, где учились Маккуин и Маккартни? Вы ощущали давление при обучении там или, наоборот, вдохновение?

Я ощущала и то, и другое в равной степени. Честно говоря, давление иногда побеждало, потому что сама система обучения там строится на постоянном напряжении и критике. Иногда доходишь до момента, когда не то что вдохновения не чувствуешь, а думаешь о том, чтобы просто сдаться. Нужно уловить этот момент и пройти через него.

Вдохновение, конечно, льётся там буквально ото всюду. Студенты и преподаватели одеваются не по трендам, а по себе. Везде висят и стоят арт-объекты, а студенты чувствуют полную свободу самовыражения без осуждения. Джон Гальяно говорил, что именно там впервые почувствовал себя дома и не ощущал себя аутсайдером. Я с ним полностью согласна.

Расскажите, как родилась ваша магистерская коллекция.

Всё началось с того, что перед магистратурой я провела всё лето в Алматы, чего давно не делала. Гуляя по городу уже во взрослом возрасте, я не могла перестать фотографировать различные детали зданий. Они завораживали меня своей графичностью и скрытой уникальностью.

Я смотрела на наших девушек, и они сильно отличались от того, что я привыкла видеть в Лондоне. Меня вдохновила их женственность и элегантность, с которой они двигаются и одеваются. Даже в современной одежде и трендах — всё равно в деталях проглядывали женственность и отголоски кочевой культуры. Так я поняла, чему хочу посвятить коллекцию и что хочу продемонстрировать миру.

Почему именно войлок? Что вам близко в этом материале?

Интерес к войлоку появился у меня ещё на бакалавриате — тогда скорее на уровне наблюдения. Позже я поняла, насколько это недооценённая техника. У неё огромный потенциал — особенно в контексте устойчивой моды. Войлок экологичен, пластичен, и у него глубокая связь с нашей культурой. Поэтому я сразу решила, что хочу исследовать его глубже через свою выпускную коллекцию.

Как вы пришли к идее цельноваляных вещей без швов? Это скорее технологический эксперимент или философия?

И то, и другое. С одной стороны — это настоящая кутюрная техника, которой, как мне кажется, Париж мог бы и позавидовать. С другой — это философия. Цельноваляние позволяет создавать вещи без отходов, полностью биоразлагаемые, для которых даже не нужно электричество. Это экологично, этично и эстетически цельно.

Вы упоминали художников Джелеу Жумабекова и Исатая Исабаева как визуальные референсы. А есть ли мастера, работающие с войлоком, за кем вы следите?

Да, мне очень нравятся работы Гульнур Мукажановой — особенно её игра с цветом и минималистичная подача. Я посещала её выставку несколько лет назад, и она меня очень вдохновила. Также мне близки работы художницы Лейлы Жаркын.

Вы говорите, что коллекция — о любви к Алматы. Какими словами вы бы описали этот город тем, кто там никогда не был?

Безумно душевный и совершенно особенный во всей своей бетонной простоте.

Может ли одежда «рассказывать» историю так же, как кино или музыка? Какую историю рассказывает ваша коллекция?

Да, одежда тоже может быть рассказом, хотя и не таким прямолинейным. В любом случае на неё всегда накладывается личность того, кто её носит.

Моя коллекция — это история о женственности и элегантности казахстанских женщин, о смешении эпох и возвращении к корням.Конечно же, это и моя личная история о девушке, выросшей в типичном бетонном постсоветском алматинском микрорайоне, при этом всегда интересовавшейся историей и культурой своего народа. Думаю, это ощущение двойственности знакомо многим нашим современникам.

Мне хотелось рассказать эту историю и показать нашу самобытность через моду всему миру.

Что бы вы хотели, чтобы чувствовали люди, надевая ваши вещи?

Силу. Степную свободу. И при этом — комфорт и защищённость, оставаясь яркой и элегантной.

Какая вещь из коллекции для вас самая любимая?

Чёрно-белое цельновалянное платье с узором со стены одного здания в Алматы. Узор не только полностью свалян из шерсти и перетекает на другую сторону без швов, он ещё отражён противоположным цветом на другой стороне. Получается эффект инь-ян, который, мне кажется, хорошо отражает двойственность Алматы и нашей истории.

Было безумно сложно разработать его, я ночами напролёт валяла прототипы до крови на руках. Потом на новогодних каникулах мастерицы из yurta.shop помогли мне довести его до финального состояния — и это был настоящий вызов для всех. Я благодарна им, что не сдались, и очень довольна результатом.

Как вы видите развитие своего бренда? Вы говорите — и в Лондоне, и в Казахстане. Это про две аудитории или одну глобальную?

Хочу развиваться и там, и там. В Лондоне — чтобы быть частью мировой индустрии. В Казахстане — потому что я отсюда, как и те, с кого и для кого я делаю одежду. Думаю, аудитории будут разными, продукт нужно будет адаптировать. Это непросто, но интересно как вызов. Возможно, со временем бренд укоренится в одной из стран, но пока хочется попробовать обе.

Планируете ли запуск бренда в Алматы?

Да, определённо. Точных сроков пока нет, но надеюсь, до конца года начну запускать капсулы и развиваться органично.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика