Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК

В пятницу, 13 декабря, на большой сцене театра ARTиШОК состоялся модный перформанс алматинской четвёрки. Дизайнеры Абзал Сейдин, Расул Социал, Алмас Керимбек и Асем Сапаргали представили свои зимние коллекции, а за художественную постановку отвечала Аиза Оспан. Показ был полон символизма и метафор, которые дизайнеры специально оставили нераскрытыми, чтобы дать зрителю пространство для размышлений, не уводя к определённому правильному ответу. 

Мы поговорили с Аизой, чтобы подробнее узнать, как проходила подготовка к перформансу и какой смысл вкладывался в каждый элемент шоу.

АRТиШОК

Выбор места оказался символичным: из года в год дизайнеры превращают свои показы в настоящие театральные представления, но если обычно они проходили в рамках Visa Fashion Week и других Неделях, то теперь пространство театра идеально совпало с задумкой кутюрье.

QYSTAU стал ярким событием на модной сцене Казахстана. Динамике перформанса удавалось удерживать взгляд зрителя, чему способствовал идеально подобранный музыкальный аккомпанемент, театральные этюды от команды ARTиШОК и нетипичный для модного показа кастинг моделей. 

По импровизированному подиуму ходили как профессиональные модели, так и актёры театра, а ещё медийные личности вроде Лилии Рах, Самрата Иржасова или Гульсезим Хасен. Как отметила арт-директорка Аиза Оспан, команда сознательно отказалась от стандартного подхода модного бизнеса, где приоритет в приглашении гостей отдаётся лидерам мнений и инфлюенсерам. Вместо этого на перформанс пригласили людей, которые редко следят за соцсетями и возможно даже не узнали бы о событии без личного приглашения. Зал не разделили на «привилегированных» и остальных: зрители занимали места в порядке очереди, что с одной стороны создавало ощущение равенства, а с другой создавало небольшой ажиотаж среди гостей. 

ABZAL SEIDIN

С выходом первой модели — Дильяра, открывшего показ Abzal Seidin — лёгкое замешательство сменилось восторгом. Коллекция, вдохновлённая картиной Нурбола Нурахмета «Кенесары Хан», погружает в духовный поиск и размышления о потере идентичности. Она рассказывает историю о стремлении найти себя среди хаоса, используя образ лошади как символ и проводник, ведущий через тёмный лес. Лошадь воплощает силу, свободу и интуицию, становясь метафорой надежды и внутреннего света, помогающего обрести путь к себе. Поэтому как бы не ругали horsewalk в TikTok, в этом показе он стал продуманной деталью. Модели активно вышагивали по сцене, демонстрируя силу и готовность к бою. По словам Аизы, ей было важно дать раскрыться каждому герою на площадке и предоставить им личную минуту славы на сцене. У моделей была возможность привнести в выступление что-то свое, а не действовать по чёткому наставлению дизайнера или художественного руководителя. 

Образ самого хана Кенесары был взят за символ стремления к свободе и непокорности. Этот же эффект передавала сама одежда, которая была похожа на военные доспехи как кроем, так и приглушённым коричнево-зелёным цветом. Закрывала показ Лилия Рах, которую из-за мигающего света и головного убора, похожего на рыцарский шлем, сложно было узнать —  кто именно находится на сцене помогли понять овации и крики из зала. 

QANAKER

Следом за Абзалом коллекцию показал Алмас Керимбек в рамках своего бренда Qanaker. Показ начался с традиционных уйгурских танцев, для которого были приглашены профессиональные танцоры, и продолжился выходом моделей в костюмах, созданных Алмасом. Геометрические формы и неправильные анатомические решения напомнили работы Comme Des Garcons и Жан Поля Готье, а цветовые сочетания и невероятные комбинации принтов, которые очень хотелось, но было сложно разглядеть, закрепили желание взглянуть на коллекцию поближе на ближайшем поп-апе. Обувь некоторых девушек была украшена перьями, что отсылает к традиционному сравнению красоты уйгурских девушек с красотой павлина. Мейк моделей вдохновлён картинами казахстанской художницы Гузель Закир, которая давно исследует культуру уйгурского народа.  Свои материалы художница предоставила команде Qanaker — её ресёрч использовался Алмасом и Аизой при подготовке к показу.  

К нему ребята подошли основательно: кроме работы Гузель, в Qanaker изучали работы мамы дизайнера, которая является представительницей уйгурской диаспоры в Казахстане. Алмас и Аиза проделали самостоятельный ресёрч истории уйгуров, их традиционного костюма и культуры и даже ходили на уйгурские концерты, чтобы увидеть праздничный традиционный наряд в движении и с точностью передать жестикуляцию танцоров в перформансе. 

Постепенно традиционная музыка сменилась азаном, а танцы и праздничная атмосфера — тишиной и трауром. Мрачные трагичные движения моделей на сцене и смена ярких нарядов на тёмные одеяния отсылают нас к текущему настроению уйгурского народа в Восточном Туркестане. 

RASSUL SOCIAL

Третьим свой перформанс представил дизайнер Расул Социал. Создатель одноимённого бренда снова обратился к остросоциальной теме, в этот раз исследуя вопросы неравенства, насилия и социальных несправедливостей. Вдохновением для коллекции стала песня Акана Серы «Балхадиша» — история молодой девушки, вынужденной выйти замуж за богатого старика вопреки своей воле. Шоу началось с появления бородатых мужчин с крысиными хвостами и массивной платформой на ногах. В центре сцены стояла молодая девушка, а мужчины в образах крыс кружили вокруг неё. 

Почти вся коллекция состояла из полностью чёрных вещей, дополненных золотистыми аксессуарами и элементами, каждый из которых имел свой смысл. Высокая платформа символизировала возвышение власти и богатства, а золотые маски, скрывавшие лица моделей, намекали на безнаказанность преступников, прикрытых роскошью. На контрасте чёрного и золотого дизайнер хотел передать разницу между внешним блеском и внутренней мерзостью, а сам образ крыс в перформансе символизирует алчность и моральное разложение. 

Само кружение мужчин вокруг девушки передавало акт насилия — завуалированную, но мощную метафору. Арт-директорка показа Аиза Оспан в разговоре призналась, что изначально идея коллекции была ещё более провокационной: в ней планировалось использовать фаллические элементы, чтобы подчеркнуть темы власти, маскулинности и насилия. Однако от этой задумки быстро отказались, оставив интерпретацию зрителям. Такой подход дал свободу размышлений, но в то же время сложность в считывании идеи с первого взгляда. 

Энергия шоу резко изменилась, когда напряженную атмосферу сменила ремикс-версия песни «Satisfaction» Benny Benassi. Зрительный зал оживился, а модели вновь вышли на сцену для финального показа. Одежду в этой постановке разглядеть было сложно: тусклый свет и полностью чёрная палитра коллекции не способствовали чёткой визуализации. Однако после внимательного изучения стало ясно, что линейка наполнена носибельными и стильными вещами. Среди них — роскошная шуба (в которой дефилировал крысиный «король»), классические чёрные рубашки и пиджаки из хлопка с напылением, создающим эффект кожи. Этот материал на сцене выглядел то ли как блестящий латекс, то ли как текстура мусорного пакета — что, возможно, являлось метафорой одновременно мусорных крыс и озабоченности мужчин. Несмотря на сложность подачи, перформанс Расула стал значимой частью вечера.

ASSEM SAPARGALI

Последней представила перформанс дизайнерка Асем Сапаргали, любимица публики и модных критиков Казахстана. Асем презентовала новую коллекцию «Шимай», посвящённую трансформации и поиску себя. В течение перформанса модели метафорически выходили из кокона, перерождались и появлялись на свет, становясь всё более видимыми и смелыми.  Белый грим на лицах и слегка неловкая будто бы «сломанная» походка моделей подчёркивали символизм рождения чего-то нового. Очертания кокона и насекомых присутствовали в разных элементах одежды — от геометрических рукавов и головных уборов в форме куба до масок, делающих девушек похожих на насекомых. Как обычно, дизайнер использовала сочетание разных текстур и принтов, но в этот раз в линейке преобладал бирюзовый цвет, он же являлся лейтмотивом коллекции. Сама Асем говорит, что вдохновлялась личной историей и своим «голубым периодом», процессом самопознания и попыткой выйти из кокона. 

«Как червяк, который не смог стать бабочкой, персонаж коллекции сталкивается с неизбежной реальностью своей неполноценности и невозможностью трансформации. В каждой модели воплощены элементы борьбы и стремления к освобождению. Ткань, форма, цвет и текстуры — всё это символизирует сопротивление и в то же время надежду на новый этап. Это попытка осознать свои ограничения и научиться жить с ними, искать силы для изменений», — говорит о своей новой работе дизайнерка.

Головные уборы для линейки были созданы с кожевенным мастером Сункаром Есмуханом, а стилизовал показ стилист Чингиз Ескали. 

QYSTAU стал не просто модным показом, а полноценным художественным высказыванием, в котором соединились социальные месседжи, личные истории и культурные коды. Каждый дизайнер внёс в перформанс свой взгляд на искусство, историю и реальность, отправив зрителей размышлять об увиденном. Это событие подчеркнуло, как казахстанская мода медленно, но верно переходит от коммерческих форматов к пространству для диалога и экспериментов. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
Культура
#кино
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
Культура
#кино
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
Бизнес
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
Город
#события
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
Культура
#кино
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»