Normcore и fashion NPC. Почему не привлекать внимание — это новый тренд?

Что, если самый радикальный жест в моде — не выделяться? В новой эстетике NPC fashion люди сознательно выбирают простоту, базу и отказ от самовыражения через одежду. Без ярких деталей, без модных заявлений — только функциональность и нейтральность. Разбираемся, как появился этот термин, что он говорит о настроениях поколения и почему «невидимость» становится новым высказыванием.

В начале года на Dazed вышла статья о новой модной реальности: молодёжь сознательно выбирает базовые образы, отказываясь от трендов, максимализма и театральности прошлых лет. Если раньше студенты Central Saint Martins стремились выделиться эксцентричными луками, которые становились мемами на анонимных Instagram-аккаунтах вроде @thats_so_CSM, то теперь они переходят к простым, но продуманным сочетаниям. «Серый свитер, синие джинсы и коричневые ботинки — минимализм в духе студентки гуманитарного факультета 2005 года сегодня выглядит свежо и даже желанно», — пишет Dazed.

В мире, где десятки трендов сосуществуют одновременно, сменяя друг друга быстрее, чем вы успеете осознать свою причастность к одному из них, стиль утрачивает связь с идентичностью. Достаточно потратить $20 на заказ с Temu или Shein, чтобы вписаться в новую волну, но уже через мгновение она сменится другой. В бесконечной гонке за эксцентричностью побеждают все сразу — а значит, никто. И самым осмысленным решением становится выйти из этой игры. Мода становится настолько легко воспроизводимой, что её «уникальность» теряется. Это подтверждает и рост популярности архивного TikTok: теперь любая вещь, раньше служившая маркером инсайдерства, становится доступной всем — стоит лишь пролистать десятки туториалов по архивной моде на Pinterest или в Reels.

 

NPC Fashion и loosercore

Ещё в 2023 году появился термин fashion NPC. Его ввёл блогер Frugal Aesthetic для описания людей, которые не проявляют особого интереса к моде и просто следуют последним трендам без выражения собственного стиля.

Понятие NPC пришло из видеоигр: аббревиатура расшифровывается как non-playable characters — неигровые персонажи. Это те персонажи, которые не контролируются игроком, а просто существуют в виртуальной реальности. Они могут быть важны для сюжета, а могут просто составлять «фон» игры.

Сейчас термин NPC используют шире. На Reddit и похожих порталах уже есть посты вроде «10 признаков того, что вы – неигровой персонаж в реальной жизни». Читать их немного жутко: если каждый день кажется одинаковым, ходишь одними и теми же маршрутами, в голову приходят одни и те же мысли, то всё это, по мнению авторов, признак того, что вы — NPC.

В играх у NPC — второстепенных персонажей — обычно самый базовый, неброский лук. В TikTok под хэштегом #fashionnpc можно найти мемные видео, высмеивающие одежду, которая была на пике, а значит, уже устарела. Под раздачу попадают угги, короткие куртки The North Face, Adidas Samba и New Balance 550 — вещи, которые в какой-то момент были на каждом втором.

С недавнего времени стали появляться видео, где авторы сознательно выбирают эстетику fashion NPC. Причина простая: подростки не хотят привлекать внимание, а заодно экономят на одежде. Отсюда и стили вроде normcore или loosercore. Юзеры сами иронизируют над новый трендом: «Loosercore? Раньше это просто называлось “у меня стирка”», — говорит девушка в TikTok, показывая образ из голубых джинсов, футболки с названием группы и тканевого шопера.

Loosercore — это буквально одежда на случай «нечего надеть», вещи, которые мы хватаем, не глядя. Ещё к признакам loosercore можно отнести: оверсайз, шоппер или сумка-баул, затёртые Converse. Визуально он может напоминать гранж, indie sleaze и даже эмо, но по смыслу — это про усталость от необходимости всегда выглядеть «круто». Gen Z устали от бесконечного потребления и навязанных трендов. Когда больше не хочется гоняться за новыми стилями — проще просто носить то, что уже есть в шкафу.

Normcore и Гарри Стайлс, Sandlercore и Адам Сэндлер

Судя по новостям, не только подросткам надоело наряжаться. В середине 2024 года на Vogue Business вышла статья о трендах в мужской моде, и закрывающей тенденцией назвали normcore. Тогда катализатором тренда стали фото Гарри Стайлcа и Алессандро Микеле в одинаковых, подчеркнуто обычных образах — голубые рубашки, свитера, широкие брюки. Этот переход к «стилю финансиста» (как его назвал Dazed) подчеркнул желание выглядеть базово даже среди самых экстравагантных и любящих моду. 

Я думаю, что в последние годы некоторые бренды начали отходить от экстремальной моды, — говорит британский журналист из Gentleman’s Journal Зак Маои. — Дизайнеры поняли, что у людей не всегда есть средства, чтобы жить экстравагантной жизнью и скупать подиумные вещи. Покупатели хотят носить вещи из prêt-à-porter снова и снова». Среди таких брендов он называет Loewe и Bottega Veneta — марки, которые берут базовые вещи, вроде джинсов или V-образного топа, и переосмысливают их в новом ключе. 

По такому же принципу стал вируситься стиль Адама Сэндлера, который тоже можно назвать стилем без стиля или нормкором. После многих лет насмешек над его гардеробом как «худшим среди знаменитостей», Сэндлера уже несколько лет считают иконой стиля, с чем согласен даже Vogue. Его комбинация мешковатых футболок, объёмных шорт и хаотичных узоров превратилась из безвкусицы в тренд.

Сначала манеру одеваться Сэндлера называли dadcore’ом, но после тщетных попыток повторить луки (пользователи стали жаловаться, что не выглядят также круто в похожей одежде, как это делает актёр), стиль Адама окрестили не иначе как Sandlecore. «Сэндлер одевается так, потому что ему не нужно ничего никому доказывать. И вот это — настоящий стиль. Не вещи делают Sandlercore, а уверенность в себе, — пишет GQ. — В этом и заключается настоящая мечта — быть настолько комфортным в своей коже, что становится всё равно, что о тебе подумают». 

К чему это приведёт? 

Сдвиг в пользу отказа от экстравагантности и демонстрации стиля идёт рука об руку с интересом к здоровому образу жизни, бьюти-рутине и путешествиям. Последние 30 лет, мода была демонстрацией статуса, символом элитарности и причастности к определённым кругам. Мы слишком долго рассматривали себя и других под лупой, анализируя, насколько трендово, уместно или смело выглядит наш образ. 

Началом изменений стал феномен «тихой роскоши» — тенденции, которую Vogue назвал главным модным манифестом 2024 года. Бренды вроде The Row, Loro Piana и Bottega Veneta заменили громкие лого на безупречный крой, натуральные ткани и продуманную простоту. Их вещи сигнализируют не о статусе, а о внутреннем спокойствии и отсутствии потребности что-то кому-то доказывать.

Новый тренд на базовую одежду даже не пытается быть лаконичным или дорогим. Мы наблюдаем эффект «пост-насыщения»: за три десятилетия массового потребления люди устали от шума, избыточности и необходимости постоянно быть «в игре».

 

Лучше всего новую культуру одеваться охарактеризовал Dazed: «Крутые больше не одеваются круто. Они просто крутые».

Как это у нас?

В Казахстане, как и в Центральной Азии, стиль normcore существовал задолго до того, как получил своё название. Экономические и культурные реалии не всегда способствовали индивидуальному выражению через одежду, что ещё более актуально для старшего поколения. Пока для одних одежда стала способом заявить о себе, для других она остаётся лишь функциональной необходимостью. Возможность тщательно продумывать образы, регулярно обновлять гардероб и использовать моду как инструмент самовыражения остаётся привилегией немногих. Поэтому молодёжь, особенно креативное сообщество, воспринимает стиль как пространство для экспериментов и поиска идентичности. Особенно заметно это на фестивалях и рейвах, где свобода самовыражения сочетается с ощущением безопасности. 

Культуре одеваться в странах СНГ еще предстоит пройти путь от интереса к самовыражению до той самой пресыщенности выбором, когда свобода становится чем-то обыденным, а шоппинг станет просто рутиной, а не праздником.

Возможно в ближайшем времени мы увидим, как фэшн-инфлюенсеры меняют свой стиль в пользу Sandlercor’a, а возможно новое веяние пройдёт мимо нас. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
У третьей части «Иллюзии обмана» появился первый трейлер
Культура
#кино
У третьей части «Иллюзии обмана» появился первый трейлер
«Кончится лето» получит англоязычный ремейк
Культура
#кино
«Кончится лето» получит англоязычный ремейк
Почему все ваши любимые сериалы выходят одновременно 
Культура
#кино
Почему все ваши любимые сериалы выходят одновременно 
«Туареги»: спектакль о власти, свободе и понимании
Город
#события
«Туареги»: спектакль о власти, свободе и понимании
Бренд Stone Island и манхва Wind Breaker представили коллаборацию
Стиль
#мода
Бренд Stone Island и манхва Wind Breaker представили коллаборацию