Cortez: кроссовки, с которых началась история Nike

Кроссовки Nike Cortez – не просто одна из самых важных пар в истории бренда, но и одна из самых важных пар 20 века – столь же знаковой, как Chuck Taylor All Stars или Adidas Stan Smith.Рассказываем, как успех «кортезов» помог Nike перейти от роли дистрибьютора других обувных брендов к созданию собственной обуви и как они связаны с лос-анджелесскими бандами.

Есть что-то особенное в этих (чаще всего) белых кроссовках с красным свушем и синим акцентом на подошве. В них Уитни Хьюстон пела национальный гимн на «Супербоуле» в 1991 году, в них герой Леонардо ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит» пытается забраться в машину в наркотическом угаре, их силуэт переосмысляет Кендрик Ламар в коллаборации с Nike. И, конечно, – именно Cortez дарят Форресту Гампу в одноимённой картине, которой, кстати, исполняется в этом году 30 лет.

Cortez — первая модель бренда Nike, которую они выпустили в 1972 году. После мы увидели множество других цветовых решений, но красно-синяя версия Varsity, официально переименованная в «Форрест Гамп» в 2018 году, стала впоследствии самой узнаваемой.

Кроссовки, с которых началась история Nike

Однако история легендарной пары начинается несколько раньше – в 1962 году, когда японская обувная компания Onitsuka Tiger заключила договор с американской Blue Ribbon Sports (будущие Nike) на дистрибьюцию их кроссовок в США. 

На тот момент Blue Ribbon Sports ещё даже не существовало на бумагах, но сооснователю компании Филу Найту это не помешало поехать в Японию и договориться с представителями Onitsuka Tiger, которые отправили первый заказ на 300 пар Limber Up только через два года. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную. 

С того момента сотрудничество японцев с Blue Ribbon Sports – сооснователями Филом Найтом и тренером по лёгкой атлетике Биллом Бауэрманом – стремительно пошло в гору. Бауэрман вообще с особой страстью относился к своей работе: за свою карьеру он не только подготовил 31 спортсмена к участию в Олимпийских играх, но и изобрёл несколько беговых пар, ставшими культовыми для бренда. В том числе и Cortez, успех которых помог компании перейти от роли дистрибьютора других обувных брендов к созданию собственной обуви.

Новые технологии

В самом начале Билл Бауэрман старался разработать кроссовки так, чтобы они обеспечивали комфорт и долговечность, став стандартом для беговой обуви. Кожа была первым материалом, использованным для изготовления, но позже Бауэрман сменил материал верха обуви на нейлон и замшу, чтобы уменьшить вес. 

Однако главная технологическая задумка Бауэрмана состояла в новой улучшенной системе амортизации межподошвы в области пяток, благодаря вложенному слою более жёсткой губчатой резины между двумя слоями мягкой.

Так, нагрузка на ахиллово сухожилие уменьшалась, а толстая подошва с «ёлочкой» обеспечивала отличное сцепление с поверхностью. В 1971 году Tiger Cortez и Tiger Marathon были названы журналом Runner’s World «лучшими беговыми кроссовками», а на Олимпиаде в 1976 году в кроссовках Nike выступают уже большинство легкоатлетов.

Название пары и суд с Onitsuka

Когда Бауэрмэн в союзе с Onitsuka Tiger создал «кортезы» в 1967 году, встал вопрос их названия. В своей книге «Продавец обуви» Фил Найт вспоминает, что сначала паре хотели дать название TG-Mexico – в преддверии летних Олимпийских игр, которые пройдут в Мехико в 1968 году. Позже было решено назвать кроссовки Aztec, однако и тут не задалось: Adidas пригрозили судебным иском, так как новое название было слишком похоже на их собственные кроссовки Azteca Gold.

В своей книге Найт рассказывает, как в итоге им пришла идея назвать кроссовки «кортезами»:

Рассерженный, я поехал домой к Бауэрману, чтобы всё обсудить. Мы сидели на крыльце и смотрели вниз на реку. В тот день она сверкала, как серебряный шнурок. Он снял бейсболку и снова надел её, протёр лицо. “Кто был тот парень, который выбил дерьмо из ацтеков?”, – спросил он. “Кортес”, – сказал я. Он хмыкнул. “Хорошо. Назовём их Кортес».

Как выглядят Azteca Gold

В итоге пара получила название в честь человека, который завоевал ацтеков и взял их столицу Теночтитлан, – испанского конкистадора Эрнана Кортеса, чья экспедиция привела к падению Империи ацтеков. Это был знак для Adidas, что выскочки Blue Ribbon собираются перевернуть мир спортивной обуви. И у них это получилось: Cortez стали не просто одной из самых важных пар в истории компании, но и одной из самых важных пар 20 века – столь же знаковой, как Chuck Taylor All Stars или Adidas Stan Smith.

В 1969 году кроссовки доходят до обычных бегунов и разрывают продажи. На волне безумного успеха Blue Ribbon переименовываются в Nike и начинают производить новые пары только теперь без характерных полосок Onitsuka Tiger. Проходит немного времени прежде чем разгораются судебные тяжбы. 

И Nike, и Onitsuka хотели сохранить права на имя сверхприбыльных Cortez. В конце концов, суд разрешил обеим компаниям использовать единый силуэт кроссовок, однако имя Cortez оставили за Nike, а Onitsuka продолжили производить их под названием Corsair.

В 1972 году Nike представили то, что сегодня известно как Nike Cortez. Пара включала в себя почти все те же элементы дизайна, что и оригинальные «кортезы», только логотип Onitsuka был заменён на фирменный свуш.

Nike Cortez — это квинтэссенция нашей философии в дизайне», – заявил главный дизайнер Nike Джон Хок спустя пятьдесят лет после выпуска пары.  

Кстати, уже в 1980 году беговые кроссовки Nike становятся самыми продаваемыми в США, обогнав по этому показателю постоянного лидера Adidas.

Nike Cortez и лос-анджелесские банды

В тех же 1980-х годах «кортезы» начали приобретать новую ассоциацию – Лос-Анджелес. Классический внешний вид, простые цветовые решения и доступная цена (тогда их продавали за $30) сделали их очевидным выбором для рабочего класса и семей с низким доходом.

Особой популярностью кроссовки пользовались у афроамериканцев Южной Калифорнии. Здесь нельзя не упомянуть рэпера Eazy-E: Nike Cortez были неотъемлемой частью его гангстерского рэп-имиджа.

Именно тогда «кортезы» начали носить местные банды и совпал этот период со стремительным ростом преступности, связанной с эпидемией кокаиновой зависимости. Как рассказывает фотограф Эстеван Ориол, документировавший жизнь Лос-Анджелеса, всегда было легко понять, кто состоит в банде: у них были Cortez, мешковатые 501-е джинсы и белая футболка. Доходило до того, что в школах подростков разворачивали обратно домой, если они приходили на занятия в этих кроссовках.

Nike Cortez и культура чикано

Привлекательность Cortez не ограничивалась афроамериканцами. В 80-х и 90-х годах кроссовки стали неотъемлемой частью уличной одежды чикано – латиноамериканцев. До Второй мировой войны чикано называли жителей США мексиканского происхождения, но в 60-е годы мексиканцы назвали так своё движение, призванное бороться с дискриминацией. Позже Nike даже выпустили версии Cortez, посвящённые Дню мёртвых и Месяцу латиноамериканского наследия.

Nike Cortez Dia de Los Muertos

Рекламная кампания Nike 2017, re-creating L.A. culture

Однако ассоциации с бандами всё ещё встречаются, хоть и редко: в январе 2013 года четверо латиноамериканских подростков стали жертвами стрельбы в районе Брентвуда, штат Калифорния, после того, как их спросили, почему они носят Nike Cortez. Все они были ранены.

В массовой культуре

С лос-анжелесских улиц «кортезы» быстро попали на съёмочные площадки. В 1984 году на экраны вышла картина «Парень-каратист», где главный герой, сыгранный Ральфом Маччио, весь фильм тренировался в кроссовках Nike Cortez. В популярном сериале «Сайнфелд», выходившем с конца 1980-х и до конца 1990-х, персонаж Джордж Констанца тоже частенько мелькал в синих «кортезах».

Настоящая кинематографическая мечта кроссовок совершилась в 1992 году, когда вышла бандитская драма Juice, или «Авторитет» в русской адаптации, где играл Тупак Шакур. На героях можно было заметить и Reebok Twilight Zone Pump, Reebok Omni Zone Pump, пары Air Jordan VI и Nike Baltoro, подчёркивающие историю о преследованиях полиции, бандитских войнах и невзгодах четырёх подростков. Однако именно зелёные замшевые кроссовки Nike Cortez, которые носил Куинси «Кью» Пауэлл, привлекали особое внимание.

Однако после премьеры «Форреста Гампа» в 1994 году популярность «кортезов» взыграла по-новому. История мужчины, который пробежал всю Америку, только потому что ему хотелось бегать, стала настоящей иконой.

Запомнились кроссовки и на Леонардо Ди Каприо в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» 2013 года. Самый яркий момент, пожалуй, — сцена, когда персонаж актёра Джордан Белфорт разбивает Lamborghini, находясь в наркотическом опьянении, одетый в белоснежные кроссовки Cortez, серые спортивные штаны и рубашку из шамбре.

Учитывая, что популярность Nike Cortez и не думает сбавлять темпы, а новые ориентиры поп-культуры устанавливаются регулярно, нет никаких сомнений в том, что это неполный список поклонников культовой вневременной обуви.

Кроссовки Nike Cortez продолжают мелькать в фильмах и на концертах, играя на ностальгии и вновь покоряя своим дизайном и той историей, что стоит за ними. Если вы думаете, какие кроссовки взять этой весной, то Nike Cortez всегда будут хорошей идеей. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Закон «О масс-медиа» прошёл чтение в мажилисе: что изменится?
Ликбез
#общество
Закон «О масс-медиа» прошёл чтение в мажилисе: что изменится?
Hermès опередит Louis Vuitton в звании самого люксового бренда
Бизнес
Hermès опередит Louis Vuitton в звании самого люксового бренда
«Solo Leveling»: что это было?
Культура
#кино
«Solo Leveling»: что это было?
Уволить нельзя оставить – как Condé Nast «передерживает» сотрудников, которых не может уволить
Бизнес
Уволить нельзя оставить – как Condé Nast «передерживает» сотрудников, которых не может уволить
В Казахстане появится услуга получения международных водительских прав
Ликбез
#общество
В Казахстане появится услуга получения международных водительских прав