Есть что-то особенное в этих (чаще всего) белых кроссовках с красным свушем и синим акцентом на подошве. В них Уитни Хьюстон пела национальный гимн на «Супербоуле» в 1991 году, в них герой Леонардо ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит» пытается забраться в машину в наркотическом угаре, их силуэт переосмысляет Кендрик Ламар в коллаборации с Nike. И, конечно, – именно Cortez дарят Форресту Гампу в одноимённой картине, которой, кстати, исполняется в этом году 30 лет.
Cortez — первая модель бренда Nike, которую они выпустили в 1972 году. После мы увидели множество других цветовых решений, но красно-синяя версия Varsity, официально переименованная в «Форрест Гамп» в 2018 году, стала впоследствии самой узнаваемой.
Кроссовки, с которых началась история Nike
Однако история легендарной пары начинается несколько раньше – в 1962 году, когда японская обувная компания Onitsuka Tiger заключила договор с американской Blue Ribbon Sports (будущие Nike) на дистрибьюцию их кроссовок в США.
На тот момент Blue Ribbon Sports ещё даже не существовало на бумагах, но сооснователю компании Филу Найту это не помешало поехать в Японию и договориться с представителями Onitsuka Tiger, которые отправили первый заказ на 300 пар Limber Up только через два года. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную.
С того момента сотрудничество японцев с Blue Ribbon Sports – сооснователями Филом Найтом и тренером по лёгкой атлетике Биллом Бауэрманом – стремительно пошло в гору. Бауэрман вообще с особой страстью относился к своей работе: за свою карьеру он не только подготовил 31 спортсмена к участию в Олимпийских играх, но и изобрёл несколько беговых пар, ставшими культовыми для бренда. В том числе и Cortez, успех которых помог компании перейти от роли дистрибьютора других обувных брендов к созданию собственной обуви.
Новые технологии
В самом начале Билл Бауэрман старался разработать кроссовки так, чтобы они обеспечивали комфорт и долговечность, став стандартом для беговой обуви. Кожа была первым материалом, использованным для изготовления, но позже Бауэрман сменил материал верха обуви на нейлон и замшу, чтобы уменьшить вес.
Однако главная технологическая задумка Бауэрмана состояла в новой улучшенной системе амортизации межподошвы в области пяток, благодаря вложенному слою более жёсткой губчатой резины между двумя слоями мягкой.
Так, нагрузка на ахиллово сухожилие уменьшалась, а толстая подошва с «ёлочкой» обеспечивала отличное сцепление с поверхностью. В 1971 году Tiger Cortez и Tiger Marathon были названы журналом Runner’s World «лучшими беговыми кроссовками», а на Олимпиаде в 1976 году в кроссовках Nike выступают уже большинство легкоатлетов.
Название пары и суд с Onitsuka
Когда Бауэрмэн в союзе с Onitsuka Tiger создал «кортезы» в 1967 году, встал вопрос их названия. В своей книге «Продавец обуви» Фил Найт вспоминает, что сначала паре хотели дать название TG-Mexico – в преддверии летних Олимпийских игр, которые пройдут в Мехико в 1968 году. Позже было решено назвать кроссовки Aztec, однако и тут не задалось: Adidas пригрозили судебным иском, так как новое название было слишком похоже на их собственные кроссовки Azteca Gold.
В своей книге Найт рассказывает, как в итоге им пришла идея назвать кроссовки «кортезами»:
Рассерженный, я поехал домой к Бауэрману, чтобы всё обсудить. Мы сидели на крыльце и смотрели вниз на реку. В тот день она сверкала, как серебряный шнурок. Он снял бейсболку и снова надел её, протёр лицо. “Кто был тот парень, который выбил дерьмо из ацтеков?”, – спросил он. “Кортес”, – сказал я. Он хмыкнул. “Хорошо. Назовём их Кортес».
Как выглядят Azteca Gold
В итоге пара получила название в честь человека, который завоевал ацтеков и взял их столицу Теночтитлан, – испанского конкистадора Эрнана Кортеса, чья экспедиция привела к падению Империи ацтеков. Это был знак для Adidas, что выскочки Blue Ribbon собираются перевернуть мир спортивной обуви. И у них это получилось: Cortez стали не просто одной из самых важных пар в истории компании, но и одной из самых важных пар 20 века – столь же знаковой, как Chuck Taylor All Stars или Adidas Stan Smith.
В 1969 году кроссовки доходят до обычных бегунов и разрывают продажи. На волне безумного успеха Blue Ribbon переименовываются в Nike и начинают производить новые пары только теперь без характерных полосок Onitsuka Tiger. Проходит немного времени прежде чем разгораются судебные тяжбы.
И Nike, и Onitsuka хотели сохранить права на имя сверхприбыльных Cortez. В конце концов, суд разрешил обеим компаниям использовать единый силуэт кроссовок, однако имя Cortez оставили за Nike, а Onitsuka продолжили производить их под названием Corsair.
В 1972 году Nike представили то, что сегодня известно как Nike Cortez. Пара включала в себя почти все те же элементы дизайна, что и оригинальные «кортезы», только логотип Onitsuka был заменён на фирменный свуш.
Nike Cortez — это квинтэссенция нашей философии в дизайне», – заявил главный дизайнер Nike Джон Хок спустя пятьдесят лет после выпуска пары.
Кстати, уже в 1980 году беговые кроссовки Nike становятся самыми продаваемыми в США, обогнав по этому показателю постоянного лидера Adidas.
Nike Cortez и лос-анджелесские банды
В тех же 1980-х годах «кортезы» начали приобретать новую ассоциацию – Лос-Анджелес. Классический внешний вид, простые цветовые решения и доступная цена (тогда их продавали за $30) сделали их очевидным выбором для рабочего класса и семей с низким доходом.
Особой популярностью кроссовки пользовались у афроамериканцев Южной Калифорнии. Здесь нельзя не упомянуть рэпера Eazy-E: Nike Cortez были неотъемлемой частью его гангстерского рэп-имиджа.
Именно тогда «кортезы» начали носить местные банды и совпал этот период со стремительным ростом преступности, связанной с эпидемией кокаиновой зависимости. Как рассказывает фотограф Эстеван Ориол, документировавший жизнь Лос-Анджелеса, всегда было легко понять, кто состоит в банде: у них были Cortez, мешковатые 501-е джинсы и белая футболка. Доходило до того, что в школах подростков разворачивали обратно домой, если они приходили на занятия в этих кроссовках.
Nike Cortez и культура чикано
Привлекательность Cortez не ограничивалась афроамериканцами. В 80-х и 90-х годах кроссовки стали неотъемлемой частью уличной одежды чикано – латиноамериканцев. До Второй мировой войны чикано называли жителей США мексиканского происхождения, но в 60-е годы мексиканцы назвали так своё движение, призванное бороться с дискриминацией. Позже Nike даже выпустили версии Cortez, посвящённые Дню мёртвых и Месяцу латиноамериканского наследия.
Nike Cortez Dia de Los Muertos
Рекламная кампания Nike 2017, re-creating L.A. culture
Однако ассоциации с бандами всё ещё встречаются, хоть и редко: в январе 2013 года четверо латиноамериканских подростков стали жертвами стрельбы в районе Брентвуда, штат Калифорния, после того, как их спросили, почему они носят Nike Cortez. Все они были ранены.
В массовой культуре
С лос-анжелесских улиц «кортезы» быстро попали на съёмочные площадки. В 1984 году на экраны вышла картина «Парень-каратист», где главный герой, сыгранный Ральфом Маччио, весь фильм тренировался в кроссовках Nike Cortez. В популярном сериале «Сайнфелд», выходившем с конца 1980-х и до конца 1990-х, персонаж Джордж Констанца тоже частенько мелькал в синих «кортезах».
Настоящая кинематографическая мечта кроссовок совершилась в 1992 году, когда вышла бандитская драма Juice, или «Авторитет» в русской адаптации, где играл Тупак Шакур. На героях можно было заметить и Reebok Twilight Zone Pump, Reebok Omni Zone Pump, пары Air Jordan VI и Nike Baltoro, подчёркивающие историю о преследованиях полиции, бандитских войнах и невзгодах четырёх подростков. Однако именно зелёные замшевые кроссовки Nike Cortez, которые носил Куинси «Кью» Пауэлл, привлекали особое внимание.
Однако после премьеры «Форреста Гампа» в 1994 году популярность «кортезов» взыграла по-новому. История мужчины, который пробежал всю Америку, только потому что ему хотелось бегать, стала настоящей иконой.
Запомнились кроссовки и на Леонардо Ди Каприо в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» 2013 года. Самый яркий момент, пожалуй, — сцена, когда персонаж актёра Джордан Белфорт разбивает Lamborghini, находясь в наркотическом опьянении, одетый в белоснежные кроссовки Cortez, серые спортивные штаны и рубашку из шамбре.
Учитывая, что популярность Nike Cortez и не думает сбавлять темпы, а новые ориентиры поп-культуры устанавливаются регулярно, нет никаких сомнений в том, что это неполный список поклонников культовой вневременной обуви.
Кроссовки Nike Cortez продолжают мелькать в фильмах и на концертах, играя на ностальгии и вновь покоряя своим дизайном и той историей, что стоит за ними. Если вы думаете, какие кроссовки взять этой весной, то Nike Cortez всегда будут хорошей идеей.