Недавно президент подписал закон, вносящий изменения в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Важнейшим изменением для казахстанцев станет исключение диабета из списка социально значимых заболеваний — всего сахарным диабетом в стране страдают более полумиллиона человек.
Данил Степанов рассказывает, как изменится их положение и для чего это нужно государству.
Что изменится
Наиболее важным изменением в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» можно назвать сокращение перечня социально значимых заболеваний. Сейчас он состоит из тринадцати пунктов и регулируется отдельным приказом министра здравоохранения.
Теперь социально значимые заболевания будут прописаны прямо в законе, а не в приказе, как сейчас. Это значит, что изменить список, если государство решит прислушаться в гражданам и здравому смыслу, будет значительно тяжелее. В отличие от приказа, который утверждается в уполномоченном государственном органе, закон поменять намного сложнее: для этого проект должен пройти две палаты парламента и подпись президента.
В новый список внесено не так много изменений, но они очень значительны. Из положительного: в списке появилась эпилепсия. Из негативного — перечень лишился упоминания сахарного диабета, то есть всех заболеваний, входящих в Международную классификацию болезней под кодами Е10-E14 — это значит, что исключены все формы. Первый тип, второй тип или неуточнённые формы заболевания — неважно. Кроме него из списка пропал детский церебральный паралич — G80 в МКБ-10. Ничего из этого больше не будет признаваться социально значимым. Следовательно, болезни уйдут из гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи — её будут получать только застрахованные лица. Сейчас по ГОБМП её получают все граждане Казахстана, независимо от наличия страховки.
Кто пострадает
На сайте министерства здравоохранения РК сказано, что по данным системы здравоохранения в 2025 году зарегистрировано 535 тысяч человек, страдающих одной из форм диабета. Большая часть из них, 504 тысячи, — это люди, которые болеют диабетом второго типа. Это заболевание, зачастую связанное с образом жизни или другими эндокринными нарушениями. В интервью государственным СМИ представительница министерства здравоохранения даже говорила о том, что в основе лежит поведение пациента.
Ещё 30.5 тысяч — это больные диабетом первого типа. С этим заболеванием всё несколько сложнее. Оно не зависит ни от поведения, ни от других эндокринных заболеваний и носит аутоиммунный характер. Никому до сих пор достоверно неизвестно, по какой причине заболевание проявляется. Как заявляют в минздраве, болеют им дети, а они якобы итак входят в льготные категории. Однако фактически до 20% людей с этим заболеванием сталкиваются с его манифестацией уже во взрослом возрасте, а это значит, что они больше не будут защищены автоматически.
Теперь то, что раньше получали все лица, страдающие упомянутыми заболеваниями, будет доступно только для тех, кто присоединился к ОСМС — обязательному социальному медицинскому страхованию: всего в Казахстане сейчас живут около 3.5 миллионов человек, не участвующих в системе медстрахования. Главная группа риска, которая может пострадать от последствий нового закона — это лица, находящиеся на пересечении 535 тысяч диабетиков и 3.5 миллионов незастрахованных. Учитывая количество казахстанцев, работающих неофициально и не платящих взносы по ОСМС, это число может оказаться довольно значительным.
Какую помощь теперь нельзя будет получить
Эксперты и заинтересованные стороны называют одной из главных проблем сложности в получении препаратов. В частности, на пресс-конференции общественного фонда «Диабетический родительский комитет» звучали опасения по поводу GLP-1. Это такие препараты, которые позволяют контролировать аппетит, снижать вес и положительно влиять на здоровье людей, больных диабетом. Особенно важны они для людей с диабетом второго типа, которых среди больных насчитывается 95%.
Другая проблема — расходники, которых лицам, страдающим диабетом, нужно довольно много. Сюда входит и сам инсулин, и, например, тест-полоски для определения уровня сахара в крови, которые используются в глюкометрах. Даже на момент, когда диабет входил в список социально значимых заболеваний, а больные должны были получать бесплатно по гарантированному объёму медпомощи всё необходимое, с тест-полосками и несколькими видами инсулина наблюдались проблемы. Теперь все, кто не входят в систему ОСМС, должны будут приобретать эти вещи на собственные средства.
И это даже без упоминания медико-социальной помощи — например, дополнительных обследований, анализов, а также курсов специализированных препаратов, необходимых лицам, больным диабетом.
Зачем
Основной экономический тренд в Казахстане в последние два года — это поиск того, с помощью чего можно сократить бюджетные траты. Изменения в медицинском законодательстве в значительной степени тоже связаны с этим.
На сайте министерства здравоохранения 31 июля, то есть уже после принятия поправок, появился текст о лечении сахарного диабета. В последних абзацах сказано, что с 2018 по 2025 годы объёмы финансирования лекарственного обеспечения выросли втрое, до 229 миллиардов, а 45.5 из них тратятся на лечение сахарного диабета. При расчётах затрат в год на одного пациента минздрав демонстрирует следующие цифры:
– 81% пациентов — получают лечение на сумму от 618 до 184 978 тенге в год;
– 16,7% пациентов — в диапазоне от 184 979 до 600 000 тенге;
– 2,3% пациентов — требуют затрат от 601 000 до 6,5 млн тенге в год (включая высокотехнологичное лечение, инсулиновые помпы и расходные материалы).
Это довольно серьёзные вложения ежегодно. Кроме того, минздрав не только тратит, но и «недополучает» значительные деньги от уже упомянутых 3.5 миллионов. Очень сложно оценить это в конкретных цифрах, поскольку размер взносов по ОСМС зависит от дохода работников, но если смотреть на минимальные цифры для самостоятельных плательщиков — это около 200 миллиардов тенге ежегодно по самым скромным оценкам.
Другая цель — это унифицирование системы здравоохранения. Представители министерства здравоохранения называют разделение искусственным и ссылаются на то, что при разработке текущей системы представители международных организаций рекомендовали соединить гарантированный объём бесплатной медицинской помощи и ОСМС в единое целое.
По их словам, это должно повысить прозрачность системы и позволить создать простой и понятный перечень гарантированных услуг, финансируемых за счёт бюджетных средств. Это значит, что в ближайшее время можно ожидать дополнительных изменений, поскольку целью минздрава является перевод практически всей ГОБМП на ОСМС с сохранением в первом перечне только жизненно необходимых услуг, вроде оказания экстренной медицинской помощи.
Каких последствий ждать
Когда значительное количество людей прекратит получать необходимую им бесплатную медицинскую помощь, государство столкнётся с результатом, обратным желаемому — вместо повышения общего здоровья населения нагрузкой на медицинскую систему лягут все те, кто не мог позволить себе лечиться.
Если даже с сегодняшним законодательством ежедневно происходит около четырёх ампутаций нижних конечностей у людей с диабетом, а среди ослепших диабетиков более четверти от общего числа, то при сокращении объёма медицинской адресной помощи ситуация только усугубится.
Это значит, что государство, отказавшееся лечить людей на ранних этапах хронической проблемы столкнётся с тяжелейшими последствиями в значительно больших объёмах, чем это происходит сейчас. И всё это при условии, что хотя бы по ОСМС все больные диабетом будут гарантированно получать необходимые им препараты и медицинские услуги, чего в реальности, увы, не происходит.