В Алматы презентовали Female Pro League. Это первый регулярный киберспортивный ивент для девушек не только в Казахстане, но и в Центральной Азии. Первый турнир планируется провести по дисциплине Counter-Strike 2 — он будет давать VRS-очки для дальнейших турниров, а призовой фонд составит 2 500 000 тенге. Нужны ли девушкам отдельные киберспортивные ивенты, на что надеются организаторы и почему FPL — важный шаг для киберспорта в регионе?
Стереотипы
Полгода назад в ‘98mag выходил материал о том, что женская команда по CS2 впервые играла на LAN-финале крупного турнира. Это событие привлекло к себе внимание не только исторической значимостью, но и собрало много ироничных наблюдателей — они искали подтверждение тому, что женщины не могут конкурировать с мужчинами в киберспортивных дисциплинах. Если вы играете в соревновательные игры, то точно сталкивались с реакцией комьюнити на женский голос в чате. Обычно это стереотипные шутки или прямая агрессия.
Джамиля Алагозова, более известная как Jammie и ранее представлявшая Team Spirit Female, во время пресс-конференции отметила, что единственное решение — это преодолеть свои эмоции и играть, если действительно любишь игру. Однако таких людей, как Джамиля, довольно мало. Именно они пробиваются в киберспорт, потому что способны выдержать серьёзный напор со стороны сообществ разных дисциплин, известных своей токсичной атмосферой.
Первоочередная задача любой женской киберспортивной лиги, и FPL не станет исключением, в том, чтобы предоставить девушкам одновременно безопасную и конкурентную площадку. Это хорошо описала амбассадорка турнира Айгера Дунамис:
«Мы нашли с организаторами общую точку зрения: женская лига — это не про разделение, это про доступ. Я по себе знаю, как в этой сфере доминирует, мягко говоря, несерьёзное отношением к девушкам, и горжусь, что именно из Казахстана стартует движение, которое способно доказать обратное».
Jammie во время матча. Фото: HLTV.org
Киберспорт в массы?
Значимость женских киберспортивных турниров, особенно тех, где призовые не очень велики, заключается в нормализации киберспорта как вида деятельности. Большинство профессиональных игроков — это молодые люди, на жизнь которых оказывают влияние родители и другие близкие родственники. Объяснить им, почему в некоторых ситуациях можно предпочесть игры учёбе, тяжело.
Первые призовые, контракты с киберспортивными организациями и поездки на LAN-турниры за пределами родного города сильно облегчают эту задачу. Но важна нормализация не только среди старших поколений, но и среди самих девушек — для многих видеоигры до сих пор остаются занятием «для парней» и недоступным видом досуга. Это влияет на закрепление стереотипа о девушках как слабых игроках.
В соревновательных играх наблюдается огромный гендерный дисбаланс не только в профессиональной среде, но и среди игроков-любителей, что прямо влияет на количество сильных и талантливых игроков. Такая лига, как FPL, — это путь к популяризации киберспортивных дисциплин среди женщин.
В Казахстанском киберспорте пинг был и остаётся вечной проблемой — игрокам приходится соревноваться на европейских серверах, где есть готовый рынок и конкурентная среда. Женскому киберспорту в этом вопросе ещё хуже просто потому, что количество игроков, турниров и организаций значительно меньше.
Важный вклад FPL состоит в том, что она позволит начинающим киберспортсменкам получать турнирный опыт на локальном уровне. Это значит, что им больше не придётся мириться с преимуществом оппонентов, обусловленным географически.
Косплеерка и амбассадорка Female Pro League Айгера Дунамис
Киберспорт — это индустрия
Самый неочевидный аспект появления женской киберспортивной лиги на пресс-конференции озвучил продюсер ивентов Клифф Келли: турниры предоставляют потенциал для развития не только игрокам, но и огромному количеству профессионалов, занятых в организации.
Это комментаторки, дизайнерки, режиссёрки трансляций и звукорежиссёрки, монтажёрки, ведущие, IT-специалистки и все-все-все, кто создаёт атмосферу и нормальную работу турнира и видеотрансляций.
Творческий потенциал во время киберспортивных мероприятий тоже огромен. FPL планирует проводить LAN-финалы в Алматы, а это значит, что на месте проведения ивента могут продемонстрировать свои таланты люди, косвенно связанные с геймингом — например, косплеерки.
Айгера Дунамис на пресс-конференции рассказывала о том, что косплей на подобных ивентах (хотя они и не были только женскими) стал для неё частью профессиональной деятельности и позволил развиваться как представительнице креативной индустрии.
В Казахстане давно есть запрос на женские игровые клубы и безопасные пространства, где девушки могут конкурировать между собой. При этом сохраняется проблема пинга и давления стереотипов, с которыми сталкиваются любительницы соревновательных игр. Киберспортивная женская лига может стать важным шагом к нормализации и популяризации киберспорта.
А ещё это большой шаг для Казахстана, который первым в регионе и одним из первых в мире открывает дорогу в киберспорт незаметной, но очень важной части игрового комьюнити.