Что такое луксмаксинг?
Термин «луксмаксинг» (от английского «Looksmaxxing») означает «максимизацию привлекательности». Он возник в 2010-х на форумах инцелов, в так называемой «маносфере» — онлайн-пространствах, где мужчины обсуждают гендерные отношения, успех, и, конечно же, внешность — и распространился в Reddit и TikTok.
@nature_enjoyerr 3 months result #fyp #looksmax #glowup ♬ оригинальный звук – CentRal | ま 🤍
Луксмаксинг включает всё — от уходовых процедур и фитнеса до пластических операций, а порой и весьма спорных методов: имплантацию челюсти, фейсфиллеры, или даже «бонсмэшинг» (удары по лицу для стимуляции роста костей). Главная цель — приблизиться к эталонному мужскому лицу: чёткая челюсть, симметрия, широкие скулы, «охотничий взгляд». Это новая гонка вооружений — только без оружия, но с дермараулерами и липофилингом. Чем выше балл — тем выше твой «сексуальная рыночная стоимость» (SMV).
Лицо как проект
Внутри движения есть два основных направления:
Софтмаксинг (softmaxxing)
Это относительно безопасные методы:
- Уход за кожей и волосами;
- Физические упражнения и правильное питание;
- Мьюинг — техника положения языка для улучшения линии челюсти (не имеет доказательной научной эффективности).
Это — своего рода гигиена 2.0. Все эти практики популярны в TikTok, где пользователи делятся своими «преображениями» и дают советы по улучшению внешности.
Хардмаксинг (hardmaxxing)
Более радикальные и опасные методы:
- Пластические операции (ринопластика, импланты);
- Трансплантация волос;
- Использование стероидов и гормональная терапия;
- «Бонсмэшинг» — удары по лицу для изменения формы костей;
- «Старвмаксинг» — экстремальные диеты для снижения веса.
Всё ради одной цели — попасть в визуальный топ. В TikTok и Reddit можно найти миллионы гайдов, где парни делятся результатами, обсуждают симметрию, углы и шкалу привлекательности от 1 до 10. Самое страшное, что подобные практики становятся популярными среди подростков, несмотря на их потенциальную опасность. Стремление к идеалу может затмить здравый смысл, от чего объективное восприятие своей внешности становится невозможным.
@oscar.patel Looksmaxxing tier list #glowup #mewing #looksmaxing ♬ original sound – oscar.patel
Добро пожаловать в маносферу
Многие, начав с луксмаксинга, попадают в так называемую маносферу — онлайн-пространство, где мужчины делят мир на альф, бет и «инцелов» (невольных целибатников). Кстати, подробнее об инцелах можно прочитать в другой статье ‘98mag вот тут.
Здесь правят понятия вроде:
- SMV (sexual market value) — сексуальная рыночная «стоимость» по шкале;
- Гены — это всё;
- Редпил — идея о том, что женщинам нужны только красивые, успешные и «гипермаскулинные»;
- Формулы привлекательности — идея того, что чувства и симпатии якобы можно просчитать по челюсти и росту.
Алгоритмы соцсетей работают быстро. Начал смотреть видео про уход за кожей — через неделю тебе рекомендуют контент о том, что «женщины хотят только 10/10», «если твой рост ниже 180 см — у тебя нет шансов» и «всё решают гены». Это приводит к токсичным нарративам: если ты не «альфа», ты — ничто. Сообщество развивает идеи, что только с прокачанной внешностью мужчина может быть достойным любви или признания.
Так луксмаксинг становится воротами в радикальные идеи. Особенно уязвимы молодые парни, переживающие кризис самооценки, одиночество, неприятие. Следующий этап — депрессия, агрессия и изоляция.
В редких, но пугающих случаях — даже насилие: некоторые трагические случаи массовых атак, включая стрельбы в США и Канаде, были совершены молодыми мужчинами, активно участвовавшими в маносфере. Их манифесты цитировали идеи «луксмаксинга» и «невозможности быть желанным».
Проблема маносферы всё чаще становится объектом внимания современной поп-культуры. Это свидетельствует не только о её растущем влиянии, но и о необходимости критического диалога. Одним из ярких примеров такого анализа стал сериал «Переходный возраст» (2024) — болезненно точная история взросления, в которой тема маносферы звучит особенно остро.
Вред, который не видно в зеркале
Психологи всё чаще говорят о росте body image dissatisfaction (неудовлетворённость видом/образом тела) у мужчин. По данным метаанализа Griffiths et al. (2016), регулярное потребление визуального контента в Instagram и YouTube усиливает у мужчин тревожность по поводу своего тела — особенно в части мышечной массы и низкого уровня жира.
Профессор Стюарт Мюррей из Университета Южной Калифорнии, изучающий телесные дисморфии у мужчин, подчёркивает: многие из них скрывают расстройства из-за стигмы — говорить о теле и внешности «не по-мужски». В результате тысячи случаев пищевых расстройств и обсессивных состояний остаются без диагноза.
Отдельные исследования отмечают, что распространённость muscle dysmorphia (так называемого «обратного анорексического синдрома») растёт особенно быстро у молодых мужчин, активно вовлечённых в фитнес-культуру и сообщества по «луксмаксингу».
Луксмаксинг воспроизводит потребительский подход к себе. Лицо — товар. Тело — инвестиция. Жизнь — витрина.
Маносфера как зеркало женских токсичных стандартов красоты
На протяжении десятилетий в массовой культуре преобладали определённые представления о внешности женщин — идеальное лицо, стройная фигура, молодость. Эти образы активно транслировались в глянце, рекламе и кино, становясь частью общественных ожиданий. Женщинам предлагалось стремиться к «лучшей версии себя», что нередко означало соответствие внешним ожиданиям. Параллельно с развитием феминистской повестки, поднимающей вопрос права на свободу самовыражения и отказ от навязанных стандартов, начала проявляться и менее заметная тема — восприятие внешности и роли мужчин в этом контексте.
Маносфера со временем не столько освободила мужчин от социальных ожиданий, сколько заменила одни стандарты на другие. Мужчины теперь — тоже «товар», и тоже под микроскопом.
Происходит зеркальное отражение: если раньше именно женское тело было главной ареной культурных сражений, теперь в эту игру вошли и мужчины. Но пришли не на равных условиях: где у женщин за десятилетия возник феминизм, бодипозитив и критика патриархальных норм, у мужчин — есть лишь коммьюнити, где внешность стала поводом для самоненависти, сравнения и «оптимизации».
Где граница между заботой и одержимостью?
Когда ты измеряешь свою значимость баллами, скуловыми проекциями и лайками в Tinder, реальная жизнь начинает казаться тусклой.
Луксмаксинг — говорит о кризисе мужской самоидентичности, о культе внешности, о страхе быть непринятым. Но также он говорит о желании меняться, стремлении к лучшему. Важно направить это стремление в созидание, а не в разрушение. В развитие личности, а не в культ боли. Потому что настоящая привлекательность — не в генах, а в выборе, который ты делаешь каждый день.