Старо как мир
В греческой мифологии Зевс в обличии прекрасного белого быка похищает финикийскую принцессу Европу, везет её на спине на Крит, насилует и делает своей любовницей. Несмотря на первоначальный страх после похищения, Европа принимает «любовь» Зевса и рожает ему детей. Это называется forced seduction — сюжет, в котором принуждение или изнасилование женщины мужчиной приводит к их романтической связи.
Зевс — один из самых известных насильников в мире. Конечно, есть версия, что он просто соблазнитель, но в мифах часто фигурируют похищения, а партнёры Зевса его явно боятся. Кроме Европы, Зевс «соблазнил» Алкмену, Леду, Каллисто, Метиду, Семелу, Ганимеда — список можно продолжать ещё долго. Больше всего досталось Ио: чтобы скрыть от ревнивой Геры, Зевс сделал её коровой.
Шейх (1921)
Прыгнем на 2000 лет вперед. Британка Эдит Мод Халл ждёт мужа с войны и пишет романы. В детстве она много путешествовала с родителями и даже посещала Алжир — он и становится декорацией для её первой книги «Шейх». После выхода в 1919 году роман быстро становится бестселлером, а Publishers Weekly включает «Шейха» в топ-10 самых продаваемых книг 1921 и 1922 годов. Успеха добавляет и фильм от Paramount — он закрепляет образ Рудольфа Валентино, сыгравшего шейха, как секс-символа десятилетия.
По сюжету молодая и своенравная английская аристократка Диана отправляется в Сахару, чтобы убежать от светской суеты. В одной из сцен её похищает и уносит на лошади таинственный шейх Ахмед бен Хассан — и в эту же ночь насилует. Диана пытается сбежать из лагеря, рискуя жизнью, но Ахмед всегда её находит и возвращает.
Пока шейх несёт обессиленную девушку на лошади и прижимает рукой, она осознает, что любит его:
Он был зверем, но она любила его — любила именно за его зверскую жестокость и великолепную животную силу».
Фильм «Шейх» становится настолько успешным, что даже закрепляется в английских словарях. Вариант написания sheik (без h) обозначает «властного мужчину, к которому притягиваются женщины».
Кодекс Хейса (1934)
В момент успеха «Шейха» в Голливуде происходит скандал за скандалом. На киностудии из-за «морально неправильных» фильмов давят религиозные и политические организации, а правительства 37 штатов вносят около сотни законов о киноцензуре. Масла в огонь подливают таинственное убийство Уильяма Десмонда Тейлора и старт судебного процесса по делу об изнасиловании Вирджинии Рапп «Толстяком» Роско.
В 1922 году крупнейшие студии объединяются и создают Motion Picture Producers and Distributors of America (MPPDA). Руководителем становится Уильям Харрисон Хейс — видный республиканец и соратник президента Хардинга (1921–1923).
К 1927 году MPPDA формулирует первый и необязательный свод правил Don’ts and Be Carefuls, к 1930-му он ужесточается, а в 1934-м становится обязательным к исполнению. Полностью запрещалось показывать, например, «белое рабство». Сцены продажи женщин или их изнасилования относились к нежелательными, но возможным для показа. Но на экранах всё равно практически прекратилось обсуждение темы изнасилования.
Explicit conSent
Принудительное соблазнение и изнасилование остаётся на страницах романов. Весь XX век сюжет трансформируется, но не уходит полностью. Переломный момент наступает в середине 80-х.
В 1985 году проходит конференция Romance Writers of America (RWA). На одной из дискуссий часть авторов осудила положительное отношение к сценам изнасилования, а другая просто покинула место проведения дискуссии в знак протеста. С середины 80-х издательства чаще начинают требовать явное согласие и отклонять сюжеты с насилием.
Уже к нулевым forced seduction становится редким сюжетом. Авторы используют forced seduction не как романтический приём, а как пример, что так делать не нужно.
Например, в первом сезоне сериала «Ты» авторы явно деконструируют классический нарратив о том, что добиваться любви — это правильная практика. Герой, который стоит под окном девушки, выглядит как сталкер-маньяк, а не как милый влюблённый парень.
Но это на Западе.
RapeLay (2006)
Йокогама, Япония. В студии Illusion разрабатывают игру следующего содержания: главный герой — маньяк, который преследует и насилует мать и двух её дочерей.
Несмотря на ужасный контент, игра без проблем продаётся на домашнем рынке. Почему?
Дело в том, что по законодательству Японии незаконным является только открытое изображение гениталий, а всё остальное — не наказывается. Кроме того, в Японии чётко действует принцип фантазия ≠ реальность или 2D ≠ 3D, поэтому местный регулятор EOCS пропускает даже самые извращённые произведения.
Проблемы возникают, когда в 2009 году, спустя три года после выхода, игра попадает на полки Amazon и выходит за пределы домашнего рынка. Это замечают, и случается международный скандал: НКО Equality Now запускает кампанию Ban RapeLay, британские депутаты требуют немедленного запрета, Guardian называет игру «пособием для насильника», а Аргентина и Австралия вводят импортные баны.
EOCS срочно снимает игру с продаж и дописывает в правилах запрет на насильственные действия для всех выпускаемых произведений.
Это изменило ситуацию в игровой индустрии, но сцены с неявным согласием (dub-con) или без согласия (non-con) никуда не пропали. Японские исследовательницы Томоя Мукаи, Юки Юяма и другие в 2022 году проанализировали 153 сексуальных сцены в 20 сборниках эротической манги за 2020 год. И сцен с неявным согласием или без согласия вовсе оказалось 32%.
Невозможно запретить
Удивительно, что большая часть аудитории контента с насилием над женщинами — сами женщины. В основном именно они читают dub-con/non-con фанфики, мангу и романы. Почему?
- Насилие может возбуждать как фантазия, но это не значит, что девушка хочет его пережить;
- Творчество — безопасное место, чтобы очутиться в экстремальной ситуации без последствий;
- Фантазия о насильственных действиях снимает вину за желание секса.
В то же время есть другой лагерь, который считает, что увлечение насильственным нарративом у девушек — опасно, потому что нормализует насилие и не позволяет распознать его в реальной жизни. А ещё нормализует обвинение жертвы, потому что «она сама этого хотела» или «девушки же любят властных мужчин».
Вместо заключения
Не присоединяемся ни к одному из лагерей, но знаем точно, что кино, книги и игры могут повлиять на то, как мы воспринимаем реальность. Поп-культура формирует разные нарративы о любви, отношениях и сексе.
Если вам интересно исследовать, как это происходит, послушайте подкаст «Как я встретил вашу драму» от студии Терменвокс. В третьем выпуске Настя Шаталова и Кирилл Крипайтис исследуют троп запретной любви и обсуждают его на примере культового романтического фэнтези «Сумерки».