Антропологи условно делят подарки на две категории: индивидуальные и коллективные. Это помогает лучше понять, зачем люди участвуют в обмене даров. В казахской традиции большинство подношений относятся именно к коллективным подаркам. Особенно это заметно в обрядах жизненного цикла, где эта традиция сопровождает человека от рождения до смерти.
Когда в семье появляется младенец
Первым даром становится сүйінші — подарок тому, кто приносит радостную новость о рождении ребёнка (а сегодня — любую хорошую весть). Сейчас строгих правил нет, практикуется даже «цифровой сүйінші» — перевод на Kaspi, который отправляют сразу после того, как человек сообщает новость.
Выписка матери и ребёнка тоже превратилась в особый ритуал. Родные и друзья собираются у роддома с шарами, цветами и аккомпанементом домбры или других инструментов, а затем продолжают празднование дома — в итоге получается современная городская версия шілдехана.
С рождением ребёнка связаны и другие подарки. Например, қалжа: молодой матери дарят мясо целой овцы для быстрого восстановления сил и восполнения энергии. В одних регионах это делают нағашылары (родственники со стороны матери), в других — муж.
Через 40 дней после рождения проводят қырқынан шығу. В этот день подарки получают не только мать и ребёнок, но и гости. Раньше собравшиеся, загадав желание, бросали в чашу с водой құмалақ (сухой овечий помет), сегодня — монеты. Затем младенца омывают этой водой, поливая её с помощью ложки.
После омовения проходит обряд-пожелание для тех, кто мечтает о ребёнке: им дарят посуду и ложку, которые использовались при купании младенца, а также его первую нательную рубашку — ит жейдесі. Отдельные подарки получают и те, кто впервые стрижёт малышу волосы и ногти.
В некоторых регионах этот ритуал совмещают с укладыванием ребёнка в колыбель — бесік: через отверстие для стока (түбек) проталкивают сладости и спрашивают: «Тышты ма, тышты ма?» (буквально: «Покакал ли?»), на что собравшиеся отвечают: «Тышты!» («Покакал!»), после чего сладости раздают присутствующим. Сегодня, когда колыбель используется не везде, обряд могут проводить и без неё. Его название тоже меняется в зависимости от региона: «тыштырма» или «тыштыма».
Когда речь заходит о подарках на Бесік той или Қырқынан шығару, каждый регион придерживается своих обычаев. Где-то колыбель и одежду для ребёнка дарит нағашы жұрты, а где-то родители покупают всё сами. Гости обычно дарят одежду на первый год жизни и игрушки.
Отдельная традиция — выбор кіндік шеше и кіндік әке — «пуповинных» родителей. Их выбирают не только из числа кровных родственников, и отношения с ними строятся через обмен дарами: от коляски и автокресла до символических украшений в виде золота или серебра в ответ. Такая связь сохраняется годами — до взрослой жизни ребёнка. Эта традиция помогает людям с примерно одинаковым социальным статусом отмечать важные этапы жизненного цикла вместе и поддерживать отношения через взаимный обмен.
После Бесік той и Қырқынан шығару следуют и другие важные торжества: тұсаукесер, сүндетке отырғызу, поступление в школу, окончание школы, проводы в армию, поступление в университет, получение диплома и т. д. Виновнику торжества дарят көрімдік — чаще всего деньги, а близкие собираются на құдай тамақ.
Фото 1: domler.kz. Фото 2: megapolisnews.kz
Когда создаётся новая семья
Одним из ключевых этапов жизни у казахов является создание семьи — отау құру. Именно на свадебные обряды приходится самый масштабный обмен подарками. Здесь каждый подарок имеет свою роль: одни подчёркивают статус, другие — уважение к предкам, третьи фиксируют новые связи.
Во время сватовства — құда түсу — девушке традиционно надевают золотые серьги. До Октябрьской революции серьги в ушах засватанной девушки означали, что сваты уже приходили и получили согласие, ведь калым выплачивался частями в течение года (а иногда и дольше), и девушку выдавали из родительского дома только после внесения последней части. Сегодня ритуал сохранился, но носит скорее символический характер — знак уважения и признания серьёзности намерений.

Фото: Лаура Болатова / YouTube
После этого идёт обмен подарками между родами, который определяет место каждого участника в новой родственной связи. Наряду с серебряными и золотыми украшениями практикуется киіт кигізу — вручение одежды. Это могут быть пальто, чапаны, костюмы, камзолы — в общем, жағалы киім (одежда с воротником). Важно не только то, что дарят, но и кому: невесте, жениху, их родителям или другим родственникам. Каждому подарку соответствует заранее оговорённый ответный дар — своеобразный жест взаимности, который скрепляет уважение двух семей.
Когда приданое — жасау — привозят в дом жениха, начинается другой ритуал. На қоржын либо суму навешивают украшения, сверху кладут платок и сладости. В постельные принадлежности из приданого кладут погремушку: когда их разворачивают, погремушка «случайно» выпадает, и гости подбирают её, желая молодой паре скорейшего пополнения.
Существенную роль играют и подарки-угощения. Например, қыздың тамағы — талкан, которым угощают гостей, когда показывают дары невесте. Сегодня к этому добавились подарочные корзины с фруктами, ягодами и сладостями — құдағи тамағы (еда свахи).
С развитием урбанизации и под влиянием капитализма появились и индивидуальные подарки, дополняющие традиционные обряды: сюрпризы с букетом цветов и кольцом при предложении руки и сердца, букеты для невесты на проводах (ұзату тойы).
Вручение подарков на протяжении всего жизненного цикла остаётся важной социальной и культурной практикой. Через дары устанавливаются новые связи, укрепляются отношения между семьями и родами, подтверждается уважение и поддерживается статус внутри сообщества. Подарки преподносятся с благими намерениями — с пожеланиями добра, достатка и благополучия.
И хотя с течением времени меняются формы даров, их стоимость и способ вручения, сам смысл остаётся неизменным: подарки продолжают быть знаком внимания, уважения и участия в судьбе другого человека.
Современное значение подарка в романтических отношениях
Если рассматривать культуру знакомств, то именно здесь традиция вручать подарки претерпела самые заметные изменения. В ранних этнографических источниках описывается ұрын бару — визит жениха в дом невесты до свадьбы. Это был не просто знак внимания, а важный социальный жест: жених приносил подарки девушке и её семье, подтверждая серьёзность намерений и уважение к роду. В советский период традиция исчезла вместе с запретом на калым, поскольку ұрын бару проводили только после внесения значительной части выкупа.

Поклон жениха невесте и ее семье. Туркестанский альбом / Library of Congress. Источник фото: qalam.global
Сегодня добрачные отношения выглядят иначе. Подарки в них стали выражением эмоции, симпатии и личного выбора, а не свидетельством статуса или обязательства перед родом. В этом пространстве главную роль играют цифровая культура и социальные сети, где романтические жесты становятся частью визуального языка общения. Публичное потребление, активно используемое в маркетинге, связывает идеал романтических отношений с материальными подарками — от букетов до небольших подарков, которые можно отправить одним нажатием.
В отличие от семейных ритуалов, в романтических отношениях подарки обычно не требуют обязательного ответного дара — они выражают эмоцию, а не социальную обязанность. Именно поэтому современные формы дарения в отношениях становятся более лёгкими, персонализированными и гибкими.
View this post on Instagram
Новые городские форматы дарения
Городская жизнь расширила пространство, в котором происходит обмен дарами. Теперь он выходит далеко за рамки семьи или романтических отношений и проявляется в дружбе, офисной культуре, соседских практиках и новых городских ритуалах. На этом фоне особенно ясно видно, как традиционные смыслы перетекают в повседневность мегаполиса и получают новые формы.
Новая городская культура дарения ценит скорость и удобство. Каждый хочет найти качественный подарок, который понравится близкому человеку, не тратя много времени. И маркетплейсы занимают важное место в этой экосистеме. Помимо крупных семейных торжеств или сезонных дат, в жизни казахов постоянно возникают и другие значимые праздники: рождение ребёнка, новоселье, повышение на работе, возвращение друга из командировки. Раньше под такие моменты приходилось заранее искать подарки, сегодня организационную часть берут на себя цифровые сервисы.
Универсальные платформы подстраиваются под широту традиций: здесь можно найти всё — от готового бесік до тематических наборов к Наурызу. Это облегчает выбор даже для редких и специфических поводов.
Нишевые сервисы вроде Flowwow, маркетплейса цветов и подарков, помогают в сценариях, где важны скорость и точность. Это возможность поздравить в последний момент, поддержать коллегу или отметить событие, даже находясь в другом городе. Такой формат вписывается в ритм мегаполиса и облегчает логистику дарения.
Маркетплейсы переводят традиционные жесты в удобный городской маршрут и помогают поддерживать обмен подарками в повседневной жизни.
Корпоративная культура также формирует собственные сценарии дарения. Условно их можно разделить на мгновенный взаимный обмен (например, популярная в казахстанских офисах игра «Тайный Санта») и отложенный дар — подарки ко дню рождения, свадьбе, покупке машины или квартиры.
Такие обмены направлены на укрепление социальных связей и формирование взаимных обязательств. Корпоративные дары помогают укреплять горизонтальные связи между коллегами. Вертикальные подарки — от подчинённого к начальнику — выбираются осторожнее, поскольку могут восприниматься как риск коррупционных связей.

Кадр из сериала «Офис», 2005 – 2013
В дружеских отношениях дары становятся способом поддерживать эмоциональную близость. Здесь важна не обязательность, а желание быть рядом — порадовать в трудную минуту, поддержать после сложной недели, поздравить с маленькой победой или просто напомнить о себе. Так возникают новые поводы, которые раньше не были частью культурного календаря.
Яркий пример того, как традиция адаптируется под темп большого города, — новоселье в виде Қоныс той. Если раньше Қоныс той был масштабным событием с угощением для соседей, забоем животного и участием всего рода, то сегодня он стал камерным и дружеским. Зумеры адаптировали под свой ритм жизни: собирают только близких и готовят простые угощения. Шашу проводят символически: сладости или монетки разбрасывают у входа, чтобы «благословить» пространство. Подарки стали способом выразить участие и помочь обустроить быт — от практичных вещей до небольших символических жестов.
Таким образом, традиция обмена дарами не только сохранилась, но и органично встроилась в современную городскую культуру.
Независимо от формата она продолжает выполнять свои ключевые функции: укреплять связи, поддерживать социальное единство и выражать уважение к значимым событиям в жизни людей.
В условиях урбанизации и быстрого темпа повседневности люди находят всё больше эмоциональных поводов для жестов внимания: поддержать в трудный момент, порадовать без причины, отметить маленькую победу или разделить важный этап жизни. На этом фоне сервисы, упрощающие выбор и доставку подарков, становятся частью новой культуры заботы. Flowwow органично вписывается в эту трансформацию: платформа помогает подобрать подарок под любой повод — от классических семейных обрядов до современных городских праздников — и тем самым поддерживает ту самую связь между традицией и комфортом сегодняшней жизни.
#партнёрский