Об этичности в косметической сфере: почему до сих пор существуют тесты на животных

В 2024 году тестирование косметики на животных кажется уже не просто неэтичным, но и абсолютно необязательным этапом. В начале месяца косметический бренд Рианны Fenty Beauty, который с самого запуска позиционировал себя как cruelty free, вышел на китайский рынок, где достаточно долгое время существуют обязательные нормы по тестированию косметики на животных. 

Рассказываем, какое значение это имеет для мирового сообщества, какие подводные камни может скрывать и какие бренды возможно отнести к категории cruelty free.

Многие пользователи косметических средств, взяв в руки баночку очередного продукта, могли заметить на нём значок милого кролика. Этот логотип означает, что ни сам продукт, ни поставщики ингредиентов не проводят, не заказывают и не оплачивают какие-либо испытания на животных и не будут этого делать в будущем. Такую аккредитацию и логотипы выдают организации, к которым относятся PETA Cruelty Free, Leaping Bunny и Choose Cruelty Free. 

В последние годы всё чаще и чаще поднимается тема этичного отношения к животным. Эксперты косметической индустрии заявляют, что испытания на животных проводятся крайне редко и все косметические ингредиенты когда-то в прошлом уже тестировались на животных. Действительно, за последние два десятилетия отрасль прошла долгий путь, однако было бы заблуждением сказать, что испытания на животных сегодня проводятся редко. Законы, которые предписывают или запрещают тестирование на животных, существенно различаются в разных странах мира. И хотя есть страны, которые ввели запрет на тестирование на животных, по-прежнему имеется множество лазеек в этой области при определенных обстоятельствах. 

 

Фото: Alexa Smith

Потребители часто обвиняют косметические бренды в проведении испытаний на животных, но правда в том, что бренды почти никогда сами не настаивают на проведении такого рода испытаний. По крайней мере, проводить испытания на живых животных дороже, чем проводить испытания на безопасность in vitro. Следовательно, большинство брендов предпочли бы вообще держаться подальше от испытаний на животных. Но когда в дело вступают правительство или регулирующий орган, требуя тестирование нового сырья или готовой продукции, брендам приходится делать выбор: или подчиняться и рисковать негативной реакцией потребителей, или не продавать свою продукцию в странах, где такое тестирование требуется, в частности в Китае.

К сожалению, большинство крупных игроков склонны выбирать деньги, игнорируя принцип «отсутствия жестокости». Так, в своё время американский бренд Nars перестал быть cruelty free брендом, чтобы продаваться на китайском рынке. Последний вариант выбирают небольшие локальные бренды, которые не присутствуют на различных международных площадках, соответственно им не нужно беспокоиться о различных правилах, а также бренды, которые действительно поддерживают этику ненасилия. 

В мире существуют восемь крупных косметических концернов: Estée Lauder, L’Oréal, Unilever, Procter and Gamble, Shiseido, Johnson and Johnson, LVMH и Coty. Эти конгломераты владеют гораздо большим количеством дочерних брендов, некоторые из которых могут быть cruelty free и придерживаться всех принципов этичности. Однако стоит понимать, что эти гиганты существуют уже очень давно и за свою историю успели протестировать огромное количество компонентов на животных (если не все доступны на данный момент времени), поэтому суббренды могут использовать эту исследовательскую базу, не прибегая к дополнительному тестированию на животных.

  • Аведа принадлежит Estée Lauder.
  • BareMinerals принадлежит Shiseido.
  • Fenty Beauty принадлежит LVMH.
  • Dermalogica принадлежит Unilever.
  • Kylie Cosmetics 51% принадлежит Coty
  • IT Cosmetics принадлежит L’Oréal

Тестирование на животных в Китае

В настоящее время Китай является вторым по величине потребительским рынком косметики в мире: в стране насчитывается более 5 400 лицензированных производителей косметики и 1,6 миллиона зарегистрированных продуктов.

До недавнего времени тестирование готовой косметической продукции на животных было обязательным для всей импортной косметики, продаваемой в магазинах материкового Китая. Благодаря давлению со стороны мировых косметических гигантов, стремящихся удовлетворить спрос потребителей на отсутствие испытаний на животных, и в 2023 году Китай, наконец, начал ослаблять эту позицию. Теперь правительство официально разрешает использование «общей косметики» без тестирования на животных: шампунь, губная помада, лосьон и т. д. Однако и здесь имеются оговорки, поскольку существует длинный список продуктов, которые по-прежнему требуют обязательного тестирования на животных для продажи в магазинах Китая. 

Однако и здесь имеются оговорки, поскольку существует длинный список продуктов, которые по-прежнему требуют обязательного тестирования на животных для продажи в магазинах Китая. К ним относятся:

  •    Все товары для детей;
  •    Продукты с использованием новых ингредиентов (согласно китайскому законодательству) в течение трехлетнего периода мониторинга;
  •    Продукция компаний, которые уже находятся под надзором органов власти;
  •    «Специальная косметика», такая как: краска для волос, средства от выпадения волос, средства для завивки волос, отбеливающие средства, солнцезащитные средства (любые продукты, содержащие SPF фильтры);
  •    Вся косметика, «заявляющая о новой эффективности» (что бы это ни значило). 

Это означает, что любая иностранная компания, которая хочет продавать эту продукцию в обычных магазинах в Китае, должна платить за обязательное тестирование своей продукции на животных. Таким образом, даже если эти компании заявляют, что они не проводят испытания на животных, они все равно платят за тестирование, проводимое кем-то другим (third parties), в данном случае китайским правительством.

 

Сегодня законы Китая всё ещё главное препятствие на пути к полному отказу от тестирования на животных в индустрии красоты, однако даже среди них есть положительные подвижки – в 2021 году была отменена возможность «предпродажного» тестирования на животных, а начиная с 2023 года все активнее говорят о возможности полной отмены «послепродажного» тестирования на животных. 

Послепродажное тестирование на животных заключается в тестировании косметики на животных, как только она уже поступила на полки магазинов, китайское правительство оставляет за собой право убрать любой продукт с полок для повторного тестирования. Это может произойти в случае возникновения проблем с безопасностью или жалоб клиента.

В последние годы официальные документы показывают, что в Китае были одобрены методы тестирования без использования животных для послепродажного тестирования. Благодаря этим изменениям, компании теперь могут выходить на китайский рынок, не финансируя жестокое обращение с животными.

Известно, что Fenty Beauty никогда не тестируют продукты или ингредиенты на животных и не разрешают поставщикам или розничным торговцам проводить испытания от их имени. Но изменится ли это? К сегодняшнему дню бренд пока что не дал никакого официального ответа.  Скорее всего, бренд так и будет придерживаться принципов cruelty free. Похоже, бренд ждал, пока он сможет безопасно выйти на китайский рынок, не поступаясь своими ценностями. 

Большинство брендов имеют возможность выйти на китайский рынок без проведения испытаний на животных; только такие продукты, как солнцезащитный крем, могут вызывать необходимость тестирования. Возможно, из-за этого Fenty Skin и ряд продуктов с spf фильтрами в продажу в Китае не выйдут. 

Тестирование на животных в США

В США в настоящее время на федеральном уровне нет законов, запрещающих или обязывающих компании проводить испытания на животных. FDA (The Food and Drug Administration) ничего не имеет против испытаний на животных и оставляет это решение на усмотрение производителей и владельцев брендов.

Восемь штатов США Калифорния, Иллинойс, Невада, Нью-Джерси, Мэн, Гавайи, Вирджиния и Мэриленд уже запретили продажу косметики, тестируемой на животных.

 

Тестирование на животных в Европейском Союзе

В 2013 году ЕС ввел полный запрет на тестирование косметики на животных для всех готовых продуктов и ингредиентов, используемых непосредственно в этих продуктах. Однако этот запрет не лишен споров, поскольку в нем есть большая лазейка. В соответствии с химическим регламентом ЕС REACH, сертификация безопасности некоторых косметических ингредиентов по-прежнему требует, чтобы поставщики сырья проводили испытания на животных. Из-за такой практики тестирования сырья на животных PETA назвала REACH «крупнейшей программой по тестированию на животных в мире».

Тестирование на животных в Казахстане

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» в Казахстане тестирование возможно проводить как и в лабораторных условиях (in vitro), так и испытаниями на животных. Если испытания косметической продукции in vitro не соответствуют нормам, то в обязательном порядке проводят дополнительные тестирования на лабораторных животных (in vivo). 

 

Тестирование на животных в других странах мира

Другие страны по всему миру следуют примеру и принимают законы, ограничивающие или запрещающие косметические испытания на животных. К ним относятся: Индия, Израиль, Турция, Норвегия, Швейцария, Исландия, Мексика, Гватемала, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Тайвань. 

Фото: acb/Flickr

Есть ли альтернативы?

По данным исследований организации Сruelty free international, использование собак, крыс, мышей и кроликов для проверки того, будет ли лекарство безопасным для человека, даёт статистически мало полезной информации. Кроме того, тестирование на обезьянах так же не показало эффективных результатов, как и тесты на любых других видах, при прогнозировании воздействия на людей.

В настоящее время существует множество методов испытаний без использования животных. Подобные тестирования не только гуманнее, но и потенциально дешевле, быстрее и точнее для людей. 

  •     Тестирование in vitro

В лабораториях уже используются чипы, содержащие человеческие клетки, выращенные в пробирке. Они воспроизводят физиологию человека, болезни и реакцию на лекарства точнее, чем эксперименты на животных. Помимо этого, для оценки безопасности химикатов можно использовать разнообразные клеточные тесты и тканевые модели. 

  •     Компьютерное (in silico) моделирование

Ученые разработали широкий спектр сложных компьютерных моделей, которые моделируют биологию человека и прогрессирование возможных негативных последствий. Исследования показывают, что эти модели могут точно предсказать, как новые компоненты и продукты будут влиять на организм человека. 

  • Модель человек-пациент (human-patient simulators)

Самые высокотехнологичные симуляторы имитируют болезни и травмы и дают соответствующий биологический ответ на медицинское вмешательство и инъекции лекарств. Все медицинские школы в США, Канаде и Индии полностью заменили использование лабораторий с животных в медицинском обучении симуляторами, а также системами виртуальной реальности, компьютерными симуляторами и контролируемым клиническим опытом. 

В настоящее время доступны или находятся в стадии разработки десятки тестов, не связанных с животными. Задача всех них добиться их одобрения и принятия государственными учреждениями, регулирующими безопасность, по всему миру, особенно в Китае.

Здесь можно найти список всех cruelty free брендов.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Культура
#кино
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Город
#события
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Культура
#музыка
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Культура
#музыка
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Команда из СНГ Team Spirit  выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2
Культура
#интернет
Команда из СНГ Team Spirit выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2