Допинг и пинги: почему у наших киберспортсменов не получилось на Азиаде?

Допинг и пинги: почему у наших киберспортсменов не получилось на Азиаде?

Уже в это воскресенье завершаются XIX Азиатские игры, где более 15 тысяч спортсменов из 45 стран боролись в 40 видах спорта. Для киберспортивного сообщества Казахстана эти соревнования стали особенными: впервые наши игроки представлены в составе сборной.

Однако, несмотря на отличные результаты на отборочном этапе, на турнирах в Ханчжоу всё пошло не так. Попытались разобраться почему.

Вот уже две недели наши спортсмены борются за призовые места на XIX Азиатских играх в китайском городе Ханчжоу. Это второй раз в истории, когда Азиада проводит киберспортивные соревнования: игроки наравне с остальными спортсменами получат медали и впервые они пойдут в общий зачёт сборных.

В официальную программу включили пять игр для ПК и две игры для мобильных устройств:

  • League of Legends, версия Азиатских игр «Арена доблести» (также известная как Honor of Kings);
  • Версия Peace Elite Asian Games (также известная как PUBG Mobile);
  • Dota 2;
  • FIFA 23;
  • Мечта «Троецарствие 2»;
  • Street Fighter V: Чемпионское издание;
  • EA Sports FC (также известный как FIFA Online 4).

В соревнованиях по киберспорту в Ханчжоу в этом году принимают участие команды из более чем 30 стран. В том числе и Казахстан, причём для нашей страны это был первый такой опыт. Как оказалось, вполне неудачный.

Скандал с допингом

Пожалуй, самым громким скандалом стала новость о том, что одного из основных игроков сборной по PUBG Mobile дисквалифицировали из-за обнаруженного в его анализах вещества туринабол, который является анаболическим стероидом.

Анаболические стероиды – это лекарственные средства, имитирующие деятельность тестостерона в организме. Они часто применяются для повышения физической работоспособности и роста мышц. По словам одного из игроков сборной, Сырыма Тулеуша, его тиммейт активно ходит в зал и употреблял туринабол, чтобы набрать мышечную массу, а ДРС и НОК объявили о допинг-контроле слишком поздно – за неделю перед турниром.

Тулеуш подчёркивает, что казахстанские киберспортсмены были единственными на Азиатских играх, кто вообще проходил допинг-контроль, однако большее возмущение у них вызывает слишком позднее оповещение о тестах.

Казахстанские киберспортсмены впервые выступают на Азиаде. В НОК (Национальный олимпийский комитет) и ДРС (Дирекция развития спорта) как-будто не могут различить спорт от киберспорта, и нас приобщили ко всем спортсменам, чтобы мы тоже сдавали допинг-тест.

Наш игрок ходил в фитнес-зал и пил туринабол для набора массы. В итоге, его тест оказался положительным и ему дали четыре года дисквалификации. Он не сможет участвовать ни на чемпионатах мира, ни на Азиаде, ни на других национальных турнирах. Если бы мы заранее знали о допинг тестах, которые будет проводить НАЦ (Национальный антидопинговый центр), он бы ничего не принимал», – отметил Сырым Тулеуш в беседе с ’98mag.

Помимо этого, из-за дисквалифицированного игрока сборной остро встал вопрос замены, так как, по словам Сырыма, взять с собой запасного в Ханчжоу в ДРС почему-то не разрешили. В итоге его место занял тренер, который «давно завершил карьеру».

 

Что говорят в НАЦ

Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в Национальный антидопинговый центр, где нам заявили, что, согласно Закону о спорте, любой спортсмен обязан соблюдать антидопинговые правила и соблюдать установленный порядок прохождения обязательного допинг-контроля.

Любая спортивная федерация в РК обязана противодействовать использованию допинга в соответствии с антидопинговыми правилами. Поэтому вопрос, должны ли проверяться спортсмены, выступающие под флагом Казахстана, перед, после и вне соревнований, не стоит. Кроме того, в случае обнаружения допинга у данного киберспортсмена во время его нахождения на летних Азиатских играх, был бы нанесён большой имиджевый урон репутации спортивного Казахстана. И тогда был бы действительно настоящий допинговый скандал», – считают в организации.

Антидопинговый контроль на соревнованиях проводится согласно плану тестирования, который разрабатывается стороной, ответственной за допинг-контроль, задолго до проведения самого тестирования.

Обычно планируется не конкретная фамилия или страна, а дисциплина в виде спорта и место (ranking place). Поскольку наши спортсмены не дошли до финалов, откуда у них может быть информация о проводимом допинг-контроле в полуфиналах или финалах? Согласно их словам, они разговаривали с членами команд из Центральной Азии, в которых нет адекватной антидопинговой программы на государственном уровне. Поэтому, мы не будем равняться на эти страны», – резюмировали в НАЦ.

К слову, антидопинговые правила функционируют с 2014 года. Согласно документу, Национальная антидопинговая организация должна составлять списки спортсменов, которых планирует проверить, а после отправить их в соответствующие федерации. Они же в течение пяти календарных дней со дня размещения списка на интернет-ресурсе Национальной антидопинговой организации уведомляют (по телефону, факсимильной связью, электронной почте или заказным письмом) спортсменов о включении их в список. Однако, заглянув на сайт НАЦ, такого списка мы не нашли.

Буткемп и высокие пинги

Однако проблемы в подготовке киберспортивных сборных к Азиаде начались ещё на этапе тренировочного лагеря – буткемпа. По словам Сырыма Тулеуша, игрокам не выдали телефоны на базе Android, несмотря на неоднократные просьбы.

На Азиаду мы уехали 22 сентября, до этого нам снимали гостиницу, где мы должны были тренироваться, но этого сделать мы не могли, так как у нас не было ни телефонов на базе Andriod, ни доступа к азиатскому режиму. Мы спрашивали о девайсах, просили ДРС, чтобы нам дали телефоны, но весь тренировочный период мы были без них. Только за день окончания нам их предоставили. В итоге вся сборная не успела подготовиться. Китайцы, например, за полтора года начали тренировки», – отметил Сырым.

Помимо этого, сыграла свою роль проблема с высокими пингами в Казахстане. Пинг – это время ответа вашего компьютера на запрос. Чем этот показатель будет меньше, тем быстрее и плавнее идёт игровой процесс. Чем этот показатель будет выше, тем сильнее тормозит игра. В Казахстане качество интернет-соединения оставляет желать лучшего.

По информации Федерации киберспорта, наилучший пинг (50-60 миллисекунд) в Казахстане в Актобе и Актау, потому что они находятся на границе с Россией и максимально приближены к Европе, это делает их пинг играбельным на международном уровне. В Астане – 60-70 миллисекунд, в Алматы – 90 миллисекунд. Это связано с большим расстоянием от региона до серверов, которые зачастую находятся в Швеции, Люксембурге или Германии.

Поэтому тренировки киберспортсменов на территории Казахстана не имеют особого смысла: буткемп должен был проводиться в стране, где проходят соревнования, как минимум, для предотвращения проблемы с пингом.

Мы поднимали этот вопрос, много кто жаловался. У нас с пингом были большие проблемы – невозможно было тренироваться, если в Китай или Таиланд не съездить. Там пинг хороший», – отмечает Сырым.

Помимо проблемы с плохим интернет-соединением, у сборной по PUBG Mobile не было возможности тренироваться в азиатском режиме. Дело в том, что комитет Азиатских игр 2023 отменил формат «королевской битвы». Вместо этого атлеты играли на специальной версии Asian Games и участвовали в следующих соревнованиях:

  • Триатлон;
  • Езда на машине;
  • Гонки с препятствиями;
  • Стрельба по мишеням.

Чтобы тренироваться в азиатском режиме, нужно было получить к нему ранний доступ. У нас его не было, – говорит Сырым. – Ни в ДРС, ни в НОК на должном уровне к киберспорту не относятся. Было семь дисциплин на Азиаде и во всех мы проиграли. Хотя если бы те, кто сидит в ДРС и НОК, отнеслись серьёзно, у нас были бы все шансы привезти медали. Другие страны, как Китай, Южная Корея, Индонезия, за полтора года начали тренироваться».

К слову, в июльском отборочном этапе в преддверии Азиатских игр в Макао, где участвовало более 400 киберспортсменов из 28 стран, казахстанские команды показали высокие результаты. В частности, сборная по PUBG Mobile в группе с командами Непала, Шри-Ланки, Кыргызстана и Узбекистана заняла первое место, имея отрыв от второго в 44 секунды в общем временном зачёте, а игрок Жангир SAWKESH Мырза даже получил звание MVP турнира.

На Азиаде же всё сложилось иначе.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории