Как я стала эксперткой на музыкальном ТВ-шоу 

Наша редакция запускает новую рубрику, в рамках которой авторы ‘98mag пробуют себя в совершенно новых позициях и хотят поделиться своим опытом с читателями. 

В этот раз редакторку Диляру Яхьярову пригласили выступить экспертом в музыкальном шоу на отечественном телевидении. Речь идёт о «Бес жұлдыз» на «Хабаре». 

Рассказываем, что из этого вышло! Отдельно благодарим винтажный магазин «Гречка» за предоставленные луки!

Несмотря на то, что я с отличием окончила университет по специальности «Журналистика», попасть в настоящую живую телевизионную студию да ещё и не в качестве хлопающей массовки у меня никогда не получалось. Не могу сказать, чтобы я рьяно к тому стремилась – у меня всегда были некоторые предубеждения о телевидении: устаревшее, неактуальное, зажатое в рамках, как в тисках. Не то что мои любимые интернет-медиа, где границы указывает только твоя креативность и изобретательность.

Отчасти поэтому предложение прийти на музыкальное шоу в качестве эксперта, в первую очередь, взыграло на моём профессиональном любопытстве. Хотелось понять, как там всё устроено, да и слово «эксперт» сладко умасливало самолюбие. Это точно было предложение, от которого нельзя отказываться, несмотря на кучу сомнений, которые перетягивали одеяло на себя. 

Во-первых, я всё ещё обучаюсь казахскому языку и до сих пор не могу свободно на нём изъясняться, а ведь шоу казахоязычное. А ещё я не считаю себя большой эксперткой в музыке, хоть мне и нравится изучать что-то экспериментальное и уходить с головой в музыкальной «запой», если натыкаюсь на интересного исполнителя. В-третьих, было страшно столкнуться с такой ответственностью и не побороть своё волнение, которое автоматически начинает грызть кости изнутри, когда меня заносит в непривычную обстановку. 

Успокоили работники телеканала: 30% всех экспертов – русскоговорящие, давать комментарии можно на любом удобном языке. Будучи журналисткой и редакторкой медиа о культуре, от меня ждут именно такого взгляда – иметь музыкальное образование, чтобы поделиться своим мнением, необязательно.

Так я и провела два дня на телестудии «Казахфильма», где поучаствовала в записи сразу шести программ. Но обо всём по порядку. 

Что за шоу 

«Бес жұлдыз» — это новое музыкальное шоу на телеканале «Хабар» от авторов Cover Show, которое запустилось в марте этого года. Суть в том, что пять наставников, которые уже сделали себе имя на казахстанской эстраде, составляют музыкальный дуэт вместе с пятью артистами, которые стоят только в начале своей карьеры. После участники представляют своё выступление в соло без участия наставников. Это могут быть как хиты, так и авторские произведения. Возраст участников не имеет значения.

Ведущие шоу – Акболат Утебаев и Газиз Ерболат, главный эксперт проекта – Сакен Майгазиев, и это единственные постоянные участники шоу. Остальные эксперты меняются каждый выпуск, их по задумке на каждой программе должно быть целых 30 человек. Одной из них и была я, а сняться успела аж в шести выпусках. 

Телевизионный хаос 

Организация такого неповоротливого и громоздкого процесса, как съёмки телевизионного шоу, невольно заставила нервничать даже меня – приглашённого человека, от которого требуется только вовремя прийти и быть красиво одетой. Работа кипела: десятки человечков с двойной гарнитурой, делающей их немного похожими на Шрека, быстро бегали из студии за кулисы и обратно. Когда впереди несколько моторов, медлить нельзя: быстро провести инструктаж для участников, быстро рассадить экспертов и объяснить как работает телеграм-бот для голосования, всех нужно успеть привести в порядок и накрасить. А впереди самое сложное – сами съёмки. 

Всё началось с выбора наряда. За два дня планировалось отснять сразу шесть выпусков, поэтому мне нужно было принести по три лука на каждый день. С этим мне помогли друзья из винтажного магазина «Гречка», где я смогла собрать несколько из них. Приехав на «Казахфильм», меня сразу же отвели в гримёрную. 

Наносить макияж и делать причёску самостоятельно я не решилась, особенно, когда мне сказали, что на студии работает целая команда визажистов и хэйр-стилистов. В итоге, я немного пожалела о том, что не взяла кисти в свои руки. Да, гримом занимаются опытные профессионалы своего дела, но собирали они и жюри, и гостей, и всех наставников. Причём, сделать это нужно было за кратчайшие часы, поэтому над макияжем долго не думали – в итоге в студию я поднялась с тяжёлым телевизионным мейкапом, который слабо соответствовал моим чертам лица и добавлял несколько лет. Тем не менее, я не сильно расстроилась, ведь впереди меня ждала захватывающая возможность выступить экспертом и поставить честные баллы. 

Вот так я выглядела в первом выпуске.

После экспресс-мейкапа нас отправили на съёмочную студию, которая искрила в ярко-оранжевых оттенках. Слепящий свет софитов, несколько дорогущих камер, увесистые микрофоны и тяжёлые лед-экраны, свисающие с потолка. Студия была не такой большой, какой казалась с экрана телевизора. Пока специальный человек, как настоящий дирижёр, руководил пришедшими зрителями, продюсерка Айгуль Аксамбиева руководила нами: не горбиться, не давать комментарии больше двух минут, не фамильярничать. «Никаких апай!», – несколько раз повторяла она, умело заряжая атмосферу на работу. Когда на съёмочной площадке появился Сакен Майгазиев, студия прямо-таки расцвела. «Вот она, сила народного артиста», – подумала я, глядя на то, как он плавно прошёлся по обеим сторонам сидящих экспертов и поздоровался чуть ли не с каждым, успев и поболтать, и обняться, и поцеловать в щёку в жесте приветствия. Эксперты были в восторге.

К слову о них, полагаю, что из-за необходимости каждый выпуск собирать по 30 экспертов, подключались все знакомые и знакомые знакомых, в итоге я пришла в место, где все друг друга знали. Это были преподаватели Алматинского музыкального колледжа имени Чайковского, продюсеры, певцы и певицы, дирижёры и руководители театров. Казалось, что я была единственной журналисткой, скромно присевшей с самого краю. Возрастной ценз тоже был самый разный, но в большинстве своём, конечно, уже если не почтенного, то почтительного возраста. Каждый с разным бэкграундом и вкусом в музыке: рассмешил и одновременно вызвал недоумение комментарий преподавательницы академического вокала, назвавшей классическое рок-выступление «слишком шумным».

Слишком шумным, кстати, мне в целом показалось нахождение в студии: усидеть на одном месте было сложно, потому что во время выступлений громкости в колонках не жалели, а это изрядно давило на мой склонный к мигрени мозг. Было также тяжело спокойно сидеть на одном месте с ровной спиной на протяжении двух с половиной часов – столько времени в среднем занимали съёмки одного мотора, а их в день было от трёх до четырёх, что очень утомиляло. 

Однако никто не жаловался, и особенно титаническим мне показался труд работников телеканала, кто в стремительном хаосе профессионально выстраивал порядок: операторы, продюсеры, визажисты и хэйр-стилисты, ведущие и, конечно, главный эксперт – Сакен Майгазиев, который хоть и не сразу смог выговорить мою фамилию, но поражал меня тем, как на протяжении трёх моторов держал лицо, задавал настроение и к концу дня всё ещё мог ясно мыслить и ясно излагать свои мысли. Всё-таки правду говорили в университете: все, кто добровольно работает на телевидении, – немного сумасшедшие. 

Тойская музыка

Самое главное на музыкальном шоу – это, конечно, сама музыка. Разумеется, я и не надеялась, что участники шоу будут петь без фанеры. Более того, снимая его в якобы прямом эфире, за два дня было отснято семь выпусков (на последний меня просто не хватило). Однако передо мной предстала дилемма, потому что музыкальный жанр большинства выступлений, которые мне довелось оценивать, входили в ту категорию музыки, в которой я была не сильна. Это была золотая классика казахстанской эстрады – великая тойская музыка. Заранее записанный вокал звучал без каких-либо осечек, бодрая какофония аранжировки не выделялась чем-то особенным, а хореография исполнителеей заключалась в покачивании из стороны в сторону и редкими вскриками «Уоп! Уоп!». И я на самом деле обожаю тойские песни! Но когда я оказалась в ситуации, когда нужно определить исполнение в строгие рамки и дать ему от 1 до 10, я начала сомневаться, потому что как журналистка не могла так быстро проанализировать исполнение песни, жанр которой мне не близок, а как музыкальный критик – всё просто, я не музыкальный критик. В итоге пришлось полагаться на собственный вкус и то и дело одёргивать себя от того, чтобы не пуститься в пляс. 

Конечно, тойской музыкой шоу не ограничивается. Я особенно радовалась, когда на сцену всходили инди-исполнители или поп-музыканты, чья музыка, смешанная с синти-попом, местами диско, соулом и, конечно, хип-хопом, безусловно была мне ближе и понятнее. Здесь уже можно было немного освободить голову и от души насладиться выступлениями Ильяса Омарова, ARShAT, Jyltyr, Абзала Утешова и других. И пока некоторые эксперты подмечали проблемы произношения (это ведь академический вокал! каждый звук должен быть чётко произнесён), я радовалась тому, насколько творчески они подошли к выбору песни и её исполнению, зажигая сцену своей харизмой и талантом. Не жалела ни об одном отданном им балле. Повеселили и «истерики» некоторых наставников, которым баллы их коллег не угодили. Их недовольство продолжалось и за кулисами, но реакция работников шоу была однозначной – если не нравится, то ничего сделать не сможем. Голосование прозрачное. 

Позже я говорила с одной из продюсеров «Бес жұлдыз» о том, какая разношёрстная получилась коллегия экспертов, и как порой я ощущала себя в тупике, раздавая баллы. «Бес жұлдыз» действительно стремится собирать экспертов с самым разным бэкграундом, поэтому и пригласили меня, и будут приглашены ещё кучу молодых экспертов из самых разных сфер, ответила она. 

Меня такой ответ очень порадовал: молодое музыкальное шоу стремится показать необычное на отечественном телевидении, которое поросло мхом. И если мои ровесники телевизор давно не смотрят, это не значит, что её целевая аудитория не требует новшеств. 

Мне мой опыт экспертки на ТВ-шоу понравился! Помимо того, что открыла для себя новых исполнителей, я, кажется, нащупала пульс современного телевидения – куда оно стремится и что с ним будет в будущем. Очевидно, нас ожидает ещё более тесное сплетение с новыми медиа, однако, будучи журналисткой, приятно видеть, что традиционные СМИ не просто не умирают, но и могут предложить что-то новое. 

Посмотреть выпуски можно на YouTube-канале «Бес жұлдыз», но мы ссылки оставлять не будем – я всё ещё очень стесняюсь. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Культура
#кино
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Город
#события
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Культура
#музыка
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Культура
#музыка
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Команда из СНГ Team Spirit  выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2
Культура
#интернет
Команда из СНГ Team Spirit выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2