«Художник должен быть голодным»: почему уходят из творческих профессий

«Художник должен быть голодным»: почему уходят из творческих профессий

«Культурное и художественное самовыражение обладает большой преобразующей силой и может влиять на общества, в которых мы живём». Это слова Каримы Беннун, специальной докладчицы ООН в области культурных прав. И, хотя, с ней невозможно поспорить, современная реальность такова, что быть человеком искусства – сложно. 

В статье «Как художники зарабатывают на жизнь? Продолжающийся, почти невыполнимый квест» автор утверждает, что получение стабильного прожиточного минимума – это высший стандарт экономического успеха для творческого человека. Так, не достигая даже его, многие уходят из творческих профессий. Авторка ‘98mag Мари Романова решила найти корни этой проблемы и понять, можно ли заниматься только творчеством и быть финансово стабильным. Для этого она изучила актуальные исследования, а также поговорила с казахстанскими художниками, которые совмещают практику с основной работой.

В 2021 году на академическом портале The Conversation вышла статья лекторки Кэтрин Пауэр из университета Квинсленда, которая проанализировала почему сложно быть финансово стабильным, имея творческую профессию. Она утверждает, что нестандартная занятость, низкий доход и чрезмерные нагрузки стали нормой для австралийских художников. При этом Пауэр отмечает, что даже те люди искусства, которые достигли успеха в своей деятельности, не могут в полной мере назвать их работу стабильной к изменениям. 

Об этом говорит и статистика. По данным исследования «Почему художники беднеют? О воспроизводстве художников с низким доходом», с 2006 по 2013 год реальные доходы от творчества снизились. К примеру, в 2024 году большинство казахстанских художников получают зарплату от 72 до 200 тысяч тенге в месяц (https://mojazarplata.kz/Uspeshnaja_karera-Moja_zarplata_v_Kazakhstane/rabota-i-oplata-v-kazahstane/kazahstan-specialisty-v-oblasti-izobrazitelqnogo-i-dekorativno-prikladnogo-iskusstva). При этом, времени, проведённого за работой, связанной с искусством, тратится больше, чем в 1990-х. 

 

Жанар Берекетова, художница, преподавательница графического дизайна: 

Я занимаюсь современным искусством и преподаю графический дизайн. У меня работа с графиком 5/2, но даже учитывая это, я считаю, если есть желание заниматься искусством, то время всегда найдется. Я могу постоянно заниматься искусством и без работы, но это был бы другой формат, не требующих ощутимых финансовых вложений. Я преподаю, в том числе, чтобы оплачивать съемки своих перформансов.

Практике уделяю время вечером, по выходным и в отпуске. Сама себе ставлю дедлайны, чтобы планировать съемки, ведь эти моменты всегда надо обдумать — когда снимать, где, в каких условиях и так далее.

Зачастую трудности связаны не с работой, а с самодисциплиной и тем, как устроена индустрия. Сегодня совмещение практики и работы — это обычное явление. У меня нет цели зарабатывать искусством, но приятно, если за показ работы платят. Иногда институции и галереи оплачивают производство и документацию. За что я благодарна». 

 

Азиза Киреева, иллюстраторка, графическая дизайнерка: 

Недавно сделала шаг к тому, чтобы больше заниматься искусством. До этого находилась в выгорании, и мне ничего не хотелось делать. Всё потому что работа была напрямую связана с творческой деятельностью. Все силы уходили туда, а на свои собственные произведения не оставалось энергии. 

Мне кажется, что в Казахстане местоположение сильно влияет на возможность найти стабильную работу. В Алматы и Астане это не так сложно, как, например, в регионах. Также зависит от гибкости человека, ведь если он готов работать на заказ, то клиенты всегда найдутся. Особенно, если у него есть что-то, что его выделяет среди других. У творческих инициатив и бизнеса сегодня есть спрос на такое».

Медина Базаргали, художница, джуниор разработчица/software инженерка: 

Моя основная работа отнимает у меня много энергии, поэтому времени и сил заниматься своим искусством почти не остается. Но я говорю это из какой-никакой привилегированной позиции, потому что тружусь удалённо, иногда участвую в резиденциях, также могу дополнительно получать гонорары за выставление старых работ. Но, тем не менее, я понимаю то, что художники в Казахстане находятся в очень уязвимом положении. Чтобы практиковать искусство, мне приходится заниматься им ночью. Это не тот уровень свободы, который нужен людям искусства». 

Нам привычно разделять между собой культуру и экономику. Ханс Эббинг в научной статье «Почему художники бедные?» утверждает, что традиционная модель общества рассматривает искусство как сферу, независимую от экономики. От творческих людей ожидается, что они обладают автономностью. А стабильная оплата труда – менее важна. Как пишут Джоан Джеффри и Дэвид Тросби в статье «Профессионализм и визуальный художник», такая точка зрения тесно связана с романтизмом 19-го века, где «гениальный человек искусства ставит своё детище выше мирских потребностей». Однако реальность далека от романтических представлений. Например, в докладе от New York Times авторы приходят к выводу, что молодые люди, которые уверены в выборе творческого пути, с наибольшей долей вероятности получают финансовую помощь от своих родителей. Таким образом, люди могут быть финансово готовыми к развитию в искусстве, только когда закрыты базовые экономические потребности. 

Не стоит забывать и о том, что пандемия значительно повлияла на мир искусства, усилив экономическую нестабильность. В начале 2020 года по всему миру закрылись театры, фестивали, галереи, а тысячи деятелей искусства потеряли доход и остались без средств к существованию. В исследовании об «Устойчивости творческих работников в нестабильные времена» авторы приходят к выводу, что для того, чтобы выжить в кризисы, деятелям искусства нужно быть более коммерчески ориентированными. Проблема кроется и в самом устройстве арт-рынка – его ключевые сегменты построены на склонности к филантропии и социальных связях с богатейшими людьми. Так, продвижение по «творческой карьерной лестнице» идёт быстрее, если у человека есть нужные контакты. Оплата труда, конечно же, значительно возрастает. 

Деятели искусства без связей вынуждены полагаться только на самих себя. Сервисы с подписками и донаторские платформы приносят небольшие деньги. Хотя доходом, который можно назвать стабильным и конкурентоспособным, их назвать сложно. Поэтому современному творческому человеку, чтобы реализовать свой потенциал и стать финансово стабильным, необходимо параллельно освоить несколько навыков. Сюда входит таргет, съёмка видео, написание занимательных текстов, умение выстраивать коммуникацию с подписчиками, поиск клиентов и рекламодателей, и многое другое. Часто это их выматывает. Особенно когда вокруг сотни, если не тысячи, блогов с похожей тематикой. Более успешные представители творческих профессий выбирают такие источники дохода: чтение лекций, проведение мастер-классов, получение грантов и так далее. Однако всё это – высококонкурентные способы монетизации, которые доступны не всем. 

Жанар Берекетова, художница, преподавательница графического дизайна: 

На перформанс, как продукт, нет спроса, поэтому странно ожидать, что найдется много людей, готовых платить мне за то, что я буду снимать, что хочу. В Казахстане сложно найти работу в креативной индустрии, потому что меньше спроса. Но это также зависит и от среды, в которой практикуется человек. Устройство индустрии проблематично, и оно, зачастую, приводит к выгоранию». 

Медина Базаргали, художница, джуниор разработчица/software инженерка: 

Мои друзья-художники, которые живут в западных странах, получают стабильную поддержку от государства или институций. У нас такое не практикуется повсеместно, потому что правительство не заинтересовано в финансовой поддержке творчества и культуры. К примеру о том, что художникам платят гонорары в разных странах мира я узнала только тогда, когда некоторые мои работы выставили за границей. 

Некоторые институции и представители власти рассматривают художников только в качестве ресурса. Особенно если их бизнес построен на искусстве. Часто люди думают, наверное, что мы питаемся воздухом, поэтому можно и не платить ничего за проделанную работу. Это приводит к выгоранию, многие уходят из профессии, так как не могут совмещать и работу, и практику творчества. У меня много таких знакомых. Я уверена, что некоторые трудности формируют творческого человека. Но точно не постоянное безденежье. 

Мне хочется быть оптимисткой и верить, что художники получат свою поддержку в нашей стране, но я не думаю, что это реально. Нужно полностью пересматривать институциональную систему, которая формировалась десятилетиями. Например, мой отец работал учителем ИЗО в школе, таксистом и занимался своим творчеством. То есть совмещал точно также, как и я сейчас». 

Никита Савостьянов, художник, фрилансер: 

Я занимаюсь фрилансом и, хотя это не такая работа, которая позволяет прогнозировать будущее, благодаря ей, у меня остаётся больше времени на практику искусства. У меня бывают коммерческие проекты и на этот период художественная деятельность обычно замораживается. Мне кажется, что творческие люди могут находить стабильную работу в своей сфере, но она будет сопряжена с работой на кого-то. Я был задействован в различных компаниях как 3D-художник или дизайнер по интерактивным инсталляциям. Но чаще всего моя работа была связана с реализацией чьих-то идей. В этом плане фриланс намного интереснее, так как за один проект можно получить столько, сколько люди получают в офисе за несколько месяцев. Сложность в том, что такие заказы нужно искать самостоятельно и никто не в состоянии их спрогнозировать

Я думаю, что выгорание у творческих людей, которые имеют стабильную работу, происходит от понимания, что те всего лишь элемент в системе. Это разделение между искусством и дизайном облегчило жизнь. Теперь мне проще выполнять заказы, потому что с клиентами я не пытаюсь реализовать себя, как художник». 

Поэтому зачастую творческие люди уходят в более стабильные секторы рынка – менеджмент, преподавание, связи с общественностью. Это сложно назвать тенденцией. Люди искусства, вне зависимости от способа заработка, чаще идентифицируют себя только с творческой деятельностью и успехами в ней. Но и выбор карьеры тоже важен – специализация выпускника в сфере искусства существенно влияет на его дальнейший карьерный путь. К этому выводу приходит исследование «Карьера в искусстве: кто остаётся, а кто – нет?». Среди тех, кто «остаётся» были названы архитекторы, дизайнеры. А вот выпускники факультета истории искусств с большей долей вероятности будут в числе «уходящих». Другие творческие специализации не оказывают существенного влияния на карьеру выпускников. 

Другое исследование «От художника до менеджера – условия труда, удовлетворённость карьерой и профессиональная идентичность выпускников факультета арт-менеджмента» рассматривало карьерный путь людей, которые окончили магистерскую программу по специальности «Арт-менеджер». Почти половина выпускников курса занимают управленческие должности, которые позволили им удовлетворить потребности в стабильности, признании, лидерстве и творческой идентичности. Исследователи пришли к выводу, что выпускники более удовлетворены карьерой, оставаясь в художественной сфере, но не будучи вынужденными тревожиться о гарантиях занятости и уровне дохода. При этом те, кто после окончания университета продолжил заниматься только творческой карьерой, испытывали менее высокую удовлетворенность карьерой. 

Жанар Берекетова, художница, преподавательница графического дизайна:  

Для изменений сложившейся ситуации в стране должно поменяться отношение к искусству. Сегодня плохо финансируется вся культура Казахстана, будь то театр, современное искусство, музыка. Но, кстати, заметила, что здесь есть поддержка со стороны банков и нефтяных компаний. Они это делают даже в большем объёме, нежели меценаты или государство. Но я считаю, что если художник решил активно заниматься своим искусством, то это возможно». 

Никита Савостьянов, художник, фрилансер: 

Искусство – это важная сфера. Но часто в мире оно существует за счет государства и меценатов. Также и отношение к творческим специальностям в обществе очень скептическое. Поэтому нужен целый комплекс мер, направленных на решение сложившейся ситуации, который позволит увеличить заработок, а также снизит предвзятость к художникам и искусству. Я не поддерживаю инструментализацию, но людям, которые разговаривают на языке цифр и денег, нужно объяснять, как развитие культуры и поддержка художников будет полезна и бизнесу, и стране». 

Азиза Киреева, иллюстраторка, графическая дизайнерка: 

Государство должно содействовать льготами и помогать грантами. И уж точно не влезать в творческие процессы с бюрократией и цензурой. Также должны создаваться программы по повышению интереса к искусству среди общественности, потому что это способствует пониманию и своей идентичности, и культурного кода». 

Подводя итог можно сказать, что основными причинами ухода из творческих профессий сегодня становятся нестабильность, низкие доходы на рынке, высокая конкуренция. Всё это создает сложную среду для молодых представителей_ниц творческих профессий. При этом, разные исследования доказывают важность сохранения и реализации творческой идентичности человека. Сегодня возможно совмещать творческую практику с экономической стабильностью. Но также важно осознавать, что достижение финансовой стабильности – это долгосрочный процесс, требующий усилий и стратегического подхода. Одной из важнейших задач для поддержки творческих людей со стороны независимых организаций и государства может стать разработка стратегий экономической поддержки не только в условиях мировых кризисов, но и на ежедневной основе, чтобы  сохранить и преумножить их важный вклад в общество и культуру.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
Культура
#музыка
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Город
#события
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Город
#события
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Ликбез
#общество
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?
Культура
#кино
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?