Хасен и Джамиля (в других источниках Хасан и Камиля) – первый фильм, снятый в Синьцзяне и первый художественный фильм Китая, отражающий жизнь и быт казахских кочевий. Фильм основан на романе синьцзянского писателя Ван Иху, опубликованном в «Синьцзянской газете» и в журнале «Жизнь-Чтение-Новые Знания». Произведение получило хороший отклик, а местное управление Синьцзянского округа предложило писателю адаптировать его сценарий фильма, чем он и занялся в 1953 году вместе с казахом Бухаром Тышкынбаевым.
В Синьцзяне на тот момент не было своей киностудии, поэтому над фильмом работала Шанхайская киностудия, а режиссером выступил У Юнган, тогда уже прославившийся своей дебютной картиной «Богиня» – шедевром китайского немого кино. В ходе кастинга режиссер решил, что главные роли должны сыграть этнические казахи. Во время посещения Синьцзяня У Юнган заметил молодого студента Абылая, позже исполнившего роль Хасена, и молодую переводчицу Фариду Шарипову – будущую Джамилю. Оба актёра не имели опыта съемок, поэтому им пришлось с нуля работать над актерскими навыками.
По сюжету Хасен и Джамиля – влюбленная молодая пара, счастливо живущая в идиллистическом казахском кочевье, Однако в один день во время скачек на лошадях в Джамилю влюбляется сын близкого друга её отца, который в тот ж день просит её руки.. Мама Джамили, увидев слёзы дочери, выступает против, но отец не желает отказывать другу. Его не смущают даже оскорбления будущих сватов в адрес его жены, про которую они говорят «волос у женщины долог, да ум короток». Несчастной Джамиле же они с порога заявляют: «қыз – ата-енесінің дәулеті. Елден бұрын тұрып, кеш жат, біздің де құлағымыз жастыққа тимеген (Девушка принадлежит свекрам. Просыпайся раньше всех и ложись позже всех. Наша голова тоже не касалась подушки в свое время)».
Но влюбленный Хасен умудряется выкрасть Джамилю среди ночи и молодые убегают далеко в горы, где у них рождается ребёнок, которого они символично назывют Махаббат. Однако их счастье длится недолго. Муж Джамили отправляет на поиски своих людей и просит помощи у китайского гоминьдановского офицера (Гоминьдан – китайская консервативная партия, признающая Тайвань), который находит влюблённых и заключает в тюрьму. Однако Хасен и его сокамерники поднимают бунт и сбегают из тюрьмы, вступив в народно-освободительную армию.
На протяжении фильма в глаза бросается смелость Джамили. Даже когда отец выдает ее замуж, она не перечит ему, но в то же время понимает, что ей необходимо вернуться к Хасену. С первых сцен в фильме она привлекает своим умением постоять за себя, когда побеждает молодого сына бая на скачках. А к концу фильма молодая девушка не боится взять в руки ружье, чтобы защитить Хасена.
Одна из главных особенностей картины – показанные обычаи казахского народа и среда их обитания. Снимали фильм в Илийской долине, где издавна проживали казахи. Конечно, местами заигрывания с этнической тематикой чрезмерны, однако «Хасен и Джамиля» стал одним из первых китайских фильмов о народах, проживавших на территории страны. Отсюда и желание показать казахские кочевья с карикатурными скачущими лошадьми и снежными горными вершинами.
К тому же в фильме во всей красе был представлен казахский фольклор. Даже начинается картина с прекрасного пения Хасена: «Шығыстан алтын арай таң келеді. Алыстан ансап сені, алдымнан атқан таңдай қарсы ал мені» (Скоро встанет солнце на Востоке и я спеша к тебе иду, так встреть же меня как лучи утреннего солнца). Далее показаны акыны кочевий, которые, заметив молодых, с улыбкой говорят им, что «огонь любви – это подарок, данный природой». Помимо казахской музыки и спортивных игр, были показаны казахские национальные костюмы и свадебные традиции.
Выход фильма совпал с фестивалем Курбан-байрам, что лишь способствовало его успеху – за день до выхода было продано больше 22 тысяч билетов. За время проката в Китае фильм показали около 12 000 раз, а суммарное количество зрителей за это время превысило 6 миллионов человек. Картина была так популярна, что превзошла индийский фильм «Бродяга», получивший огромную популярность в Китае. Помимо Китая, картина также была показана в Индии и странах Восточной Европы.
«Хасен и Джамиля» – это кино о любви, полное казахской самобытности и китайской идеологии. Но самое ценное в нём – это неизгладимый отпечаток времени, превращающий картину в настоящий культурный артефакт.