Эдгар Давидс — от улиц к трибунам

Эдгар Давидс, прозванный «Питбулем» за жёсткий стиль игры, запомнился не только агрессивной манерой, но и ярким имиджем — дредами и спортивными очками, которые он носил из-за глаукомы. Очки стали его фирменной чертой и частью коммерческого образа.

Помимо внешности, Давидс выделялся техникой и очень сильной любовью к уличному футболу. Рассказываем о культовом футболисте нулевых — его пути от улиц к трибунам и вкладе в развитие футбольной культуры

Легенда улиц Амстердама

Отточить уникальные навыки Эдгару помог уличный футбол, с которого и началась его история. С самого детства он часами играл с друзьями во дворах и на площадках Амстердама. Именно на улицах он развил свою технику, ловкость и инстинкты. Даже став профессиональным футболистом и защищая цвета ведущих европейских клубов, Давидс не бросил свою первую любовь — уличную игру. Он продолжал выходить на площадки, не забывая, где сформировался как игрок и личность.

Высокий уровень футбольного интеллекта и виртуозная техника в совокупности с уверенностью и жёсткостью сделали Эдгара одним из лучших игроков поколения. Голландец, невзирая на скромные физические данные — рост футболиста составлял всего 169 см, — внушал страх на поле, цепляясь за каждый мяч. Давидс — воспитанник амстердамского «Аякса». Под руководством Луи ван Гала он стал игроком основного состава и успел внести свою лепту в победу в Лиге чемпионов УЕФА 1994/95.

Молодой проспект переехал в Италию — в «Милан», но год спустя сменил россонери на «Ювентус». За время выступления в «Старой Синьоре» Давидс трижды становился обладателем скудетто. Вместе с Эдгаром в составе играли Алессандро Дель Пьеро, Тьерри Анри и Зинедин Зидан. В интервью Зидан рассказал о том, как они играли с Эдгаром на улицах:

«Его всегда тянуло сыграть на улицах. Я как-то сказал ему, что у нас каждый день тренировки и что мы просто не можем пойти и поиграть с детьми на улице. Тогда он ответил мне: “Ты изменился! Ты не помнишь, где ты рос, откуда твои корни и то, что ты делал раньше”».

«Я пошёл с ним один или два раза. Но он делал это очень часто. Это впечатляло, потому что мы веселились, но это также было безумием — после тренировки играть на асфальте с детьми. Он делал это часто, и у него была отличная техника».

Успешный образ

Очки футболиста были не просто модной причудой, а необходимостью для сохранения зрения и безопасной игры. В 1999 году у него начались проблемы со зрением — ему поставили диагноз глаукома. После успешной операции необходимо было защищать глаза от внешних факторов.

Он стал использовать высокотехнологичные защитные очки компании Oakley, оснащённые антиударной системой и специальными фильтрами. FIFA и UEFA официально дали разрешение на выступление в очках. Длинные дреды и яркие очки моментально повысили и усилили узнаваемость голландца. За внешнее сходство с кинокартиной Ридли Скотта его начали называть «Чужой».

Начало нулевых считается расцветом культуры уличного футбола. За счёт яркого образа Давидс получил ведущие мировые контракты. Например, очень успешным было его сотрудничество с Nike. Футболист появлялся в рекламных роликах, которые изобиловали трюками и красивой игрой.

Эдгар появлялся на обложках серии игр FIFA, где специально записывал трюки для игры. Коммерческая волна захватила спортсмена: на фоне успеха игры он стал одним из символов создания отдельного уличного футбольного симулятора. Так появилась всеми любимая FIFA Street. Помимо игры в футбол и постоянных съёмок, Давидс успевал уделять время развитию уличного футбола и футбольного фристайла.

Monta и вклад в уличную культуру

Спортивная страсть Давидса отразилась в его бренде Monta. Вдохновившись японской культурой, Давидс создал собственный бренд ещё во времена выступления за «Ювентус». Проект был нацелен на аудиторию уличного футбола.

В коллекциях бренда можно было найти свободные штаны, необычный крой и удобную обувь для игры на улицах и фристайла. Monta продвигала философию, где футбол был уличным искусством, а не только спортом. Помимо одежды, бренд стал известен за счёт своих эксклюзивных джинсовых мячей, которые специально разработали для игры на улицах и фристайла.

На родине Эдгар организовывал футбольные и фристайл-турниры. Он был одним из лидеров и идейным вдохновителем Ассоциации уличного футбола Нидерландов. Социальные проекты Давидса оказались направлены на уязвимые слои населения: он строил площадки в неблагополучных районах и обеспечивал детей экипировкой.

Для него игра на улицах была не про красивые трюки и финты, а важным социальным инструментом — ведь он сам вырос на улицах. Ему было важно, чтобы уличный спорт стал альтернативой улицам в худшем смысле этого слова — криминалу и насилию. Футбол всегда был социальным лифтом, и Эдгар это очень хорошо понимал.

Monta не остановилась только на одежде и экипировке. Эдгар запустил серию турниров Monta Street Legends, где вместе со своей командой выходил играть на улицы против простых футболистов. Вскоре турнир вернулся под новым названием: Football Fever: The Return Of The Street Legends. Игры проходили в Амстердаме, Лондоне и перенеслись на побережья Южной Африки во время Чемпионата мира 2010 года.

Параллельно Давидс запускал проект Edgar Davids Street Soccer World Tour, где играл с местными уличными футболистами по всему миру. Он написал книгу о своём турне — Street Legends. Так, он закрепил за собой звание Мэра Улиц и идейного лидера фристайла и стрит-футбола.

Проекты с Red Bull

Эдгар Давидс и его бренд Monta сотрудничали с Red Bull. Вместе они создавали эксклюзивные мячи для Red Bull Street Style — одного из самых успешных проектов в футбольной субкультуре, где участники демонстрируют, на что они способны с мячом, исполняя виртуозные финты и трюки, порой нарушая законы физики.

В первые годы Эдгар в качестве жюри активно участвовал в соревнованиях, привлекая всё больше внимания к развитию фристайла. В составе жюри вместе с ним появлялись Фабио Каннаваро и Филиппо Индзаги. Позже он выступал в качестве гостя на соревнованиях Red Bull Five / Neymar Jr’s Five — формате, в котором спортсмены соревновались 5 на 5 в рамках мини-футбола.

Эдгар стал лицом уличного духа состязаний Red Bull, а его авторитет делал проекты компании более аутентичными. Первым чемпионом Red Bull Street Style стал Арно «Sean» Гарнье, которого считают самым узнаваемым фристайлером планеты. У него почти 6 миллионов подписчиков в Instagram. Лиза Зимуш, экс-футболистка ПСЖ, уже в 13 лет стала призёром соревнований по фристайлу, а в 15 — чемпионкой World Female Panna Championship. У Лизы более 2 миллионов подписчиков в Instagram. Она считается одной из лучших спортсменок в мире фристайла.

Red Bull Four 2 Score

Сотрудничество спортсмена с брендом способствовало росту популярности фристайла и мини-футбола — того, к чему Эдгар стремился ещё с 90-х годов. Red Bull запустил Four 2 Score — это быстрый формат игры 4 на 4 без вратарей, где матч длится всего 10 минут.

Казахстан в третий раз стал частью глобального футбольного проекта. Наши спортсмены уже заявили о себе на мировой арене: в 2024 году на мировом финале в Лейпциге команда Don’s показала уличный стиль Шымкента.

Этим летом, с июня по август, в пяти городах страны — Алматы, Шымкенте, Семее, Актобе и Астане — пройдут отборочные этапы. Победители локальных матчей встретятся 3 августа в Алматы. Поддержать любимую команду можно будет в Footlab. Чемпион получит путёвку на мировой финал в Зальцбург!

Футбольный турнир Red Bull Four 2 Score поддерживают ведущие футбольные клубы страны: «Ордабасы», «Актобе» и «Женис», а также футзальный клуб «Семей», который не остался в стороне от такого события.

Эдгар Давидс стал символом уличного футбола: через бренд Monta, турниры по всему миру и социальные проекты он показал, что улица — это не про криминал, а про стиль, силу и свободу. Вместе с Red Bull он превратил уличный футбол в глобальное движение, стать частью которого теперь можно и в Казахстане. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Мужчины больше не читают книги?
Ликбез
#общество
Мужчины больше не читают книги?
Almaty Air Initiative: год борьбы за чистый воздух Алматы
Ликбез
#общество
Almaty Air Initiative: год борьбы за чистый воздух Алматы
У kilemger вышел второй альбом «alasapyran»
Культура
#музыка
У kilemger вышел второй альбом «alasapyran»
Президент подписал новый Налоговый кодекс
Бизнес
#люди
Президент подписал новый Налоговый кодекс
Первый в Казахстане Creathon запускает open call
Город
#события
Первый в Казахстане Creathon запускает open call