В последние два месяца в TikTok и других социальных сетях можно было заметить много видео, в которых с помощью искусственного интеллекта изменён текст популярных песен. Теперь знакомые звёзды поют на тему азартных игр и проигрышей крупных сумм. Как они появились, почему набрали популярность и что пытаются донести?
Музыка
Если вы ещё не столкнулись с этим явлением, то выглядит оно довольно просто. С помощью искусственного интеллекта отрывки, а иногда и полные версии популярных песен перезаписываются с сохранением музыки и даже голоса, но с изменённым текстом. Например, украинский певец Юрий Каплан (бывший вокалист группы «Валентин Стрыкало») вдруг начинает вместо «Яхта, парус…» петь «Депнул хату…»
Хотя преимущественно явление носит локальный характер, некоторые видео в TikTok получают значительные охваты. Аккаунт с говорящим названием Ludomusic стал одним из главных рупоров новой волны ИИ-каверов — часть видео в нём имеют миллион и более просмотров, собирают десятки тысяч лайков и сотни комментариев. В другом аккаунте с не менее идейным ником «Додэп Слотыч» гэмбл-кавер на песню из советских «Бременских музыкантов» собрал почти два миллиона просмотров и более ста тысяч лайков. Обороты набираются удивительно быстро.
Но не торопитесь с выводами. Это не пропаганда азартных игр. Это — реакция на неё. Реакция, которая зачастую имеет иронический подтекст и происходит, вероятно, от двух вещей: резко возросшего спроса на казино и ставки и прошлогодней моды на гэмблкор. По крайней мере, так было изначально.
Gamblecore
Оригинальный Gamblecore восходит к видеомему с YouTube-канала raxdflipnote, на котором опубликовано видео с одноимённым названием. Шутку об аддиктивном поведении быстро подхватили другие производители мемов, поэтому она перекочевала в TikTok и другие социальные сети. Сперва это были преимущественно ироничные и сатирические изображения, на которых в разных формах обыгрывалась одна мысль: не переставай играть, ты обязательно выиграешь. Вероятно, авторы надеялись на то, что шутка будет всем ясна.
За последние два года искусственный интеллект научился говорить голосом практически любого человека, если есть достаточный массив речи. Объединив новую техническую возможность и популярные мемы, авторы каналов создали сотни и тысячи видео с популярными знаменитостями. Например, есть видео. где американский марафонец Дэвид Гоггинс рассказывает, что казино — это благотворительные фонды, раздающие бесконечное количество денег. Известный телеведущий Стив Харви, в свою очередь, рекомендует никогда не бросать игру, потому что победа однажды придёт. Затем мода добралась и до русскоязычного сегмента социальных сетей — подобные видео стали появляться с блогерами вроде Арсена Маркаряна.
Не все, кто смотрел эти мемы или даже создавал их, был хоть как-либо связан с азартными играми. Они просто попадались людям в социальных сетях, потому что воспринимались как шутка и собирали много просмотров. Но тема гэмблинга всё же остаётся болезненной для миллионов людей по всему миру, так что отчасти шутки про казино всё же носили терапевтический характер. Откуда взялись миллионы людей?
Стримеры
В известном американском журнале PItchfork в апреле этого года вышла статья, которая называется «Все проигрывают на гэмблинг-стримах Дрейка». В ней автор рассматривает интересную ситуацию с карьерой популярного рэпера. Последний подписал с одним из самых больших казино мира контракт на 100 миллионов долларов в год, и теперь рекламирует сервис азартных игр даже больше, чем собственную музыку. Вероятно, это самый крупный контракт в истории игровой индустрии.
Несмотря на борьбу с гэмблинг-стримами со стороны популярнейшей стримерской платформы Twitch, создатели подобного контента всё ещё находят обходные пути и площадки, которые готовы публиковать подобные вещи. Азартные игры, причём преимущественно казино, демонстрируют на экране наиболее популярные стримеры мира — Kai Cenat, Evelone192 и Александр Зубарев.
Вы наверняка помните, как в 2023-2024 годах интернет заполонили шорт-видео со стримером Mellstroy. Он платил за просмотры авторам роликов, а деньги на эту деятельность получал с помощью стримов с казино. Сами игровые платформы тоже платили стримеру очень значительные деньги: однажды он упоминал, что за один стрим получает около 16 тысяч долларов, и неизвестно, как менялась эта сумма с течением времени.
Так или иначе, регулярные стримы, где автор контента играет в азартные игры на большие деньги, причём периодически выигрывает ещё более крупные суммы, стали крайне популярным развлечением среди молодёжи — в основном, среди мужской части. Однако за казино не только наблюдают: многие делают лёгкий первый шаг, получая бонусы и промокоды от стримеров. Затем вносят первые собственные деньги, а дальше — прямой путь к зависимости. Активная реклама, так называемый «быстрый дофамин» и ложная надежда больших денег без особых усилий делают своё дело.
Масштабы проблемы
В прошлом году Казахстан принял комплексный план по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании. В плане, помимо прочего, есть некоторая информация о состоянии дел на 2024 год: правительство оценивало количество лиц, регулярно участвующих в азартных играх и ставках, примерно в 350 тысяч человек. Оно же заблокировало 4500 нелегальных интернет-казино и букмекерских контор. Это только за год и только в Казахстане. Только государственные служащие за год потратили на азартные игры больше 500 миллионов тенге.
Согласно материалу Всемирной организации здравоохранения, ситуация может быть ещё хуже. Как пишет ВОЗ, последствия азартных игр затрагивают почти 12% мужчин по всему миру и около 5,5% женщин. Увы, лица, страдающие игровой зависимостью, в 15 раз чаще заканчивают жизнь по собственному выбору.
Группа риска в Казахстане это молодые мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, как показывают результаты исследования этого года. Зачастую это люди, имеющие проблемы с финансами и плохо осведомлённые о законодательных ограничениях. Основной причиной игры для большинства из них остаются эмоции и азарт, а потенциальный выигрыш отходит на второй план.
Уже упомянутый Mellstroy в одном из интервью рассказывал, что люди в возрасте от 18 до 24 лет составляют наибольшую долю среди его зрителей, то есть главная группа риска развития зависимости от азартных игр. Это — целевая аудитория рекламодателей таких стримеров. Следовательно, игровые заведения достигают своей цели, потому что привлекают молодых людей, имеющих много свободного времени для просмотра гэмблинг-контента, а стримеры становятся основным источником распространения лудомании среди молодых мужчин.
Могут ли ИИ-каверы стать рекламой?
Технологический прорыв и огромная популярность в сочетании создали что-то связанное с гэмблингом, но позволяющее взглянуть на него со стороны — музыкальные каверы. Несмотря на то, что многие люди вообще могут впервые столкнуться с терминологией мира азартных игр именно через такую музыку, авторов ИИ-каверов с гэмблинг-тематикой точно нельзя упрекнуть в одном — в ложных обещаниях и попытках продать красивую жизнь.
Большинство комментариев под подобными видео либо тоже являются ироничными, либо резко осуждают авторов роликов за романтизацию и популяризацию лудомании. Вероятно, их всё же стоит рассматривать в первую очередь как юмористический контент. К тому же практически во всех текстах песен речь идёт о тех, кто проиграл, а надежда на выигрыш высмеивается, как глупое и болезненное влечение к тому, чтобы проиграть последние деньги.
Однако ситуация не такая радужная. Сейчас в аккаунтах, публикующих подобный контент, тоже встречается реклама азартных игр. Так что не исключено, что каверы, начавшиеся как безобидное развлечение, в итоге окажут не меньшее влияние на распространение гэмблинга, чем стримеры — над их лудоманией все сперва тоже смеялись. Азартные игры — это опасный мир, связываться с которым редакция ‘98mag не рекомендует никому и никогда.