Chants of Sennaar: лингвистический Dark Souls

В начале сентября вышла одна из самых интересных по концепту игр – Chants of Sennaar. Это сложный point-n-click, затрагивающий темы лингвистики и трудностей человеческой коммуникации. Рассказываем, о чём ещё эта игра, кому в неё стоит поиграть и какие идеи, помимо очевидных, в ней можно встретить.

На сегодняшний день в мире, по разным оценкам и в зависимости от понимания слова, существует от пяти до семи тысяч языков. Каждый из них имеет свои особенности – фонетические, синтаксические, грамматические и так далее. Все они при этом имеют универсальные черты – например, наличие слов, которое характерно даже для жестовых языков разных групп и семей. 

Людей давно волнует вопрос коммуникации. Уже четыре тысячи лет назад было вполне ясно, что язык – явление очень сложное. Это не единственное, что выделяет нас среди других животных, но это уникальное свойство человека. Поэтому ответ, очевидно, должен был лежать где-то в области божественного вмешательства. Такой и выбрали, но в очень негативном контексте – мы разговариваем на разных языках не в награду, а в наказание. Так говорит, по крайней мере, Книга Бытия.

Сеннаар

Авторы игры нашли вдохновение именно в библейском подходе к проблеме языков. Сеннаар – это местность на Ближнем Востоке, где поселились люди после Великого потопа. Там же, согласно Писанию, они решили строить Вавилонскую башню. Бог был разгневан таким решением людей, поскольку Вавилонская башня возводилась с целью «сделать себе имя», то есть возвеличить себя, практически приравняв человеческое к божественному. В книге сказано так: 

«И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; соайдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

Разрушив возможность для дальнейшей коммуникации, Бог самым мягким способом (потопов и пожаров он обещал больше не делать) прервал человеческое прегрешение. Уже с первых минут игрок почувствует, почему смешение языков стало наказанием и препятствием для возведения башни. 

Язык и повседневность

Задумайтесь на секунду, на что вы способны в своей повседневной жизни без привычной формы коммуникации. Даже для выполнения самой простой работы, где, как кажется, разобраться можно и на уровне интуитивных жестов, потребуется постоянно смотреть на кого-то, с кем вы взаимодействуете. С этим можно жить. Но что делать дальше? 

Попробуйте жестами объяснить своим друзьям чуть более сложные действия. Например, попросите поиграть с вами в прятки, а когда он вас найдёт – утвердительно заявите «ты нашёл меня». Так, кстати, поступает один из персонажей игры – ребёнок, приглашающий игрока найти его где-то между пока неизученных локаций. Именно от него мы узнаём слова «искать» и «находить». 

Если всё описанное выше кажется плюс-минус возможным, то что насчёт абстрактных понятий? Насколько легко можно объяснить кому-то, не говорящему на вашем языке, что вы хотите купить у него килограмм красных яблок за 200 условных единиц, но у вас нет привычной ему валюты, есть только привычная вам? Вам нужны именно красные, именно килограмм, именно за 200 единиц вашей валюты. Справитесь? 

Dark Souls в сеттинге DuoLingo 

Если вы пробовали учить в Duolingo совершенно незнакомый язык с непривычной системой письменности (например, китайский или японский), то помните, что разработчики приложения не дают никаких вводных данных в самих уроках. Вам предлагают странную, непонятную надпись, а затем на выбор дают несколько картинок, с помощью которых можно будет понять, что это значит на понятном вам языке. 

Примерно такой же подход исповедуют создатели Chants of Sennaar. В первую же минуту игрок окажется около двери с переключателем, где подписаны позиции рубильника. Очевидно, что одна из них обозначает закрытое положение двери, другая – открытое. При этом обе надписи содержат один и тот же символ. Несмотря на то, что вы видите его впервые в жизни, вывод напрашивается сам собой – этот символ обозначает дверь. 

Спустя ещё минуту вам придётся разгадывать небольшую головоломку на основе уже полученных знаний, и если ваши выводы оказались неправильными, то дальше пройти не получится. Придётся подумать ещё раз и сделать правильное умозаключения. Это всё очень просто. Сложности начинаются там, где приходится вступать в коммуникацию с другими персонажами игры.

Игра не предлагает никакой стартовой информации – игрок не знает, кто он, где он, почему он здесь и что вообще происходит вокруг. Когда он только-только узнал слова «ты», «закрытый», «дверь», «воин» и «божество», появляется  NPC, говорящий что-то об игроке и божественной двери, которую закрыли воины. Но предложение содержит ещё одно, пока неизвестное слово, и сделать о нём вывод по предложенному контексту практически невозможно. Придётся исследовать мир, изучать новые слова и только позднее вернуться, чтобы по крупицам собрать всю историю, когда игрок будет способен понять предложение. 

Языковое разнообразие

Помимо того, что в мире существует очень много языков, есть и другая проблема – они сильно отличаются друг от друга. Вспомните хотя бы привычные казахский, русский и английский – одно и то же выражение может значить совершенно разные вещи на каждом из языков. Или вспомните, как вы учили артикли на уроках иностранного языка в школе. Это крайне неочевидная вещь, если вы никогда прежде с ними не сталкивались, и у многих бывают проблемы с пониманием этой части языка. 

Разработчики игры воспользовались этой идеей в полной мере. Всего в Chants of Sennaar пять народов, каждый из которых общается на своём собственном, уникальном языке. Когда вы усваиваете слово «человек» на одном, то спустя непродолжительное время начинаете понимать, что выражение «человек-человек» будет указывать на некоторое множество людей, и отсюда сделаете вывод о том, что повторение слова два раза – это способ образования множественного числа. Среди настоящих языков так работают, например, большинство африканских. 

Но спустя ещё полчаса придётся сломать быстро устоявшийся стереотип – у другого народа в игре множественное число может образовываться специальной частицей, которая сама по себе совершенно ничего не значит. Это тоже кажется несколько контр-интуитивным – у автора этого текста, придётся признать, были проблемы с пониманием некоторых конструкций. Именно в этом состоит одна из прелестей игры, потому что научившись понимать язык одного племени, вы открываете для себя другое культурное пространство, а вместе с ним – другой язык и другое видение мира. 

Маленький спойлер сюжета

Помимо того, чтобы разобраться с тем, кем является ваш герой, главная задача игры – понять, почему народы отказываются вступать друг с другом в мирную коммуникацию и подтолкнуть их к этому. А это значит, что игроку придётся внимательно разобраться во всех языках, понять их особенности; понять, почему народы по разному смотрят на окружающую действительность, и попытаться донести до них, что все их различия сводятся к различиям в употреблении слов. 

Как мы вообще усваиваем язык? 

Помимо очевидно лежащего в основе игры библейского сюжета, в ней есть место и философской мысли. Один из наиболее значимых мыслителей предыдущего столетия, Людвиг Витгенштейн, задавался вопросом о том, как устроен наш обычный повседневный язык. Этот интерес привёл его к детям. Маленькие люди усваивают язык здесь и сейчас, но как? Почему человек, будучи совсем юным, ничего не зная о мире вокруг, не понимая, как что работает, способен впитать в себя настолько сложную, богатую и обширную систему, как язык? 

Философ видел ответ на вопрос в том, что он назвал «языковыми играми». Если говорить о них просто, то это мысль о том, что язык – это часть нашего поведения, нашей повседневной деятельности. Как и всё остальное поведение, он существует не в вакууме, а включён в какую-либо ситуацию. Языковая игра представляет собой единую систему коммуникации, состоящую из языка и действия. Регулярное воспроизведение языкового знака вместе с некоторым образом действия позволяет ребёнку сделать вывод (он, конечно, не осознанный), что между словом и действием существует некоторая связь. Например, если регулярно подбрасывать мяч и повторять слово «мяч», то ребёнок сможет сделать вывод о соответствии между словом и объектом. Когда дети запоминают некоторое количество ключевых слов, процесс познания языка начинает упрощаться – слово «родители» значительно легче усвоить, если ребёнок уже знает слова «мама» и «папа». Ни на кого указывать пальцем уже не придётся. 

Разработчики, в сущности, точно так же ведут игрока за ручку в процессе познания языка, пытаясь дать ему опыт ребёнка, только впитывающего речь. Игрок, однако, подвержен некоторому ограничению – он уже взрослый человек, и помимо предлагаемого для изучения языка местных народов, у него есть свой, который он давно и надёжно впитал в себя. Он на нём думает, он понимает с помощью него мир. 

Для лучшего опыта игры можно предложить, насколько это вообще возможно, отказаться от попыток переводить всё в привычную языковую систему, а главное – в её грамматику и другие структурные особенности. Мы хорошо понимаем разницу между «открыть» и «открой», но без труда переводим оба слова на английский с помощью «open». В игре нужно постараться сделать то же самое, и это даст вам наиболее полное погружение. 

Зачем мне играть в учебник? 

Если вы испытываете трудности в коммуникации с другими людьми, то попробуйте Chants of Sennaar. Пройдя через такие сложности общения, когда из трёх сказанных фраз вы понимаете только слова «я» и «ты», вы почувствуете себя так, будто вышли из тренажёра для космонавтов и сели кататься на велосипеде. 

Для тех, кто никогда не задумывался о языке, как явлении, игра может открыть целый мир. Поймёте, например, что иногда языковые особенности мешают нашему общению значительно больше, чем политические или любые другие вопросы, которые мы давно сумели разрешить, если бы были способны разговаривать на одном языке во всех смыслах этого слова. 

Кстати, если Chants of Sennaar – это учебник, то учебник невероятно красивый. Цвета текстур очень яркие, без полутонов, но при этом мягкие, аккуратные и не режущие глаз, а ещё они отличаются в зависимости от того, среди представителей какого народа вы сейчас находитесь, что позволяет хорошо прочувствовать атмосферу. Музыка у каждого из пяти племён тоже своя, звучащая как разные языки и культуры, и это тоже интересное дополнение к основному концепту игры. 

Переживать по поводу того, что придётся учить целый новый язык, состоящий из незнакомых символов, тоже не стоит – в игре есть специальный дневник, в который персонаж старательно заносит все незнакомые ему слова. Перевод к каждому термину можно выбрать самостоятельно, поэтому трудностей с чтением предложений, где каждое из слов знакомо главному герою, возникнуть не может. 

Так или иначе, Chants of Sennaar – это приятный познавательный опыт на несколько вечеров, который не только расскажет о том, как язык позволяет решать трудности, но и покажет, что язык – это большая головоломка сама по себе. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора