Более 100 криэйтор_ок и инициатив на одном феминистском фестивале — FemAgorа Central Asia

Более 100 криэйтор_ок и инициатив на одном феминистском фестивале — FemAgorа Central Asia

В международный месяц женской истории важно не только осведомлять о гендерных проблемах Центральной Азии, но и отмечать экспертность женщин, трансгендерных и небинарных людей и их вклад в различные сферы деятельности и развитие региона. 

Художница Айғаным Мұхамеджан и программная директорка фестиваля FemAgora Central Asia Томирис Жолдас поговорили с создатель_ницами и продюсер_ками площадки, почему они решились и как продолжают объединять деятель_ниц Центральной Азии. 

На обложке: скетч одной из дискуссий на фестивале 2022, работа художницы Айгерим Оспан

FemAgora Central Asia — площадка с миссией продвигать центральноазиатских экперт_ок, практик_есс, деятель_ниц и лидер_ок, занимающихся феминистской и трансформирующей гендерные нормы деятельностью. На протяжении 7 лет фестиваль динамично меняет подходы и внедряет новые форматы, приоритизируя местные контексты и низовые общины. Фестиваль объединил более 300 эксперт_ок офлайн и более 5000 посетитель_ниц онлайн через десятки дискуссий, воркшопов, выставок, кинопоказов, спектаклей и вечеринок. 

Айғаным, контрибьюторка фестиваля 2021-2023:

Все любят говорить, что поддерживают женщин, молодых художни и другие «невидимые» в патриархальном и капиталистическом мире группы людей, при этом для них это просто «модная повестка». Мне нравится, что в FemAgora поддержка женщин не только на словах, как это бывает обычно, а именно на действиях.

С фестивалем как зрительница я была знакома с самого его начала. В 2021 FemAgora предложили мне провести воркшоп про то, как создавать мемы. Тогда я активно вела страницу @QoyanQazaqstan, где я через мемы делилась своим мнением и реакцией на новости и наше общество. Я рассказала, как юмор в патриархальном мире тоже принято считать «мужским делом» и как женщины всегда становятся объектом тупых и унизительных насмешек. На этом же фестивале я была режиссёркой кибертоя. В этом пространстве всё было как на настоящем тое: выступали артист_ки; все танцевали и ели, правда, кажд_ая у себя дома, но я/мы старались украсить помещения в настоящем тойском стиле, прикрепив стикеры и гифки на тему. В итоговом видео я тоже смешала наш кибертой с элементами реального тоя — гиперкитч и гиперконсьюмеризм.

В 2023 я выступила на дискуссии о положении женщин в креативных индустриях, о сложностях на нашем творческом пути и создании возможностей для продвижения. Там же в Шымкенте была приглашена стать тамадой и провела уже настоящий той вместе с квир-активисткой Гүлбақыт Өтебай. Роль тамады — это и есть стендап, только круче. Однако той у нас всегда ведут мужчины, и это всегда сексисты. Точнее, тамада может унижать всех и по всем параметрам — чаще всего, это внешность: рост, вес, улыбка, одежда человека. От таких «шуток» лично мне дискомфортно, и думаю, самому человеку, кому это адресуется, тоже. Но все остальные гости, конечно же, ржут. Когда мы думали над сценарием тоя, стиле и своей речи, мы сильно заботились о таких вещах. Мы хотели, чтобы всем было комфортно: чтобы не звучали оскорбительные фразы; чтобы учитывались все местоимения, все роли и все вкусы. Например, мы сделали меню и для веганов в том числе; мы собрали плейлист из всей ЦА, а не только казахские песни; мы отметили труд и деятельность каждой, когда приглашали говорить тост (и никого не заставляли его говорить); мы даже дали возможность гость_ям самим придумать шутки — был целый конкурс мемов, именно феминистских мемов. Мой любимый мем — вот этот:

Мем «Пиздесса» из тойского конкурса команды «Шарманда».

Считаю, что нам удалось сделать такой той, где все расслабились, повеселились и отдохнули после насыщенных дней фестиваля и лучше узнали друг друга, с новых сторон.»

Томирис, программная директорка фестиваля:

Самым ценным в фестивале для меня является его принцип значимого вклада, как мы называем контрибьюторства, когда повестка, программа, форматы создаются самими контрибьютор_ками. Нет просто участни_ц, зритель_ниц или слушатель_ниц — все сопричастны, делятся своим опытом, навыками, анализом. В одной сессии ты спикер_ка или тренер_ка, в другой — модератор_ка или фасилитатор_ка, а в третьей — мемологиня. Кажд_ая присутствует так, как считает справедливым, подходящим и безопасным для себя, и может рассчитывать, что её/его вклад не останется незамеченным и будет оплачен.» 

Как всё начиналось: 2018 – 2019

Лейла Зулейха Махмудова с 15 лидер_ками из разных сообществ Алматы и организаций Казахстана инициировала FemAgora как региональный фестиваль в 2018. Они посвятили его продвижению гендерного равенства, «бросая вызов патриархальному статусу-кво».

Первые два фестиваля — 2018 и 2019 — прошли в Алматы на казахском и русском языках. Каждый день был посвящён отдельной теме: искусство, медиа, здоровье, наука, кинематография, экономика и политика. Оба фестиваля были полностью организованы за счёт неоплачиваемой волонтёрской работы и неденежной помощи партнёрских институций. Команда привлекла более 100 спикер_ок и модератор_oк со всей Центральной Азии, среди которых были Алла Румянцева, Nazira, Алтын Капалова, Вениамин Алаев, Зауреш Баталова, Айман Умарова, Виктория Примак, Любовь Воронцова, Ляззат Калтаева, Зарина Ахматова, Айсұлу Тойшыбек и другие.


На фото ниже:
1. Лейла Зулейха Махмудова, основательница FemAgora, 2018
2.
Режиссёрки Катя Суворова, Умида Ахмедова, Жанна Исабаева, 2018
3.
Панельная дискуссия «Ұят»-сыз өнер», 2018
4.
Адвокат Жанна Уразбахова, 2019

Деятель_ницы культуры всегда являются неотъемлемыми со-продюсер_ками и контрибьютор_ками фестиваля. В 2018 Суинбике Сулейменова со-организовала выставку «Неприкладное», а в 2019 Дильда Рамазан курировала выставку «Sheroes». На выставках были представлены работы художниц Алмагуль Менлибаевой, Катипа апа, Назиры Карими, Сауле Сулейменовой и других.

На фото: кураторка Дильда Рамазан на выставке «Sheroes» и работа Диляры Каиповой, 2019.

2020 – 2021

В 2020 Лейла понимает, что фестиваль становится ежегодной традицией и вокруг него формируется крутое сообщество — нужно обеспечить устойчивость проекта для дальнейшего развития. 

Мы живём в мире, где единственная память, которая остаётся — это институциональная. Отношения без какой-то бюрократии не считаются значимыми и не имеют гарантий. Самые болючие моменты — это когда в активизме так много ожиданий и в то же время никаких оплат труда. Мы адвокатировали с самых первых дней за справедливое финансирование нашего сектора. Тогда было модным приглашать на мероприятия спикер_ок из европейских стран, преимущественно белых мужчин. Считалось, что они более опытные и экспертные. Но когда мы приглашали местных эксперт_ок, нам приходилось объяснять, почему важно оплачивать гонорары за их вклад тоже. У многих доноров не возникало проблем с пониманием, даже когда нужно было оплатить кофе-брейки и аренду. Но, когда речь заходила о том, чтобы оплачивать нашим местным эксперт_кам за работу в качестве спикер_ок, модератор_ок и организатор_ок, все настораживались и задавали вопросы: «Сколько вы хотите платить?», «Объясните, как формируются такие суммы?». Команда вела переговоры месяцами, добиваясь справедливой оплаты. Но я рада, что каждый раз мы держались до конца, отстаивая свои позиции,» — говорит Лейла.

На фото: Лейла Зулейха Махмудова и Сельби Джумаева в выставочной юрте на ярмарке, Алматы, 2022.

В январе 2020 Лейла приглашает Сельби Джумаеву, основательницу кыргызстанской организации «Бишкекские Феминистские Инициативы», присоединиться к фестивалю. Их одинаково волновали вопросы устойчивости феминистских сообществ и движений в регионе. Сельби собирает первый со-учредительный коллектив регионального общественного фонда FemAgora:

«Лейла начала переписку очень чутко и выдержанно. На тот момент я была полностью не публична. Мы созвонились и проговорили часа три или четыре, даже пообедали вместе дистанционно. Прочитав концепцию и изучив план, я объяснила ей, что мне не интересны мероприятия ради мероприятий, по идее, такими являются большинство проектов в регионе, но мне важна стратегия и миссия, для чего делается вклад. Одновременно я считала готовность Лейлы собрать очень разнообразных спикер_ок со всей Центральной Азии, ей искренне очень важны сами женщины. На своих мероприятиях она вовлекала каждую как равную, будь это президентка или волонтёрка общинной организации; женщина, которая борется за доступ к кризисному центру для своей подруги; владелица крупного бизнеса или все эти роли в одной женщине — Лейла создала такое пространство.»

«Для меня было важно, чтобы острые вопросы обсуждали именно те, кого они касаются напрямую. Заметила, что Лейла ценит глубокие вовлечённые беседы, и для меня тоже важна рефлексия существующей сложной реальности и множественность феминистских практик больше, чем семинары по типу «Введение в феминизм, — продолжает Сельби, — для нас обеих значительную роль имеют сами процессы взаимодействия и история нашего невероятно богатого феминистского опыта в движениях Центральной Азии. Я связала Лейлу с десятками общинных лидер_ок и деятель_ниц, которыми восхищаюсь и имела возможность работать бок о бок, и очень была тронута тем, что многие откликнулись точно так же, как и я откликнулась Лейле — с доверием и теплотой. Так я уже со-создавала фестиваль 2020 концептуально и стратегически, углубляя связи и отношения для организации среди сообществ по региону.»

Как рассказывает Лейла, в 2020 году началась более вовлечённая работа с сообществами Центральной Азии:

Меня двигали многие вещи, не только из года в год, но и изо дня в день. Особенно из-за того, что было и есть много барьеров продолжать фестиваль. В 2018-2019 это все равно было больше по принципу «посмотреть, попробовать». С 2020 уже началась активная работа с сообществами. Я сама со многими связывалась и разговаривала, и в процессе осознавала, какие мы все разные; как мало знаем друг друга, даже будучи объединёнными общим регионом; как много происходит крутых вещей, которые делают очень невидимые эксперт_ки, практик_ессы, активист_ки и их коллективы; сколько разных реальностей сосуществуют и пересекаются. Мне было важно общаться с людьми, которые искренне понимают меня; с которыми можно поговорить не только «о погоде». Эта многогранность меня затянула. С тех пор это стало не просто каким-то небольшим любопытством, но и интересом в масштабах моей жизни.

Так, в программе фестиваля появились внутренние, закрытые для публики сессии, где мы могли много разговаривать между собой о наших сложных разных реалиях и выстраивать соратнические отношения. Но, тем не менее, в фестивале всегда есть и будет эта публичная часть о феминизмах и где мы можем чествовать достижения наших движений в Центральной Азии. Многое из этих дискуссий послужило основой для новых проектов.»

Из публикации «Созвоны: Кризисные центры – опора активизма против гендерного насилия», основанной на фестивальных Zoom-сессиях о кризисных центрах региона, 2020, художница Жанель Шахан.


Из-за пандемии COVID-19 в 2020 фестиваль провели онлайн. В течение месяца прошли трансляции дискуссий в соцсетях и воркшопы в Zoom. Это позволило увеличить его охват и влияние. Согласно аналитике FemAgora, он привлёк до 5000 участни_ц, а освещение в соцсетях достигло 2 млн пользователь_ниц. Записи сессий сохранены на
youtube-канале организации. В 2020 появляются спецпроекты, в которых участвовали художни_цы, писатель_ницы и поэт_ессы, и на фестивале прозвучали стихи на кыргызском, таджикском и узбекском языках. Произведения Бақытгүл Бабаш, Гулзады Станалиевой, Айжан Табаракқызы, Нарсулуу Гургубаевой, SLT сопровождаются иллюстрациями Qantar.

 

Произведение Хосият Рустам, иллюстрации Qantar, из сборника «Голос женщин в поэзии ЦА», 2020.

Кинопоказы заменил полноценный онлайн-кинофестиваль. За три года фестиваля участвовали фильмы таких режиссёрок, как Аниса Сабири, Наргиз Маматкулова, Хушнуда Шукурова, Балнур Нусипова, Ahu Öztürk, Саодат Исмаилова, Райхан Рахим и других.

Я выросла между Шымкентом и Ташкентом, а мой родной ауыл — Созақ. Мне хотелось послушать людей из среды, в которой я росла; которые говорят на наших, казахском, узбекском, созакском, туркестанском, языках. Людей, с которыми мы можем обмениваться, ездить друг к другу как родственники. И важно было строить эту связь особенно в гендерном/феминистском, гражданском и креативных секторах,» – рассказывает Лейла.

 

Эльдана Сатыбалдиева, блогерка, активистка, контрибьюторка фестиваля 2020-2022:

«Я принимала участие в проекте «Бумажные феминистки». Проект был о разных крутых феминистках Казахстана и Кыргызстана, и я не до конца была уверена, что подхожу туда, но была безумно рада и горда, когда Лейла предложила и меня туда добавить. Лично для меня FemAgora — это коннект и знакомства с другими крутышками, обмен опытом, чувство единения с близким по духу сообществом. Ощущение, что всё проделанное никогда не зря и только вместе — маленькими, но постоянными шагами, мы можем как-то влиять на нашу реальность.»


Кукла Эльдана Сатыбалдиева в спецпроекте
«Бумажные феминистки», кураторки Лейла Зулейха Махмудова и Ирра Бобкова, художница Мими Ильницкая, редакторка Алия Кадырова, 2020.

Во время пандемии проблема неоплачиваемого труда стала ещё более очевидной. Сельби делится, что доноры недоумевали, каким образом бюджеты стали даже больше. Им казалось, что онлайн-мероприятия должны быть абсолютно бесплатными, ведь они не требуют расходов на проезд и проживание. С 2021 FemAgora и несколько фондов смогли договориться о формате «зум-суточных» — оплате за онлайн-участие на консультативных встречах в течение всего рабочего дня.

2021

В 2021 к команде присоединилась Камила Захидова, ташкентская дизайнерка и экспертка по стратегическому дизайну, чтобы разработать айдентику фестиваля. Когда она впервые прочитала концепцию, она была «потрясена чуткостью и глубиной отражения в ней центральноазиатских реальностей». Однако при всей значимости содержания, почти весь этот документ был подчёркнут красным. 

«Google Docs и встроенные системы распознавания не признают наших центральноазиатских имён, жаргонов, а также феминитивов. Я решила наоборот это использовать, подсветить этот момент и тем самым сделать нас и наш опыт видимым: покрасить и отметить всё «неправильное» зелёным цветом как «правильное», — объясняет Камила.

На фото скрины со страниц рабочего документа и сайта фестиваля 2021.

Фестиваль 2021 также проходил онлайн, но уже не в Zoom, а в разработанном дигитальной архитекторкой и куратор_ками re:yurt и FemAgora многоуровневом пространстве на платформе Spatial Chat. Под названием «Онлайн про онлайн: ресурсы наших феминизмов», он был посвящён значению цифровых технологий и медиа; развлечениям в нашей жизни и людям, чьё творчество в сети поддерживает нас и делает нашу жизнь качественнее. На топчанах контрибьютор_ки обсуждали цифровой разрыв, кибербезопасность, домогательства и буллинг в сети, женщин в видеоиграх и тиктоке, а в юртах проводили воркшопы по созданию instagram-масок и мемов. Комикессы Зарина и Мадина Байболовы выступили со стендапом. Завершилось всё кибертоем с приглашёнными узбекской DIY-артисткой amalia, кыргызскими диджейками omi kami и PROSTMAYA, казахской диджейкой Тоғжан Касеновой.

Скриншоты с воркшопа по созданию масок от Азизы Кадыри и Медины Базаргали 2021.

2022 – 2023

После двух лет изоляции из-за пандемии в 2022 фестиваль организовали офлайн как закрытую стратегическую встречу солидаризации 50 деятель_ниц. Прошла публичная дискуссия с женщинами, пережившими насилие и открыто борющимися против него. Проблему культуры насилия и сопротивления патриархату отразили и бишкекчанки Айжамал, Сайкал, Эльдана и Зере из ФемПем в своём авторском спектакле «В моём мире устроено так», спродюсированном в партнёрстве с Театр705. После дискуссий прошёл концерт с исполнительницами Zere, NasiafromAsia, amalia, а затем — той в квир-техно-пространстве bULt

Организатор_ки и гость_и фестиваля с ФемПем, Зере, Nasiafromasia и amalia, 2022.

Шестой фестиваль стал совместным проектом с узбекистанским самоорганизованным коллективом криэйтер_ок. FemAgora x Qizlar прошёл в городе Шымкент с целью солидаризации деятель_ниц искусства, креативного и гражданского секторов. Прошли мастерские и стратегические сессии для обмена опытом и навыками, планирования будущих коллабораций, а также разработки стратегий взаимоподдержки. Среди контрибьютор_ок были представитель_ницы и советни_цы феминистских фондов Mama Cash, Urgent Action Fund for Feminist Activism, Young Feminist Fund FRIDA, FREE STEM, Global Fund for Women, которые поддерживают инициативы и коллективы гибким финансированием. Сам фестиваль 2023 был организован при поддержке Mama Cash Resilience Fund и Канадского Фонда Местных Инициатив (CFLI).

Корпеше для воркшопа передала мама Лейлы, лоскутки — мама контрибьюторки Мутабар Хушвактовой из Ташкента, 2023.

Коллаж Айғаным Мұхамеджан из соединенных работ, созданных в группе Сельби Джумаевой, где рефлексировали о личном опыте с окружающей средой и климатическими изменениями.

В креативных индустриях много женщин, но они всё ещё редко находятся на позициях, принимающих решения. Всё ещё много неравенства в мировой арт-сцене, всё меньше платят женщинам и выделяются бюджеты на проекты с женским взглядом. Во главе креативных индустрий чаще всего стоят мужчины, поэтому нам хотелось встретиться, сблизиться и поговорить о том, как мы можем солидаризироваться в своём искусстве и в своих социальных миссиях,» — рассказывает Анастасия Курылева, активистка, со-основательница Qizlar и со-продюсерка Шестого фестиваля.

Решение Сельби и Лейлы организовать Шестой фестиваль в Шымкенте тоже было неслучайным. Это — город приграничного сотрудничества и историческая точка соприкосновения творчества, разнообразия языков и культур.

Настя продолжает: «Нам важно быть частью процессов децентрализации и показывать людям, что и в других городах, кроме Ташкента, Бишкека, Астаны, Алматы, есть свои контексты, культура, важные и значимые места, классные люди, которые очень много всего делают. Хочется поменять картину, что во всех странах есть только какие-то центры, а всё остальное — это периферия. На самом деле, это не так. И это как лоскутные корпешки: всё такое очень разное, красивое, пёстрое, и хочется в полной мере показать людям эту палитру.»

Дискуссия «Женское коллективное лидерство в гражданском обществе» в арт-пространстве «Цех 361», 2023.


Томирис: «Мне было так кайфово делать фестиваль в нашем с Лейлой и Фаризой родном городе! Мы, FemAgora с Qizlar, и наши шымкентские партнёры вложили все своё радушие во все взаимодействия с контрибьютор_ками. Команда
Цех 361 за ночь организовали для нас уютное пространство с коврами, которые привезли из дома, самодельными лавками, горячим глинтвейном и чаем, и даже за месяц отремонтировали туалет и провели освещение в здание старинного швейного цеха; привезли оборудование для кинопоказа и пульт для выступления диджейки.» 

Дария Касмамытова, директорка цифрового офиса FemAgora, выяснила, что в работе над фестивалями было отправлено более 46 тысяч сообщений, включая разработку концепций, программ, логистики, аутрич-работы и составления отчётов команда потратила более 430 часов — и это лишь статистика из приложения Slack, которым организация пользуется с 2021. До сих пор получается оплачивать только треть всей работы — всё остальное, конечно же, реализуется за счёт безвозмездного интеллектуального, эмоционального, организационного вклада организатор_ок и контрибьютор_ок. Однако мы верим, что в будущем сможем трансформировать сектор, в том числе восприятие труда и оплату активистской и общественной деятельности. 

Мы стремимся, чтобы площадка стала ещё более устойчивой: углубила отношения и связи между людьми из непохожих контекстов общего региона; укрепила междисциплинарные и межсекторальные коллаборации; принесла больше финансирования и ресурсов местным инициативам и сообществам; сделала значимо видимыми актуальные темы и эксперт_ок, которые воздействуют на изменения в жизни многих людей и феминистских движений. Мы хотим, чтобы фестиваль заговорил на всех наших языках и стал доступнее для многих людей в разных аулах, городах и местностях Центральной Азии.

 

С солидарностью,

Айғаным Мұхамеджан — со-авторка,

Томирис Жолдас — со-авторка,

Сельби Джумаева — редакторка FemAgora,

Айнура Аханова — главная редакторка ’98mag.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории