«Супермен» Джеймса Ганна — панк, остановивший военный конфликт

На этой неделе в мировом прокате стартовал один из самых ожидаемых фильмов нынешнего лета — «Супермен» Джеймса Ганна. Ещё задолго до выхода картины споры вокруг качества проекта, заранее предрекая ему провал и сравнивая его с закончившейся франшизы Зака Снайдера. Пока одни спекулировали вокруг уместности такой ленты под авторством Ганна, другие говорили, что от успеха ленты будет зависеть всё будущее обновлённой киновселенной DC. 

О том, насколько все дискуссии вокруг «Супермена» оказались оправданы и какой же получилась новая работа Джеймса Ганна рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

«Три столетия назад на Земле появились первые мета-люди. Три десятилетия назад на планету прибыла капсула с инопланетянином внутри. Три года назад Супермен публично объявил о своём существовании. Три недели назад он остановил вторжение войск Боравии в Джарханпур. Три минуты назад он впервые проиграл в бою мета-человеку по имени Молот Боравии». Именно таким кратким введением в историю обновлённой киновселенной DCU открывается фильм. 

Спустя буквально секунду Супермен на полной скорости врезается в снега Антарктики. Вместо непобедимого героя перед зрителями предстаёт измученный пришелец, зовущий своего пса Крипто на помощь. Сцена, начинавшаяся с грандиозных кадров ледников на фоне величественной музыки быстро превращается в комедийную зарисовку о неугомонной суперсобаке, шутливо избивающей Кларка Кента. И хотя Крипто всё же отвозит Супермена в Крепость Одиночества на лечение, открывающие кадры фильма сразу дают понять, что любая попытка серьёзного диалога со зрителем будет оттенена ворохом шуток, мало подходящих истории.

Как только Супермен приходит в себя, получив нужную дозу солнечного света, он отправляется обратно в Метрополис, чтобы спасти город от Молота Боравии. В рамках противостояния Ганн кратко знакомит зрителей с Лексом Лютором, стоящим за нападением на мегаполис, а также членами Банды Справедливости и коллегами Кларка Кента в Daily Planet. Последующие события фильма фокусируются на борьбе Супермен с Лексом, который сначала пытается очернить его репутацию, а после и вовсе убить. 

Гуманизм Джеймса Ганна

«Любовь к людям — это новый панк». Именно эту мысль проговаривает Кларк Кент в диалоге с Лоис. И именно это становится главным посылом картины. В то время как Супермен Зака Снайдера мог позволить себе ввязаться в бой в центре города, став причиной десятков смертей, Супермен Джеймса Ганна пытается либо эвакуировать город, либо увести сражение подальше от населённых пунктов. Он из раза в раз показывает озабоченность человеческой жизнью, отвлекаясь от злодея, чтобы спасти граждан, оказавшихся в гуще событий. Иногда это доходит до абсурда, но именно в этой абсурдности и кроется несгибаемая мораль нового Супермена, верящего в человечество. 

В своих предыдущих работах Ганн не раз задавался вопросами гуманизма и важности человеческой жизни. Об этом была трилогия «Стражей галактики»: семья, право на второй шанс, борьба маленького человека с богом. Нечто похожее происходит и в новом фильме, где пришелец становится самым человечным персонажем, в то время как люди то и дело выбирают более циничный подход к жизни. 

«Супермен» — это история иммигранта 

Если в «Стражах галактики» постановщик рассказывал об общих ценностях, мало привязанных к событиям реального мира, то в «Супермене» он целиком и полностью растворился в контексте сегодняшних событий. Так, изначальный конфликт фильма строится вокруг решения Кларка Кента остановить вторжение Боравии в Джарханпур. После этого на героя обрушивается правительство США и всевозможные СМИ. Одни начинают призывать героя к ответственности перед своей страной, другие то и дело напоминают, что Супермен — пришелец, которого следует бояться. 

Хотя международный конфликт в «Супермене» происходит между вымышленными странами, зрителю будет не трудно представить вместо Боравии и Джарханпура условные Россию и Украину или Израиль и Палестину. Точно также несложно будет догадаться, что отторжение к Супермену ярко отражает сегодняшнее отношение американцев к мигрантам и происходящие в последние месяцы массовые депортации. Неудивительно, что и главным злодеем фильма был выбран миллиардер, построивший свою империю за счёт достижений в сфере IT. Наконец, его ненависть к Супермену вызвана тем, что он отличается от людей. 

В совокупности с нынешним контекстом Америки, Ганн предлагает зрителям гуманистическую картину об универсальности человеческих ценностей и важности людской жизни. Идеалистические высказывания Супермена оказываются как никогда актуальны в контексте сегодняшнего мира. И пока одни блокбастеры предпочитают уходить в эскапизм, закрывая глаза на постоянные военные конфликты, «Супермен» не боится напомнить нам, что «любовь к людям — это новый панк».

Как плохой сценарий закапывает «Супермена»

Джеймса Ганна можно похвалить как за запуск обширной киновселенной, так и за идеи, заложенные в фильм. Однако всё это разрушается под тяжестью слабого сценария, структурно больше напоминающего страницу из Википедии, нежели проработанную картину. В попытках ввести зрителя в контекст только что созданной DCU постановщику приходится то и дело прерывать повествование, чтобы дать очередному персонажу рассказать о себе, своей профессии и мотивации. 

Впервые это происходит в открывающей сцене, где публику знакомят с последними тремя столетиями жизни на Земле при помощи титров. Буквально через минуту мы попадаем в Крепость Одиночества, в которой уже толпа роботов кратко рассказывают о причинах отправки пришельца на Землю. Далее Лекс, отдавая приказы Молоту Боравии, несколько раз проговаривает свой план по уничтожению Супермена, а Лоис Лейн напоминает зрителям о своих отношениях с Кларком Кентом. В течение фильма такая прямая экспозиция свалится на зрителей ещё не раз, что, естественно, негативно сказывается на качестве восприятия ленты.

Другая проблема картины — это неуместный юмор Джеймса Ганна, который он сохраняет на протяжении всей карьеры. Чаще всего постановщик внедряет юмор в финал эмоциональных сцен, тем самым уменьшая влияние созданной им же драмы. Однако если в «Стражах Галактики» и «Миротворце» это было уместно ввиду нелепости персонажей, то схожие вставки с Крипто и Суперменом (весьма частые и продолжительные) скорее отпугивают публику, не давая ей вовлечься в происходящее. Особенно отчётливо это видно в двух сценах после титров, которые не несут никакого дополинтельного смысла, кроме очередного гэга. Если во вторых «Стражах» с пятью сценами после титров это выглядело свежо, то здесь ощущается как избитая шутка.

Вывод

В итоге у Джеймса Ганна получается неудобоваримая смесь из социальных высказываний и детских шуток с примесью неудачной экспозиции. Серьёзность «Супермена», которую постановщик сам ни раз выстраивает в течение фильма, рушится об его желание создать более мультяшный образ на экране. Фильм можно сравнить с костюмом Супермена, в котором величественный плащ сосуществует с рестлерскими трусами. И хотя кому-то такая комбинация покажется уместной и свежей, многих разочарует подход Ганна к персонажу. 

По ажиотажу вокруг фильма и смыслам, вложенным в него, можно сказать, что Ганн смог запустить самобытную вселенную DCU, за развитием которой будет интересно наблюдать. Лента отлично встраивается в нарратив и дух других проектов франшизы: «Миротворец» и «Монстры-коммандос». Вместе с этим «Супермен» явно углубляет и дополняет мир франшизы, который разрастётся ещё больше с выходом второго сезона «Миротворца» и последующими полнометражными лентами. Поэтому в качестве начала киновселенной «Супермен» — это далеко не худший проект, хоть и оставляет желать лучшего. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Шыңжаңнан шыққан ұйғыр рэпері kkluv
Культура
#музыка
Шыңжаңнан шыққан ұйғыр рэпері kkluv
Самая первая Birkin была продана за рекордные €7 млн
Стиль
#мода
Самая первая Birkin была продана за рекордные €7 млн
Студия SATAIFILM анонсировала новые проекты
Культура
#кино
Студия SATAIFILM анонсировала новые проекты
Новое поколение Q-pop: кто сегодня в авангарде отечественного попа
Культура
#музыка
Новое поколение Q-pop: кто сегодня в авангарде отечественного попа
Never Stop Exploring: как пробежать свой первый трейл
Город
#события
Never Stop Exploring: как пробежать свой первый трейл