Сюжет
«Три столетия назад на Земле появились первые мета-люди. Три десятилетия назад на планету прибыла капсула с инопланетянином внутри. Три года назад Супермен публично объявил о своём существовании. Три недели назад он остановил вторжение войск Боравии в Джарханпур. Три минуты назад он впервые проиграл в бою мета-человеку по имени Молот Боравии». Именно таким кратким введением в историю обновлённой киновселенной DCU открывается фильм.
Спустя буквально секунду Супермен на полной скорости врезается в снега Антарктики. Вместо непобедимого героя перед зрителями предстаёт измученный пришелец, зовущий своего пса Крипто на помощь. Сцена, начинавшаяся с грандиозных кадров ледников на фоне величественной музыки быстро превращается в комедийную зарисовку о неугомонной суперсобаке, шутливо избивающей Кларка Кента. И хотя Крипто всё же отвозит Супермена в Крепость Одиночества на лечение, открывающие кадры фильма сразу дают понять, что любая попытка серьёзного диалога со зрителем будет оттенена ворохом шуток, мало подходящих истории.
Как только Супермен приходит в себя, получив нужную дозу солнечного света, он отправляется обратно в Метрополис, чтобы спасти город от Молота Боравии. В рамках противостояния Ганн кратко знакомит зрителей с Лексом Лютором, стоящим за нападением на мегаполис, а также членами Банды Справедливости и коллегами Кларка Кента в Daily Planet. Последующие события фильма фокусируются на борьбе Супермен с Лексом, который сначала пытается очернить его репутацию, а после и вовсе убить.
Гуманизм Джеймса Ганна
«Любовь к людям — это новый панк». Именно эту мысль проговаривает Кларк Кент в диалоге с Лоис. И именно это становится главным посылом картины. В то время как Супермен Зака Снайдера мог позволить себе ввязаться в бой в центре города, став причиной десятков смертей, Супермен Джеймса Ганна пытается либо эвакуировать город, либо увести сражение подальше от населённых пунктов. Он из раза в раз показывает озабоченность человеческой жизнью, отвлекаясь от злодея, чтобы спасти граждан, оказавшихся в гуще событий. Иногда это доходит до абсурда, но именно в этой абсурдности и кроется несгибаемая мораль нового Супермена, верящего в человечество.
В своих предыдущих работах Ганн не раз задавался вопросами гуманизма и важности человеческой жизни. Об этом была трилогия «Стражей галактики»: семья, право на второй шанс, борьба маленького человека с богом. Нечто похожее происходит и в новом фильме, где пришелец становится самым человечным персонажем, в то время как люди то и дело выбирают более циничный подход к жизни.
«Супермен» — это история иммигранта
Если в «Стражах галактики» постановщик рассказывал об общих ценностях, мало привязанных к событиям реального мира, то в «Супермене» он целиком и полностью растворился в контексте сегодняшних событий. Так, изначальный конфликт фильма строится вокруг решения Кларка Кента остановить вторжение Боравии в Джарханпур. После этого на героя обрушивается правительство США и всевозможные СМИ. Одни начинают призывать героя к ответственности перед своей страной, другие то и дело напоминают, что Супермен — пришелец, которого следует бояться.
Хотя международный конфликт в «Супермене» происходит между вымышленными странами, зрителю будет не трудно представить вместо Боравии и Джарханпура условные Россию и Украину или Израиль и Палестину. Точно также несложно будет догадаться, что отторжение к Супермену ярко отражает сегодняшнее отношение американцев к мигрантам и происходящие в последние месяцы массовые депортации. Неудивительно, что и главным злодеем фильма был выбран миллиардер, построивший свою империю за счёт достижений в сфере IT. Наконец, его ненависть к Супермену вызвана тем, что он отличается от людей.
В совокупности с нынешним контекстом Америки, Ганн предлагает зрителям гуманистическую картину об универсальности человеческих ценностей и важности людской жизни. Идеалистические высказывания Супермена оказываются как никогда актуальны в контексте сегодняшнего мира. И пока одни блокбастеры предпочитают уходить в эскапизм, закрывая глаза на постоянные военные конфликты, «Супермен» не боится напомнить нам, что «любовь к людям — это новый панк».
Как плохой сценарий закапывает «Супермена»
Джеймса Ганна можно похвалить как за запуск обширной киновселенной, так и за идеи, заложенные в фильм. Однако всё это разрушается под тяжестью слабого сценария, структурно больше напоминающего страницу из Википедии, нежели проработанную картину. В попытках ввести зрителя в контекст только что созданной DCU постановщику приходится то и дело прерывать повествование, чтобы дать очередному персонажу рассказать о себе, своей профессии и мотивации.
Впервые это происходит в открывающей сцене, где публику знакомят с последними тремя столетиями жизни на Земле при помощи титров. Буквально через минуту мы попадаем в Крепость Одиночества, в которой уже толпа роботов кратко рассказывают о причинах отправки пришельца на Землю. Далее Лекс, отдавая приказы Молоту Боравии, несколько раз проговаривает свой план по уничтожению Супермена, а Лоис Лейн напоминает зрителям о своих отношениях с Кларком Кентом. В течение фильма такая прямая экспозиция свалится на зрителей ещё не раз, что, естественно, негативно сказывается на качестве восприятия ленты.
Другая проблема картины — это неуместный юмор Джеймса Ганна, который он сохраняет на протяжении всей карьеры. Чаще всего постановщик внедряет юмор в финал эмоциональных сцен, тем самым уменьшая влияние созданной им же драмы. Однако если в «Стражах Галактики» и «Миротворце» это было уместно ввиду нелепости персонажей, то схожие вставки с Крипто и Суперменом (весьма частые и продолжительные) скорее отпугивают публику, не давая ей вовлечься в происходящее. Особенно отчётливо это видно в двух сценах после титров, которые не несут никакого дополинтельного смысла, кроме очередного гэга. Если во вторых «Стражах» с пятью сценами после титров это выглядело свежо, то здесь ощущается как избитая шутка.
Вывод
В итоге у Джеймса Ганна получается неудобоваримая смесь из социальных высказываний и детских шуток с примесью неудачной экспозиции. Серьёзность «Супермена», которую постановщик сам ни раз выстраивает в течение фильма, рушится об его желание создать более мультяшный образ на экране. Фильм можно сравнить с костюмом Супермена, в котором величественный плащ сосуществует с рестлерскими трусами. И хотя кому-то такая комбинация покажется уместной и свежей, многих разочарует подход Ганна к персонажу.
По ажиотажу вокруг фильма и смыслам, вложенным в него, можно сказать, что Ганн смог запустить самобытную вселенную DCU, за развитием которой будет интересно наблюдать. Лента отлично встраивается в нарратив и дух других проектов франшизы: «Миротворец» и «Монстры-коммандос». Вместе с этим «Супермен» явно углубляет и дополняет мир франшизы, который разрастётся ещё больше с выходом второго сезона «Миротворца» и последующими полнометражными лентами. Поэтому в качестве начала киновселенной «Супермен» — это далеко не худший проект, хоть и оставляет желать лучшего.