Сюжет
«Прости, детка» условно поделён на несколько глав, каждая из которых показывает небольшой отрывок из разных лет жизни главной героини Агнес. В первой главе под названием «Год с младенцем» зрителей знакомят с двумя подругами Лидией и Агнес. Когда-то они обе проходили докторантуру в местном университете, но дальше их пути разошлись. Первая уехала покорять мегаполис, а вторая осталась в маленьком городке преподавать английскую литературу всё в том же университете. У Лидии жизнь явно складывается удачно — как в профессиональном, так и в личном плане. Совершенно иначе обстоят дела у Агнес, которая, несмотря на полученную «работу мечты», так и не смогла найти своё место в жизни.
Показав короткую встречу старых подруг, фильм переносит нас во времена их выпускного года. Тогда они были немного моложе, а оттого более свободнее и спонтаннее. Самой большой проблемой казалась защита диссертации, а жизнь — полной возможностей. Однако именно в этот период с Агнес происходит трагическое событие, которое начинает разрушать её изнутри, надламывая её веру в людей.
Дальнейшие главы расскажут о сложном, но в то же время трогательном процессе проработки травмы — процессе, в котором каждый зритель сможет почерпнуть что-то для себя.
Нежность побеждает зло
В последнее время авторское кино всё чаще уходит в прямую конфронтацию с происходящими в мире катастрофами. Одни фильмы открыто критикуют политиков, другие — говорят о надвигающемся конце света. И хотя такие картины необходимы, критики всё чаще замечают, что желание громко высказаться начинает преобладать над способностью рассказать самобытную историю. На этом фоне начинают выделяться фильмы, где главенствует не насилие, а нежность — как по отношению к себе, так и к полученным травмам. Поэтому неудивительно, что в этом году в Каннах главные призы достались именно лентам о прощении и попытке двигаться дальше: «Простой случайности» Джафара Панахи и «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера.
«Прости, детка» тоже вписывается в эту парадигму: хотя фильм начинается с разговора о травме, он фокусируется на процессе её преодоления. Причём делает это через череду случайных встреч героини с хорошими, неравнодушными людьми, готовыми поддержать в трудную минуту. Здесь и владелец местной пекарни, который угощает самым вкусным сэндвичем в мире, и бывшая ревнивая однокурсница, которая делится своими переживаниями, и, конечно, лучшая подруга, приехавшая навестить нашу героиню. Каждая из этих встреч показывает, что человек не остаётся один, и что в конце даже самого тёмного туннеля обязательно будет свет.
Новая героиня авторского кино
Ева Виктор не просто режиссёр-дебютантка. Она также выступила сценаристкой и исполнила главную роль в фильме. До этого она несколько лет снимала короткие интернет-ролики, которые обрели фан-базу по всему миру. Среди поклонников творчества Виктор был и известный режиссёр Барри Дженкинс, снявший оскароносный «Лунный свет» и кассового «Муфасу». Однажды девушка отправила черновой вариант сценария «Прости, детка» Дженкинсу — и тот предложил ей срежиссировать ленту. Виктор согласилась, а Дженкинс выступил продюсером, попутно пригласив в проект Адель Романски, за плечами которой такие инди-хиты как «Солнце моё» Шарлотты Уэллс и «Под Сильвер-Лэйк» Дэвида Роберта Митчелла.
Наличие Романски и Дженкинса в проекте уже было верным знаком того, что «Прости, детка» может стать успешным авторским дебютом. Но после покупки ленты студией А24 можно смело сказать, что в мире кино появилось новое, самобытное имя — Ева Виктор. Её сила заключается даже не столько в режиссуре, сколько в великолепной работе со сценарием. Он захватывает зрителя как своим нелинейным повествованием, так и остроумными диалогами. Виктор умело жонглирует между драмой и комедией, рождая на экране этакий моноспектакль, во многом похожий на «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж. И пусть героиня Виктор не ломает четвёртую стену, она умудряется схожим образом достучаться до зрителя, став для него настоящим другом, с которым хочется проводить время и к которому хочется возвращаться.
Вывод
Фильм Евы Виктор ещё не добрался до кинотеатров, но когда это произойдёт, он станет маленьким бриллиантом для всех любителей трогательных историй. По духу напоминая «Нормальных людей», а по ощущениям «Солнце моё», «Прости, детка» — это идеальное душевное кино, способное окутать смотрящего своей нежностью и стать той самой опорой. Просмотр ленты дарит весь спектр эмоций, позволяя нам посмеяться вместе с главной героиней, а после — поплакать с ней. Такая картина ощущается как тёплая, искренняя беседа со старыми подругами — Агнес и Лидией, к которой хочется возвращаться в трудные минуты.
Читайте другие рецензии с 78-го Каннского кинофестиваля: