Почему все говорят о «Бруталисте»

Одно из главных событий в мире кино прошлого года — «Бруталист» Брэди Корбета. После премьеры в Венеции, откуда фильм увёз «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, он получил восторженные отзывы критиков и уже успел собрать целый ряд престижных наград, включая три «Золотых глобуса». На предстоящем «Оскаре» картина получила десять номинаций, уступив в количестве только ленте-рекордсмену «Эмилии Перес».

Фильм к тому же хорошо показал себя в прокате, а не так давно, наконец, приземлился на стримингах. Разбираемся, почему все говорят о нём уже полгода.

Универсальная история

Картина рассказывает историю вымышленного венгерского архитектора еврейского происхождения, пережившего концлагерь и бежавшего в Америку после окончания Второй мировой. Там он сначала подрабатывает у своего кузена мебельщиком, а затем знакомится с успешным бизнесменом-нуворишем, который заказывает у героя проект многофункционального центра, посвящённого его усопшей матери.

Режиссёр Брэди Корбет с удивительной дотошностью исследует жизнь вымышленного героя, бесконечно расширяя тематическое поле картины. В конечном итоге «Бруталист» — это кино о крушении «американской мечты», но режиссёр находит в нём место и мигрантским будням, кризису идентичности, наркотической зависимости, роли личной травмы в творчестве, отношениям автора и его произведения, художника и его патрона, наконец, искусства и капитализма. Такая универсальность смыслов, идей и переживаний позволяет каждому зрителю соотнести себя с историей, найти собственную грань произведения.

 

Монументальность

Гигантомания Корбета отнюдь не ограничивается тематикой фильма, ей пронизана и форма картины. За сравнительно небольшие по голливудским меркам $10 млн, ему удалось создать монументальный, если не мегаломанский, фильм, не уступающий дорогостоящим историческим блокбастерам.

Картина поражает своим масштабом и вниманием к деталям во всём: от реалистичных декораций и неуютного саундтрека до гигантского хронометража и безупречной операторской работы. Это кино, не стесняющееся своих амбиций. Фильм, отлитый в бетон или выдолбленный в мраморе, мечта о собственном величии.

 

Актёрский состав

При таком скромном бюджете Корбет умудряется удивлять не только масштабом постановки, но и звёздным актёрским составом, получившим целых три номинации на предстоящем «Оскаре». 

Пожалуй, больше всего внимания к себе привлёк Эдриан Броуди, исполнивший главную роль бывшего узника Бухенвальда, будто сошедшего сюда прямиком из «Пианиста» Романа Полански. На втором плане Фелисити Джонс в роли его верной жены, молчаливая племянница Рэффи Кэссиди и толстосум Гай Пирс, временами крадущий всё шоу своей хищнической жестокостью.

 

Фигура автора

«Бруталист» стал третьей режиссёрской работой Брэди Корбета. Свою карьеру в кино он начал в 11 лет, будучи актёром на телевидении и в озвучке. За следующие 15 лет он успел поработать с целым рядом культовых режиссёров, среди которых Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер и Оливье Ассаяс. 

В 2015 году вышел его режиссёрский дебют, мрачная историческая драма «Детство лидера» о корнях фашизма, вдохновлённая одноимённым рассказом Жан-Поля Сартра. Через несколько лет он подкрепил свой успех второй картиной — психологической драмой «Голос Люкс» с Натали Портман о том, как шоу-бизнес крадёт души.

Обе работы Корбета провалились в прокате, получив, тем не менее, восторженные отзывы критиков за уникальный стиль, совмещающий въедливый психологизм с элементами арт-хоррора и социальной, а подчас и политической критикой. С первого же фильма стало ясно, что молодой режиссёр многое почерпнул у старших коллег.

Очевидно, что Корбет позиционирует себя как автора в своих попытках саботировать зрителя, бросить ему вызов. Во всём, от плёночной камеры до хронометража, читается его поза, от которой он не готов отступить, несмотря на смешки, звучащие посреди аплодисментов.

Кино о кино

«Бруталист», пожалуй, самая доступная работа Корбета, однако именно в ней сосредоточен режиссёрский протест против современной киноиндустрии. Очевидно, что в персонаже Ласло Тота режиссёр видит и себя — художника, вынужденного идти на поводу у меценатов, ходить по бесконечным званым ужинам, терпеть насмешки и лишения.

И всё ради того, чтобы воплотить в жизнь проект, выношенный в собственной боли и переживаниях, в надежде быть понятым если не сейчас, то хотя бы спустя 20 или 30 лет. Лучшее же, на что он может рассчитывать при жизни, — стать той самой «lady of the night», разговором с которой приятно побаловать себя нахрапистому магнату.

Здание, над которым долгие работал главный герой, удивительно напоминает проект-долгострой самого режиссёра. Производство «Бруталиста» заняло у него больше семи лет: съёмки несколько раз переносились из-за пандемии.

Так же, как из проекта Ласло Тота можно было сделать пять разных зданий, из «Бруталиста» можно было смонтировать несколько фильмов: об эмиграции, творчестве или наркотической зависимости. Да и в упрямстве архитектора, покрывающего излишки при строительстве за свой счёт, несложно углядеть Корбета, не заработавшего ни копейки с фильма, но устроившего его в полном соответствии с собственным видением. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика