Почему вам нужно посмотреть «Оленёнка» – новую драмеди от Netflix

Вы наверняка уже слышали об «Оленёнке», мини-сериале, вышедшем на Netflix две недели назад и мгновенно ставшем хитом стримингового сервиса со стопроцентным рейтингом на Rotten Tomatoes.

Большая человеческая трагедия, исповедь и курс самотерапии, поместившиеся в семь эпизодов, выворачивают душу любому просмотревшему. Начинаясь как чёрная комедия, эпизод за эпизодом, она превращается в нечто большее – историю о боли, мужественности, сексуальной самоидентификации, реабилитации и многом другом.

ТЕКСТ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ!

Это правдивая история

«Это правдивая история» пишется в начале первого эпизода, давая нам понять, что все вовлечённые в неё люди реальны: от женщины, которая безжалостно преследовала главного героя, до пожилого сценариста-насильника и транс-женщины, с которой у него были искренние, но обречённые отношения.

Сериал основан на одноимённом моноспектакле Ричарда Гэдда 2019 года и его стендап-шоу «Monkey See Monkey Do», вышедшего тремя годами ранее.

Ричард Гэдд – 34-летний шотландский писатель, актёр и комик. Он уже неоднократно участвовал в написании сценариев для сериалов, в том числе написал пятый эпизод второго сезона «Полового воспитания». Он амбассадор «We Are Survivors» – британской организации, помогающей жертвам сексуализированного насилия.

Играя вымышленную версию 28-летнего себя по имени Донни Данн, Гэдд рассказывает историю многолетнего сталкинга и харассмента со стороны женщины по имени Марта (которую великолепно сыграла Джессика Ганнинг). Работая барменом, главный герой угощает заплаканную Марту чашкой чая и тем самым навлекает её взор на своё существование и становится центром её безумной вселенной.

Настоящее имя Марты неизвестно, зато мы знаем, что она преследовала Ричарда на выступлениях, появлялась у него дома, отправила ему 41 071 электронное письмо, 350 часов голосовой почты, 744 твита и 46 сообщений в Facebook. Суммарно её письма занимают больше 100 страниц текста. К тому же она заваливала его зловещими подарками, среди которых снотворное, нижнее белье, шерстяная шапка и игрушка в виде оленя.

История с Мартой по ходу сериала вскрывает более глубокую травму – изнасилование, манипуляции и газлайтинг, с которыми автор столкнулся в студенческие годы со стороны старшего «покровителя» и «наставника», 55-летнего сценариста Дэрриена. Автор раскрывает главную боль своей жизни совершенно неожиданно, заставив зрителя сидеть в ступоре и отложить сериал на пару дней. На фоне этого эпизода Марта перестаёт выглядеть главным злодеем, а запутанные чувства и нелогичные на первый взгляд действия героя становятся более понятными. Почему он не сдал больную Марту в полицию? Потому что не сдал тогда Дэрриена – осознанного манипулятивного насильника.

Сталкинг в новой оболочке

Хотя «Оленёнок» в основном правдив, Гэдд признаёт, что усилил напряжение и интригу ради шоу. «Шоу лишь слегка выдумано», – говорит Гэдд. «Основная часть истории абсолютно правдива, но в реальной жизни она не была такой болезненно захватывающей. Чувство, которое вы испытываете больше всего, когда вас преследуют, – это безжалостная усталость и разочарование. Я не хотел, чтобы зрители это почувствовали».

Основываясь на этом опыте, Гэдд сказал, что хочет создать что-то, чтобы рассказать свою историю и представить преследование по-другому. 

Сталкинг на телевидении обычно изображают очень сексуализированно. Ему придают таинственность. Это кто-то в тёмном переулке. Это кто-то очень сексуальный, кто в обычной жизни кажется нормальным, но затем постепенно становится странным», – говорит Гэдд, явно делая отсылку к сериалу “Ты” – «но преследование – это психическое заболевание. Я действительно хотел показать многослойность преследования по-человечески, чего я сам обычно не вижу по телевизору».

Гэдд ясно даёт понять, что он не хотел писать «историю жертвы». Он говорит: «Я думаю, что искусство весьма интересно, когда ты не знаешь, на чьей ты стороне». И ему это действительно удалось. На протяжении сериала Марта не вызывает отвращения (чего нельзя сказать о Дэрриене), скорее недоумение. 

Актёрская игра

Отдельно стоит отметить актёрскую игру в сериале. Потрясающая Джессика Ганнинг, сыгравшая Марту, способна за секунду сменить спокойную и влюблённую улыбку на взволнованный сумасшедший взгляд. Героиня Джессики вызывает целый шквал эмоций: от раздражения до эмпатии и жалости к ней.

При просмотре я не сразу поняла, что главного героя играет сам Ричард Гэдд, а когда узнала, то задумалась: «каково это постоянно возвращаться в свой самый страшный период жизни и заново его проживать?». При этом Гэдд ясно даёт понять, что он не идеален – он много ошибался, потворствовал иллюзиям Марты, лгал и притворялся. Он не пытается изобразить «жертву и преступника», а скорее одного человека с ментальными и проблемами и второго, тоже с проблемами, но другого масштаба.

Возлюбленную Донни – Терри – играет трансгендерная женщина Нава Мау.

Когда я читала сценарий, мне казалось, что я впервые читаю персонажа, написанного кем-то, кто действительно знал и любил транс-женщину», – сказала Мау.

На фоне отношений с Терри нам демонстрируется внутренний беспорядок в душе главного героя – гомофобия, трансфобия, проблемы с сексуальной самоидентификацией и страх перед общественным мнением. При этом сама Терри давно реализована, прекрасно понимает себя и свои чувства и уверена в себе. На контрасте с ней, мы понимаем насколько Донни травмирован.

Актуальность

Мгновенную популярность картины частично можно объяснить и актуальностью темы. Сталкинг встречается гораздо чаще, чем кажется. В Англии эта цифра доходит до 7 миллионов пострадавших (около 12% населения). В Казахстане такой статистики нет, но согласно исследованию Kursiv Research, 37% опрошенных сталкивались с преследованиями, в основном, это киберсталкинг со стороны незнакомых либо бывших интимных партнёров.

Актуальность травмы пережившего сексуализированное насилие даже и доказывать не нужно цифрами. Каждый казахстанец, открывая новости, читает истории, от которых бегут мурашки по коже. Тем не менее, сексуализированное насилие над мужчинами по сей день остаётся табуированной темой, а в Уголовном Кодексе оно сухо обозначено как «понуждение к мужеложству» и карается штрафом до 3000 МРП либо исправительными работам, ограничением/лишением свободы до трёх лет.

Согласно исследованию Ranking.kz, основанному на официальной статистике, количество изнасилований в Казахстане за последние несколько лет уменьшились с 1317 до 406, но стоит учитывать, что часть преступлений умалчивается и не доходит до Комитета статистики, как и в случае с Ричардом Гэддом, не ставшим заявлять на своего обидчика ни в сериале, ни в реальной жизни. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Культура
#музыка
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Культура
#кино
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Блестящее выступление Казахстана и другие итоги Летних Паралимпийских игр
Ликбез
#общество
Блестящее выступление Казахстана и другие итоги Летних Паралимпийских игр
Какой уход нужен твоей коже осенью
Стиль
#красота
Какой уход нужен твоей коже осенью
Актёры фильма SHULAMAH прокатились вместе с алматинцами в звёздном такси 
Город
#события
Актёры фильма SHULAMAH прокатились вместе с алматинцами в звёздном такси