«Песнь ночных сов»: «Сумерки» для парней и эскапизм

Летний сезон 2025 года выдался богатым на громкие релизы. Помимо анонсов новых экранизаций, фанаты дождались продолжения уже полюбившихся тайтлов. Сиквел «Песни ночных сов» вышел спустя три года после успеха первого сезона. История продолжает набирать обороты и постепенно оправдывает жанровое определение «сёнэн». Бахтияр Балташев рассказывает, как история ночных прогулок становится метафорой взросления и бегства от реальности.

Сюжет

Главный герой, Ямори Ко, живёт в вымышленном японском городе Комори, вдохновлённом пейзажами Сайтамы. Ему 14 лет, он учится в средней школе. Родители в разводе, сам Ямори живёт с матерью, которая работает в ночную смену и из-за графика почти не видится с сыном. 

В отличие от большинства персонажей аниме этого жанра, у него нет трудностей в общении или учёбе. Напротив, уже в первой серии одноклассница признаётся ему в чувствах, но он её отвергает. Ко никогда не был влюблён, не понимает собственных эмоций, из-за чего начинает накручивать себя. Постепенно из примерного ученика он превращается в прогульщика, а затем и вовсе бросает школу.

На фоне этих переживаний Ямори начал страдать бессонницей. В одну из ночей он впервые решает сбежать из дома и прогуляться по городу. Там он встречает загадочную вампиршу по имени Надзуна Нанакуса, которая показывает ему все прелести ночной жизни.

Ко твёрдо решает стать вампиром, но для этого ему придётся влюбиться в Надзуну. Так Ямори оказывается втянут в круговорот вампирских разборок.

Авторский стиль

Автор манги Котояма славится размеренным темпом повествования, присущим жанру slice of life. Предыдущий бестселлер автора — Dagashi Kashi («Магазинчик сладостей») — эталонный пример «слайса». Порядок эпизодов практически не имеет значения для просмотра. Завязка истории и мотивация персонажей быстро забываются, так как герои почти не движутся к какому-либо логическому финалу.

Каким-то образом Котояме удалось совместить привычный для себя «слайс» с динамичным сёнэном. Первая половина аниме плавно знакомит нас с персонажами, делает акцент на переживаниях главного героя, а затем резко окунает в зрелищные вампирские бои.

Для автора это стало первой работой с серьёзным сюжетом и попыткой сделать этический комментарий. Сюжетно любовная линия между Ко и Нанакусой напоминает перевёртыш «Сумерек». Два подростка пытаются отвергнуть человечность, чтобы вырваться из привычной жизни. Однако если Белла хотела стать вампиром, чтобы быть со своим возлюбленным, то Ямори придётся полюбить Надзуну, чтобы самому стать вампиром и сбежать от реальности.


Побег от ответственности как путеводная нить

Вся история пропитана духом эскапизма и подросткового бунта против взросления. Сама по себе мотивация Ко стать вампиром донельзя проста: вампирам не надо ходить в школу и быть частью социума.

Визуальный стиль аниме как нельзя кстати иллюстрирует разницу между тусклым будничным днём и яркими ночными пейзажами. Нетривиальный выбор неоновой палитры подчёркивает этот дуализм, и зритель невольно начинает разделять ощущение свободы ночной жизни.

Эскапизм свойственен не только главному герою, но и почти всем персонажам аниме. Все вампиры обратились, чтобы сбежать от проблем человеческой жизни. Несчастливый брак, болезнь, молодость, ненавистная рутина — от всех проблем можно уйти, если отбросить человечность.

Но суть проблем это не стирает: прошлое всё равно возвращается. Например, Сэри Кикё, вампирша-гяру, хочет завести себе друга, но ей не хватает духа признаться в этом, из-за чего она убивала тех, кто со временем влюблялся в неё.

Нарративно вторая половина аниме состоит из решения подобных мелких драм, где причиной всех проблем служит бегство от ответственности. Кико Хошими, главная антагонистка, обратившая в вампиров более ста партнёров, воплощает в себе все негативные последствия подобного образа жизни.

Вампиризм в «Песне ночных сов» завязан на любви, что делает процесс обращения глубоко интимным — фактически метафорой полового акта. В таком контексте армия вампиров-слуг Кико Хошими — следствие её промискуитета. Именно её безответственное отношение к обращённым запустило маховик вампирских междоусобиц. Ко и Надзуна, как моногамная пара, будут пытаться помешать заговору Кико и заставить её принять ответственность за всех обманутых.

О причинах успеха аниме

Помимо нескольких красочных моментов с кольцевой композицией, аниме отличается грамотным выбором декораций.

Все встречи Ко с Нанакусой происходят у детской площадки — это отражает инфантильный характер их отношений. Оба бегут от скуки и взрослой рутины, и местом их встреч становится пространство, где дети, ровно как и они, беззаботно проводят время.

В то же время единственным голосом разума во всём аниме выступает Акира Асаи, подруга детства главного героя. Она пытается уговорить Ямори вернуться в школу и бросить ночной образ жизни. Встречи с ней, напротив, происходят всегда утром — на пересечении мира беззаботной ночи и рутинного дня, когда Ко идёт спать, а Акира — в школу.

Визуальный стиль аниме идеально отражает сленговое английское vibey. Именно самобытная атмосфера сериала не позволила первому сезону затеряться на фоне экранизаций «Человека-бензопилы», нового «Блича» и «Класса превосходства» в 2022 году.

Техническое исполнение адаптации легло на плечи Liden Films, известных по работе с «Токийскими мстителями», «Убийцей гоблинов» и печально известным «Берсерком» 2016 года. В случае с «Песнью ночных сов» студия справилась на отлично. Помимо вайбовых панорамных видов ночного города, в аниме присутствуют редкие, но зрелищные экшен-сцены, доработанные по сравнению с теми, что были в  первоисточнике.

Отдельно стоит поблагодарить дуэт Creepy Nuts. Именно они подарили аниме все опенинги, эндинги, и даже название тайтла было вдохновлено их песней «Yofukashi no Uta».

Нарративный диссонанс

Адаптация унаследовала и некоторые слабые стороны манги. Наиболее заметная из них — нарративный диссонанс. Характер главного героя на протяжении произведения заметно колеблется. Если в начале Ко воспринимается как флегматичный и смышлёный для своих лет юноша, то к финалу он превращается в профессионального спасателя с дипломом психолога в свои 14 лет.

Такие условности, как отсутствующий родитель дома, воспринимаются как часть образа взрослого Ямори, коим он не является. Это обусловлено спецификой жанра и возрастной категорией произведения (+13). Молодой аудитории проще ассоциировать себя с ровесником, даже если при ближайшем рассмотрении он оказывается мудрее многих взрослых.

Итог

Аниме отлично справляется с задачей Slice of life ромкома: оно расслабляет, позволяет отвлечься и вовлекает зрителя в метаэскапизм. Местами упрямый фансервис для кого-то определит сериал в категорию guilty pleasure, а возможно и ниже.

Тем не менее, «Песнь ночных сов» выгодно выделяется на фоне прочих произведений в своём жанре. В отличие от большинства новомодных ромкомов, динамика Надзуны и Ко не сводится к дешёвым сценам из ситкома и нелепому румянцу. Герои испытывают друг друга, ревнуют, ссорятся, но тем самым познают и принимают себя. История оставляет приятное послевкусие и желание погулять по ночному городу в свете неоновых огней.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Куда мчат самокаты, и успевают ли за ними города
Город
#урбанистика
Куда мчат самокаты, и успевают ли за ними города
Домбырасы жетім қалған күйшілер
Культура
#музыка
Домбырасы жетім қалған күйшілер
Победа «Кайрата», гол Сатпаева и травма Анарбекова
Ликбез
#общество
Победа «Кайрата», гол Сатпаева и травма Анарбекова
«Киностудия» и «Переходный возраст» стали рекордсменами «Эмми-2025»
Культура
#кино
«Киностудия» и «Переходный возраст» стали рекордсменами «Эмми-2025»
Что происходит с исследованием об «открытой и скрытой ЛГБТ-пропаганде в РК»?
Ликбез
#общество
Что происходит с исследованием об «открытой и скрытой ЛГБТ-пропаганде в РК»?