«Отец мать сестра брат»: триптих Джармуша, принёсший ему «Золотого льва»

82-й Венецианский кинофестиваль завершился довольно неожиданной, но значимой победой — «Золотого льва» получил Джим Джармуш, легенда американского независимого кино. Мало кто ожидал, что этот фильм возьмёт главный приз, но жюри под руководством Александра Пэйна решило иначе. Рассказываем, почему этот тихий семейный альманах заслуживает победы и действительно ли перед нами лучший фильм режиссёра в его поздний период творчества.

Удивительно, но за все годы своей карьеры Джим Джармуш, настоящий классик американского инди-кино, никогда не выигрывал главный фестивальный приз. Более того, он ездил только в Канны и даже не заглядывал на другие смотры. В этом сезоне всё началось с апрельской драмы, когда программный директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо не включил новый фильм режиссёра в программу этого года. «Отцу матери сестре брату» не нашлось места даже в параллельных секциях, хотя Джармуш был постоянным гостем Круазетт с 1984 года. Тогда у некоторых возникли сомнения по поводу качества картины и её дальнейшей прокатной судьбы, но художественный руководитель Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера забрал фильм себе. Приезд Джима на Лидо стал значимым не только из-за дебюта на Биеннале — теперь у режиссёра есть главная награда одного из фестивалей «большой тройки» (Канны, Венеция, Берлин).

Фото: Тео Уарго

«Отец» — история брата (Адам Драйвер) и сестры (Маим Бялик), приезжающих в гости к своему чудаковатому отцу (Том Уэйтс). Сиблинги встревожены тем, как далеко им приходится добираться, а само состояние мужчины вызывает вопросы. Видно, что «выглаженные» дети обеспокоены им, но никто не в силах предпринять меры по его спасению: дорога слишком долгая, нет контакта, пропасть слишком велика, а недосказанность затянулась настолько, что рассказывать о своей жизни просто не хочется.

«Мать» — две сестры (Кейт Бланшетт и Вики Крипс) наведываются на чаепитие к своей строгой и холодной матери-писательнице (Шарлотта Рэмплинг), которая видит своих непохожих дочерей только раз в год. С самого начала всё идёт не по плану, а полярность сестёр только усугубляет ситуацию. Всем хочется отдохнуть от семейного напряжения, но даже успокаивающий чай с десертами не помогает. 

«Сестра брат» — близнецы (Лука Саббат и Индия Мур) решаются найти парижскую квартиру, в которой когда-то жили их родители. Это самая грустная история, рассказывающая о памяти поколений и благодарности своему детству. Брат с сестрой разъезжают по городу, чтобы в итоге заново обрести себя в пустом и молчаливом отчем доме. В нём уже давно не слышно человеческих голосов, но всё так же живёт любовь. С ней не страшно и посидеть в тишине. 

Новая картина режиссёра следует главной линии джармушевского творчества — это тихий альманах, состоящий из, казалось бы, несвязанных сюжетов. В каждом из них мы проводим время с разными семьями, следим за их бытовыми перепалками и слышим, какими разными могут быть признания в любви. У новелл триптиха есть несколько сквозных тем, и все они связаны с тем, как горячо может бурлить родная кровь даже в самых непримечательных и тихих моментах. Любовь Джармуша минималистична и спокойна, а от того заседает внутри гораздо глубже. Герои не кричат, не делают резких заявлений и явно не показывают своих чувств, проживая все обиды в общей тишине. Ещё одна точка пересечения историй — город, в котором встречаются персонажи. Формально действие разворачивается в трёх разных странах (Америка, Англия, Франция), но идейно все в шутку обращаются к некой глуши (Nowheresville), как к месту, в котором и происходят семейные встречи. 

Джим Джармуш в лучшей манере своих ранних шедевров («Кофе и сигареты», «Ночь на Земле») показывает в кадре то, что обычно принято скрывать или прятать за монтажом. В жизни подобные сцены провоцируют неловкие паузы, но тексты режиссёра настолько точны и чувственны, что именно в них прорезается та редкая жизнь, которую сейчас почти не показывают в кино. Герои обсуждают, можно ли пить воду из-под крана, как отличить реплику часов от настоящих и уместно ли говорить тост с чашкой кофе в руках. Разговоры зеркалятся от рассказа к рассказу, создавая общность между семьями. Мы можем быть разбросаны по всему миру, но всех нас объединяет простая человеческая наивность. Возможно, Джармуш слишком оптимистичен, но его естественность и поэтичность лечат от всех моральных недугов. 

«Отец мать сестра брат» переполнен символическими образами, которые, может быть, и не меняют картину глобально, но точно подсвечивают чудеса, обычно ускользающие от глаз. Взять, например, скейтеров, которые в каждой истории в рапиде проносятся по дорогам перед героями. Они никак не участвуют в истории и появляются всего на пару секунд, но именно такие детали в повседневности Джармуша интригуют и  заставляют прокручивать в голове теории о природе этого банального, но почему-то волшебного явления. Магия, не иначе. Или взять художественное решение режиссёра одеть своих героев в костюмы с элементами красного цвета. Большинству из них в тягость вести диалог друг с другом, но все они почему-то выбирают одежду одинаковых оттенков. 

Кино прекрасно работает со структурой триптиха и переходит между главами сквозной визуальной рифмой — туманными зарисовками то ли с дорогой, то ли с кронами деревьев и размытыми цветными огоньками. Будто через телепорт, мы переходим из одного дома в другой так изящно и деликатно, что ненароком проступают слёзы. Сопровождаются эти зарисовки мелодичным и успокаивающим аккомпанементом. Каждый из героев начинает свою главу в машине, а само кино похоже на неторопливый проезд по знакомым и любимым местам с остановками у дальних, но дорогих сердцу родственников. 

Джармуш заканчивает песней Nico — «These Days», где поётся о тех самых днях, когда ты не можешь разговаривать, рисковать или мечтать. Иногда такие дни приходятся на встречи с родственниками, которых ты не видел долгое время, но это совсем не повод огорчаться. Наступят и другие. «Отец мать сестра брат» — проект настолько смиренный и утончённый, что никому нет дела до поколенческих конфликтов или измученных вопросов «отцов и детей». Претензии к выбору Пэйна может и легитимны из-за более драматически выверенных фильмов основного конкурса, но победа знакомого и почти исчезающего вида лирических фильмов как нельзя кстати. 

Другие рецензии с 82-го Венецианского кинофестиваля:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Ninety One оралды! Көптен күткен comeback  
Культура
#музыка
Ninety One оралды! Көптен күткен comeback  
Как «Истребитель демонов» изменил аниме
Культура
#кино
Как «Истребитель демонов» изменил аниме
Как трагедия Адама Рейна ставит вопрос жизни и смерти в эпоху ИИ
Ликбез
#истории
Как трагедия Адама Рейна ставит вопрос жизни и смерти в эпоху ИИ
Apple представили самый тонкий iPhone в истории и другие новинки
Бизнес
#технологии
Apple представили самый тонкий iPhone в истории и другие новинки
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо: Лучшая роль Джейкоба Элорди
Культура
#кино
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо: Лучшая роль Джейкоба Элорди